Четки их предназначение. Короткая молитва по четкам. Изготовление своими руками
ВАЖНОЕ СООБЩЕНИЕ! ВНИМАНИЕ, ВНИМАНИЕ, ГОВОРИТ МОСКВА! Полный текст (и видео), обращения Сергея Собянина к москвичам из-за коронавируса. 18+ ************************************************************************************************ Милые мои москвичи старшего поколения, мамы и папы, дедушки и бабушки! Мое сегодняшнее обращение, в первую очередь, к вам. Я думаю, что оно может вам не понравиться и даже вызвать внутренний протест, но прошу поверить, оно продиктовано искренней заботой о вас. Вы очень дороги нам. По периметру наших границ бушует пандемия новой коронавирусной инфекции. В России ситуация более-менее спокойная. Но мало того, что Москва – самый большой город в России и Европе, он еще и находится на перекрестке всех дорог. И если, несмотря на все принимаемые меры, эта беда придет и к нам, мы должны быть максимально готовы. Природа коронавируса такова, что в первую очередь он представляет угрозу для жизни и здоровья пожилых и людей с хроническими заболеваниями, с низким иммунитетом. Поэтому наша главная задача – защитить вас, москвичей старшего поколения. Как это сделать? Идеальных решений нет и быть не может, но очевидны два направления. Первое: ограничить контакты с другими людьми. Второе: медицинское наблюдение и своевременная помощь. Я уже настоятельно рекомендовал вам не выходить без особой нужды из дома. А если позволяют условия, уехать на дачу. Многие так и сделали, многие соблюдают эти рекомендации. И большое вам спасибо за это ответственное решение. Но многие не соблюдают. И это большой риск. Поэтому, на мой взгляд, для вас, для вашего здоровья необходимо принять следующее решение. С 26 марта до 14 апреля 2020 года москвичи старше 65 лет и граждане, страдающие хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет, бронхиальная астма, онкологические заболевания, а также перенесшие инфаркт или инсульт, обязаны соблюдать домашний режим. Если вы работаете, прошу вас не ходить на работу. Исключение только для руководителей и сотрудников, чье нахождение на работе жизненно важно для функционирования предприятия, учреждения, органов государственной власти. Также для работников здравоохранения. Они должны находиться на своем посту. К ним домашний режим может не применяться. Остальных пожилых, или страдающих хроническими заболеваниями сотрудников, работодатели обязаны перевести на режим удаленной работы, либо предоставить оплачиваемый отпуск, либо отправить на больничный. Чтоб получить больничный, следует позвонить по телефону 8-495-870-45-09, и его доставят на дом. Также прошу пожилых и людей с хроническими заболеваниями не посещать любые общественные места. Выходить в магазин или аптеку можно только в случае необходимости. Если есть возможность, самое лучшее – поехать на дачу, тем более, погода в ближайшие дни обещает быть теплой. Для компенсации дополнительных расходов, которые могут возникнуть из-за режима самоизоляции, москвичам старше 65 лет и людям с хроническими заболеваниями будет выплачена разовая материальная помощь в размере 4 тысяч рублей. Из них 2 тысячи – авансом, еще две тысячи - после окончания домашнего режима при условии его ответственного соблюдения. Операторы связи обязаны не отключать телефоны и интернет при нулевом или отрицательном балансе у пожилых и людей с хроническими заболеваниями, находящихся на домашнем режиме. Временно отменяется взимание пени и штрафов за просрочку оплаты услуг ЖКХ. Покидать квартиру или уезжать с дачи, чтобы оплатить квитанции, не нужно. В случае необходимости доставки продуктов, лекарств, и решения других проблем, нужно звонить по телефону 8-495-870-45-09. На помощь придут социальные работники и волонтеры. По этому же телефону можно заказать на дом доставку лекарств по бесплатным и льготным рецептам из аптечных пунктов. Отдельная просьба к более молодому поколению. Даже не чувствуя симптомов заболевания, вы можете быть носителями коронавируса, который очень опасен для пожилых людей. Насколько возможно, воздержитесь в эти дни от личного общения с вашими родителями, бабушками и дедушками, и вообще пожилыми людьми. Тем самым, вы поможете уберечь их от этой напасти. А контакты лучше поддерживать по телефону или через интернет. Хочу также проинформировать о двух решениях, касающихся семей с детьми. В связи с временным закрытием учебных заведений, школьники, имеющие право на бесплатное питание, смогут получить продуктовые наборы. Их будут выдавать через школы. Тем самым мы поддержим семьи с небольшими доходами. В период закрытия учебных заведений отменяется льготный проезд в общественном транспорте для школьников, начиная с 5 класса. Почему это важно? Мы закрыли школы для того, чтобы минимизировать контакты учащихся, а не для того, чтобы они с утра до вечера катались по городу. Еще раз повторю. Если даже для самых молодых людей это не так опасно, то получив порцию вируса, они могут *наградить* им своих родителей, бабушек и дедушек. Транспортное приложение социальной карты москвича у школьников будет временно заблокировано. Но уплаченные деньги будут перенесены на более поздний срок, чтобы они не пропали. Друзья, борьба с распространением коронавирусной инфекции очень сложная, длительная, но это наша общая борьба. Власти и горожане могут справиться только вместе, только совместными усилиями. Хочу обратиться к москвичам с просьбой. Проявите внимание к людям старшего поколения. Если это ваши близкие, помогите им пережить сложный период. Если это ваши соседи, знакомые, просто поинтересуйтесь, что им нужно и окажите посильную помощь. А иногда и добрые слова поддержки дорогого стоят. Наши бабушки и дедушки ни в коем случае не должны чувствовать себя забытыми. Это очень и очень важно. Надеюсь, что объявленные сегодня меры противодействия новой коронавирусной инфекции будут восприняты с пониманием. В складывающейся ситуации, я считаю, они абсолютно необходимы. Спасибо, дорогие москвичи.
Многие религиозные конфессии в своей традиции ритуалов и процессий используют четки. Среди них буддизм, индуизм и ислам. В христианстве бусы такого рода также рассматривают как обязательный атрибут. Тема данной статьи – четки : как пользоваться, как выбирать и хранить.
В границах русскоязычного православного мира чётки имеют своё предназначение и толкование. Это специальные бусы на шнурке, которые используются для счета количества поклонов и произнесенных молитв. По одним данным, в русской традиции четки впервые стал использовать святой Василий Великий. Другие источники говорят, что в обиход этот предмет ввел святой Пахомий Великий.
Вещь подобного рода нужна истинно православному человеку. Часто во время постоянной молитвы можно сбиться во время отсчета. Сама Богородица благословляла использование четок, называя их главнейшим орудием против попыток нечистого помешать верующему.
Нужно уметь различать светские четки, которые служат просто для украшения, и истинно православные. Существует два вида традиционных четок: шерстяные (лестовки) и деревянные. Первые представляют собой круглые шерстяные бусинки, нанизанные на нитку из такого же материала. Деревянные четки – это бусы-вкладыши, сделанные из дерева и нанизанные на нитку. Каждую завершает православный крестик и кисточка.
Если бусины сделаны из камня, стекла или пластмассы, то они редко благословляются священником на использование. Считается, что лучшим будет натуральный материал: шерсть, кожа или благородное дерево.
Обычно в четках 30 или 100 бусин. Но бывает меньше или больше, главное, чтобы их число было кратно 12 или 10. Если на зернах есть надписи, то эти четки мусульманские. В некоторые православные четки, сделанные из кожи или шерсти, внутрь помещается маленький свиток с написанной Иисусовой молитвой.
Зачем нужны православные четки и как с ними обращаться?
Строгого правила молитвы на четках нет. Каждый выбирает тот способ, который ему кажется удобным. Чаще всего духовники, благословляя, советуют начинать с Иисусовой молитвы, которую нужно произнести 150 раз в сутки, или с правила Богородицы. Также четки используют для чтения молитвы «Господи, помилуй». Это может быть 1, 3, 12, 40 или 50 раз.
Перед началом произнесения священных слов нужно сказать: «Господи благослови». При произнесении молитвы четки держат в левой руке. После прочтения каждой молитвы перекладывают одно зерно, а затем правой рукой крестятся.
Функции четок:
- Помогают во время чтения Иисусовой молитвы или Богородичного правила.
- Усиливают внимание и трезвение во время произнесения священных текстов.
- Дают успокоение и сосредоточенность.
- Не позволяют заснуть во время молитвы.
Есть такое понятие – «намоленные четки». В старину считалось, что если их использует истинно верующий человек, то они могут стать оберегом. Например, защищать от нападения диких зверей, в дороге и сложной ситуации. Четки, принадлежащие святым людям, помогали исцелять от болезней. Примером тому стал случай из жизнеописания старца Порфирия Кавсокаливита.
Современные четки и их применение
Со времен своего появления четки незаметно «перекочевали» из религиозной атрибутики в околоцерковный и даже преступный мир. В определенный период их стали использовать как атрибут богатства и приобщения к воровскому конгломерату. Появилось даже такое понятие как «арестантские четки», не имеющее ничего общего с православием.
Эзотерики и представители восточной медицины отмечают, что перебирание зерен или бусин успокаивает нервы, настраивает на мирный лад и даже нормализует дыхание. Однако это не имеет никакого отношения к православному христианству.
Сейчас православные четки позволено использовать только монахам или высшему духовенству. Для старообрядцев четки – неотъемлемый атрибут любого верующего. Русская православная церковь считает нежелательным носить четки как украшение или молиться с их помощью без благословения духовного наставника.
Этот религиозный атрибут принято хранить, не показывать посторонним и даже передавать из поколения в поколение. Узнав, что такоечетки православные, как пользоватьсяими правильно, чтобы не согрешить и не навредить своей душе, можно .
Чтобы отличить православные четки от неправославных — обратите внимание на количество звеньев. У православных четок оно кратно десяти: 20, 30, 50, 100, 150. Материал — либо кожа (лестовка), либо шерсть (узелки вместо камней). Деревянные или каменные четки тоже встречаются в Православии, однако пришли они к нам из других культур.
Перед покупкой четок для молитвы принято брать благословения священника.
Виды православных четок
Брояница
Брояница является сербским вариантов православных чёток. Это упрощенная и компактная версия вервицы, а потому напоминает домашнее шитьё. Брояницу нужно носить на руке как браслет. Брояницу изготовляют из шерсти, синтетической ткани или кожи. Данные чётки состоят из 33 узелков, которые символизируют число лет пребывания на земле Иисуса Христа. Главная деталь чёток — в месте соединения концов шнура крепится небольшой равносторонний крест из дерева или металла, часто драгоценного, на котором может быть выгравирована или нарисована маленькая иконка.
По народному преданию, получить брояницу можно только в качестве подарка.
Вервица
Вервица — чётки из верёвки с навязанными узелками. Это основной вариант православных чёток. Именно их продают в церковных лавках и приходских магазинах. Плетутся особым способом из цельного куска шерстяной ленты. Иногда в виде креста.
В отличии от брояницы, вервица имеет 100 узелков, которые разделены между собой через каждые 10 или иногда 25 бусин узелком другого размера. Бывают вервицы большего количества узелков (до тысячи) и меньшего (33 и 10), которые можно носить в виде браслета или кольца.
Лестовка
Лестовка — старообрядческие чётки. Выглядят как соединённая в кольцо лента со специальными петлями-бобочками, в которые вставлены свернутые бумажные валики. В бумажные валики вписываются краткие молитвы (например, «Господи, помилуй») для облегчения молитвенного труда верующих.
Преподобный Серафим Саровский на иконах часто изображается с четками-лестовкой. Кроме Серафима, лестовки использовали Сергий Радонежский, матушка Александра, первоначальница Дивеевская, Илия Муромец, Еразм Киево-Печерский, Марк Молчальник Саровский, праведная Иулиания Лазаревская. На фотографиях Серафима Звездинского и Серафима Вырицкого мы также видим лестовку — символ духовного восхождения от земли на небо
Исконно русские четки
На Руси православные пользовались, в основном, чётками лестовкой. Лестовка представляет плетеную кожаную ленту, сшитую в виде петли. Древняя лестовка имеет 100 простых ступеней и 9 «великих». Они располагаются по 3 ступени в начале, середине и конце лествицы. Эти ступени обозначают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделяется на 4 неравных участка.
В первом участке расположено 12 ступеней. Эти ступени символизируют 12 апостолов.
На втором участке находится 38 ступеней. Они обозначают 38 недель, которые Пресвятая Богородица носила во чреве Младенца Иисуса Христа.
До третьей великой ступени нанизано 33 ступени (годы земной жизни Спасителя).
В последней четвёртой ступени идут 17 ступеней, символизирующих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе.
Традицию использования чёток в Православии заложил Пахомий Великий — египетский монах, живший в III в. Также есть сведения, что чётками пользовались Василий Великий и Антоний Великий
Раньше каждый благочестивый христианин должен был 7 раз пройти лестовку (т. е. прочитать 700 молитв Иисусовых). Для этого подсчета под лапостками делали передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу 7 таинств церковных. Это практическое значение передвижек в современных лестовках отсутствует, они делаются или символически, или лапостки просто плотно пришивают друг к другу.
Кроме обычной лестовки, встречаются «Богородичные лестовки» на 150 ступеней. Они имеют позднее происхождение и сделаны для исполнения «Богородичного правила».
Как молиться по четкам
Четки — обязательный предмет для монашествующих. Мирянам можно молиться без четок. Строгих правил, как молиться по четкам нет.
Протоиерей Игорь Фомин:
«Молиться по четкам очень просто. Каждая бусина — это одна молитва. Зажимаете между двумя пальцами бусинку и читаете умом и сердцем молитву. Допустим, Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Или молитвы Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Богородице Дево, радуйся…» Ангелу Хранителю; вашему святому — вариантов множество. Если на нитке между большими бусинами нанизано десять маленьких, то и молитв надо прочитать десять. А на большую бусину — особую молитву. Например, Отче наш, Символ веры или Пятидесятый псалом...»
Часто чётки используются для молитвы по Богородичному правилу. В этом случае, нужно зажать пальцем одну бусинку и прочитать: «Богородице, Дево, радуйся!». И так десять раз. После этого, на большой бусинке читать особую молитву. Так же молимся и в других случаях. Например, Иисусовой молитвой.
Преподобный Паисий Святогорец рассказал интересную историю о зарождении традиции молиться по чёткам. Во времена, когда ещё не было часов, один древний монах усердно молился по чёткам. Но лукавый постоянно мешал ему в молитве. То и дело, бес развязывал узлы на чётках подвижника, и тот не мог сосчитать, сколько нужно делать молитв и класть поклонов. Поэтому монах кланялся до изнеможения, пока не падал от усталости. Тогда Ангел Господень пожалел монаха и показал, что надо связать чётки так, чтобы на каждом узле было девять крестов. Бес боялся креста и уже не мог помешать монаху в молитве. А девять крестов в чётках символизируют девять ангельских чинов
Перед покупкой четок принято брать благословения. При этом, батюшка может дать наставление, на сколько именно звеньев приобрасти четки и какие молитвы читать.
Во время молитвы четки держат левой рукой, перебирая звения большим пальцем после каждой молитвы.
Нежелательно использовать четки не по назначению. Некоторые носят четки на шее, вешают в машину или даже крутят на пальце. Конечно же, поступать так с православными четками не следует.
Каждый православный христианин должен непрестанно молиться и бодрствовать. Для этого Святая Православная Церковь своим чадам предоставила молитвы утренние и вечерние, молитвы во всяких нуждах, молитвы за живых и усопших, за болящих. Избранные молитвы собраны в «Молитвословы» и церковно-служебные книги, например, «Служебник», «Требник», «Часослов», «Триодь…» и прочие.
Все это вместе для православного христианина составляет молитвенный щит, который хранит молящегося православного христианина от козней бесовских, от зла правителей тьмы мира сего.
Непрестанно молитесь и бодрствуйте! Укрывайтесь молитвенным щитом. Как же он действует, молитвенный щит? Просто. Также просто, как все просто у Бога. На элементарном примере можно рассмотреть действие молитвенного щита: кинулся помысел на молитвенника, чтобы поразить его и свалить в грех, а войти не может – молитвенник в молитве пребывает! Голова его и сердце заняты молитвой! Он укрыт молитвенным щитом! Но вот он чем-то отвлекся, и тут же помысел проник в молитвенника. Что делать? Возобновлять молитву! И помысел отойдет.
К сожалению, православные христиане забывают о постоянной молитве. В лучшем случае читают только утренние и вечерние молитвы, да и то, большей частью, рассеянно. Так же и на службах в храме Божием рассеянность преобладает, отсюда и неполадки в духовной, семейной, общественной жизни: что-то услышал, кому-то ответил, завязался пустой разговор, дошло до ругани; увидел, запало в сердце, неотлучно «зудит» — мешает, надо же ответить…
Что же делать? Как удержаться в молитвенном состоянии? Очень хорошо в этом помогают четки – перебирание узелков, ощущение между пальцами узелков четок напоминают о молитве.
По четкам можно молиться разными молитвами. Для ежедневного молитвенного щита лучше молиться Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (грешную)». На узелке между десятками можно молиться Богородице, например: «Пресвятая Богородице, моли Бога о нас»; или за здравие, за болящих, за упокой и прочее. Круг четок закончен – начинать сначала, и так беспрерывно! Через какое-то время наступит момент, когда молитва будет твориться самостоятельно, без усилия по принуждению себя к молитве: молитвенник ложится спать и просыпается с молитвой! Молитвенный щит хранит молитвенника постоянно: и день, и ночь.
Если православный христианин желает жить с молитвенным щитом, но нет возможности часто быть в храме на службах, то храмовые службы можно заменить молитвой по четкам:
за вечернее – 100 Иисусовых молитв и 25 поклонов;
за повечерие – 50 и 12 поклонов;
за полунощницу – 100 и 25 поклонов;
за утреннее – 300 и 50 поклонов;
за 1-й час – 50 и 7 поклонов;
за 3-й, 6-й и 9-й часы – по 50 Иисусовых молитв и по 7 поклонов;
за изобразительные – 100 и 10 поклонов
за канон Богородице с Акафистом – 200 и 29 поклонов;
за канон Ангелу-Хранителю – 50 и 7 поклонов.
А вот какое молитвенное правило по четкам дает старец проигумен Харалампий (монастырь преп. Дионисия, Святая Гора Афон; данное правило употребляется на Святой Горе Афон монахами, не имеющими возможности посещать уставные церковные службы)
Возлюбленные братья, вострубим подъем! Враги наши бесы не спят и непрестанно трудятся, чтобы ввергнуть нас во грехи и по причине грехов и страстей - во глубину адскую. Мы не можем противоборствовать им ничем другим, кроме молитвы. Чтение духовных книг прекрасно и полезно. Чтение или посещение церковных служб помогает тем из нас, которые имеют для этого возможность.
Однако для многих способом, который может заменить другие способы молитвы, является молитва по чёткам. На каждом узелке чёток призывай имя Господа Иисуса, произнося краткую молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или просто: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Начинай так: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся. 50-й псалом». Затем краткая импровизированная молитва один раз в день с кратким славословием, благодарением, исповеданием, прошением оставления твоих грехов и укрепления тебя и твоих братьев во Христе в добром подвиге.
И молитва по чёткам или по часам без чёток.
9 сотниц Спасителю или 15 минут по часам;
3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам;
1 сотница святому дня или 2 минуты по часам;
1 сотница святому храма или 2 минуты по часам;
1 сотница святому седмицы или 2 минуты по часам.
Повечерие. Так же, как и вечерня, с добавлением 6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам и 1 сотницы ангелу-хранителю или 2 минут по часам.
Полунощница:
27 сотниц Спасителю или 1 час по часам;
9 сотниц Божией Матери или 15 минут по часам;
по 1 сотнице или по 2 минуты: святому дня, святому храма и святому седмицы, как на вечерне;
3 сотницы всем святым или 5 минут по часам.
Последование ко святому причащению:
12 сотниц Спасителю или 20 минут по часам;
3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам.
Молебен Спасителю, Божией Матери или святому:
6 сотниц или 10 минут по часам.
Часы 1-й, З-й, б-й, 9-й:
18 сотниц Спасителю или 30 минут по часам;
6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам.
Если у тебя мало свободного времени и ты едешь в автобусе или находишься где-то еще, вместо того, чтобы рассматривать окружающих, посмотри на свои часы, заключись внутри себя и произноси молитву, как мы сказали выше.
Благодаря привычке, неотступному вниманию и непрестанной молитве ты станешь труднодостижимой целью для лукавого. Соединяя с этим благоделание любви, милосердия, веры, сострадания, умиления, самоосуждения, надежды на Бога, регулярной исповеди и божественного причащения, ты приобретешь крепкий арсенал оружия и сделаешься защищенным благодатью Божией и почти недоступным для смертоносных стрел диавола. Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Поэтому, зная свою немощь, смиряйся и прославляй Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвы, читаемые по чёткам
Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.
Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.
Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).
Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.
Молитвы святым седмицы
В понедельник: Святии архангели, молите Бога о мне.
Во вторник: Крестителю Христов, моли Бога о мне.
В среду и пяток: Кресте Христов, спаси мя силою твоею.
В четверток: Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне.
В субботу: Вси святии, молите Бога о мне.
В неделю: Пресвятая Троице (Боже мой), помилуй мя.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра.
Иноческое келейное правило. 2005 г.
Вот такой молитвенный щит от старца! Он прост, но какую силу имеет! Также молитвенное правило дает и Серафим Саровский, это правило называется Богородичное:
150: Богородице Дево, радуйся…
После каждого десятка:
1-й: Отче наш… Милосердия двери… О Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников), а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей.
2-й: О Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини к святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена).
3-й: О Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим (имена).
4-й: О Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих (имена).
5-й: О Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися.
6-й: О Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства.
7-й: О Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушения в сей жизни и избави меня от всяких напастей.
8-й: О Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Мария, даруй мне непрестанную молитву Иисусову.
9-й: О Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах моих и избави меня от всяких нужд и печали.
10-й: О Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Мария, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние.
11-й: О Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу.
12-й: О Пресвятая Владычице Богородице, избави меня о помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящиеся ко спасению души.
13-й: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».
О Пресвятая Владычице Богородице, наспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем.
14-й: О Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину.
15-й: О Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякого зла и покрый меня честным Твоим омофором.
Слава и ныне: Господи, помилуй – 3: Благослови: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго – поклон великий один или сколько хочешь.
Видите, как здесь все в молитвах связано? «Господи…молитв ради Твоея Матере…» — Сама Богородица просит Господа за молитвенника! Мы просим Богородицу, Она просит о нас.
Афонский старец, ныне почивший, отец Паисий рассказывает о силе молитвы по четкам и силе молитвы Иисусовой: «Один монах из монастыря святого Павла поехал однажды к святому Герасиму в Кефалонию. Во время Божественной Литургии он стоял в алтаре и молился по четкам – произносил в уме молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», а в храме в это время пели. В церковь привели одного бесноватого, чтобы святой Герасим исцелил его.
Когда монах молился в алтаре, беса в храме жгло, и он кричал:
— Эй, ты, монах, не тяни эту веревку – она жжет меня!
Это услышал служивший священник и говорит монаху:
— Брат, изо всех сил молись по четкам, чтобы создание Божие освободилось от беса.
Тогда бес, рассвирепев, закричал:
— Эй, ты, старый поп, что ты говоришь ему, чтобы он тянул веревку?! Она меня жжет!
Тогда монах с еще большим усердием начал читать молитву, перебирая четки, и человек, которого мучил бес, наконец, освободился от него.
Отец Захария рассказывал, что отцы из каливы Преображения Господня в Новом скиту читали молитву Иисусову вслух.
Однажды здесь собрались множество разъяренных бесов, и один из них закричал:
— Читают молитву вслух – такая молитва не имеет силы!
Тогда один из старших бесов говорит:
— Вслух они читают молитву или в уме – она все равно имеет силу, раз мы ничего не можем им сделать».
А вот, что рассказывал отцу Паисию о силе намоленных четок отец Петр (Петруша): «Четки, отец Паисий, мы не должны выпускать из своих рук никогда, потому что это оружие монаха, которое имеет огромную силу. Однажды в Карее я перекрестил четками одного бесноватого, и он тут же исцелился». Этот же случай подтвердил и его очевидец, отец Евмений, который был в то время там и видел все своими глазами: отец Петр сидел в Карее возле разложенных для продажи четок и лекарственных трав. В это время он заметил человека, мучимого нечистым духом, которому окружающие ничем не могли помочь. Видя это, отец Петр встал, собрал свое рукоделие, бесшумно приблизился к бесноватому, перекрестил его четками и быстро, чтобы его не заметили, ушел. Почти все присутствовавшие увидели лишь то, как бесноватый внезапно исцелился.
Велик подвиг православных молитвенников! Велико их молитвенное наследие, которое не одному православному христианину помогло выстоять в духовной борьбе с силами тьмы. Молитесь же и вы непрестанно: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»!
Каждый православный христианин должен непрестанно молиться и бодрствовать.
В истории человечества христианство занимало свое место постепенно, получая победу над лжеучениями и над всем хитросплетением земного разума. Внутреннее действие веры увлекало подвижников уходить в безлюдные, не пригодные для жизни места, или оставаться беззащитным в безбожном обществе, и единственным оружием этих людей было Евангелие, Псалтирь и четки с Иисусовой молитвой.
Как появились четки в христианстве
Христианская молитва по четкам берет начало в первых пустынях и монашеских обителях и является важным этапом в развитии церкви. В жизнеописании Павла Фивейского говорится о том, что святой использовал для отсчета количества молитв обычные камешки. На Востоке первые христиане для этой цели нанизывали на веревку сушеные ягоды. Преподобный Феодосий Печерский изображается на иконах с четками в сто узелков, такими, которые используют афонские монахи. А преподобного Нестора Летописца современники описывали так: «в правой руке у него перо, а левой четки перебирает».
Считается, что этот ритуально-молитвенный предмет ввел в монашеский обиход преподобный Пахомий Великий. Тогда среди монахов было много необразованных простолюдинов. Из всех молитв они произносили только Иисусову. Святой обязал их молиться ею определенное количество раз в день, придерживаясь заповеди Христа о молитве непрестанной. А уже святитель Василий Великий (Кесарийский) оставил по своей кончине свод правил для монахов, в котором было сказано о святости вервицы при молитвенном взывании к Богу.
Уже из Греции традиция использования ее пришла на Святую Русь.
Разновидности четок
Четки служат человеку напоминанием о молитве. Причем, соединенные в круг узелки символизируют молитву непрестанную. Аллегорически они также означают венец веры. К узелку, который образуется при связывании в круг нитки, присоединяют крестик с кисточкой.
Первоначально на Руси этот молитвенный инструмент назывался вервицей. Древнее славянское слово означает веревочку с навязанными на ней узелками и означает в православии Благодать Духа Святаго. По вервице творил молитву преподобный Сергий Радонежский.
Другой вид, лествица, представляла собой кожаную полоску с приклеенными или нашитыми жгутиками. Она символизирует восхождение человека к Небу. С лествицей в левой руке часто изображают на иконе преподобного Серафима Саровского. Этот святой учил своих духовных чад молитве богосозерцательной. Богородичное правило преподобного Серафима многих людей спасало от бед и жизненных напастий, а творится оно по четкам.
От лествицы несколько отличается лестовка. Но используют ее теперь только раскольники-старообрядцы.
Собственно четки представляют собой нанизанные на нить бусинки. Название их происходит от древнерусского слова «чит» (читать). Каждая бусинка – это произнесенная вслух молитва.
В греческой церкви их называют комвологион (узословие) или компосхинион (веревочка хвалы).
В монашестве четки называют духовным мечем. Иноки не расстаются с ними никогда. Духовным спасательным кругом являются они и для каждого боголюбивого христианина.
Правило для безграмотных
:
Не умеющие грамоты заменяют все богослужения чтением молитв по четкам в таком порядке:
За вечерню с акафистом Богородице — 12 четок
без акафиста — 8
За малое повечерие с каноном Богородице — 7
За великое повечерие — 12
За полунощницу и утреню — 33
За часы с акафистом Спасителю — 16
За бдение — 60
За всю псалтирь — 60
За кафизму — 3
За канон, и за акафист — по 3
Начало обычное: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный. Трисвятое, Пресвятая Троице. Отче наш. Господи, помилуй, 12 раз, Приидите, поклонимся (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже» и «Верую во единаго Бога».
И начинает молиться по четкам; четки обыкновенно имеют сто зерен, каждое зерно (или узелок) перебирает пальцами левой руки до конца и читает молитву Иисусову, Богородице и святым за все церковные богослужения.
Молитвы:
Спасителю: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Божией Матери: Пресвятая Владычице, Богородице, спаси мя грешнаго. Ангелу-хранителю: Святый ангеле-хранителю, моли Бога о мне.
В понедельник: Св. архангелам и ангелам. Святии архангели и ангели, молите Бога о мне.
Во вторник: Св. великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о мне.
В среду и пяток: Слава, Господи, кресту Твоему честному.
В четверг: Святии апостоли, молите Бога о мне.
И еще: Святителю отче Николае, моли Бога о мне. В субботу: Вси святии, молите Бога о мне.
В воскресение: Слава, Господи, св. воскресению Твоему.
Ежедневно: Дневному святому по числу минеи; (смотри в святцах).
О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй рабов Твоих (имя рек). О упокоении: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой души усопших рабов Твоих (имя рек). И сии все молитвы читаются, как по книге, стоя, только чрез 10 или 15 зерен четок делается крестное знамение и поясной поклон (за келейный канон за каждым зерном: поясной поклон и крестное знамение каждый раз; он называется покаянный канон).
Разделение четок
По обычном начале читаются четки, 3 Спасителю, 4-я Божией Матери, 5-ая дневная; вместо службы дневной в октоихе.
Второй комплект: Спасителю — 3 четки.
Божией Матери — 1
Св. в минее — 1
Третий комплект: Спасителю — 3 четки.
Божией Матери — 1
О здравии и о упокоении родителей, сродников и благодетелей по пол четки — 1
Четвертый комплект: Спасителю 3 четки.
Божией Матери — 1
Ангелу-Хранителю — 1
После каждой четки Спасителю: Слава и ныне, Аллилуиа, Слава Тебе, Боже (трижды), Господи, помилуй (трижды). «Слава и ныне», затем читает другую четку. За каждой четкой Божией Матери читается: «Богородице Дево, радуйся (трижды) и молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Владычицы нашея, Богородицы, Приснодевы Марии, помилуй и спаси мя грешнаго. Слава, и ныне. Аллилуиа, Слава Тебе Боже (трижды), Господи, помилуй (Трижды), Слава и ныне» — и следующую четку.
Смотря, какое правило, два или три комплекта, за утреню более 6-ти, а за бдение до 12-ти комплектов, смотря, какой праздник, то и больше прибавляется празднику или празднуемому святому.
О здравии и о упокоении на всех правилах по полчетки читает и поминает имена.
Каждый раз, входя в келлию, после правила читается: «Богородице Дево, радуйся» (трижды) и 3 земных поклона.
За молитвы и правило ко причащению: 10 четок, 8 Спасителю; 2 — Божией Матери; за молитвы по причащении 4 четки: 3 Спасителю, 1 Божией Матери.
По окончании всякого правила читается: «Достойно есть», Слава и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».
После этого прикладывается к иконам.
Сие совершая ежедневно, благодаря Бога и Царицу небесную, призвавшую на св. гору Афонскую, в тихое пристанище монашеского жития, прося Всепетую Богоматерь, да не оставит нас Своим ходатайством и на втором пришествии Сына Своего и Бога нашего. Аминь.
Святогорец — монах Тихон
О правиле Афонских пустынножителей-отшельников начала 20 века:
Предисловие
Я не имел раньше понятия о жизни пустынников св. горы Афона. Поэтому мне показалось очень странным: как это можно монаху, тем более — схимонаху, жить, не посещая иной раз неделю или две общежительных обителей, в которых совершается литургия и другие церковные богослужения.
Кроме сего, мне еще приходило на мысль: как одинокому человеку жить среди лесов, гор, ущелий, страшных дебрей и оврагов! Одни из пустынников живут в каменных пещерах, другие в тесных хижинах, третьи переходят с места на место, не имея своего уголка, где бы главу приклонить, они воистину могут сказать: «бегая, водворихся в пустыни. Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури» (Пс.54:8-9). Когда и я испытывал малодушие и бурю от смущающих меня мыслей, то ни в каком случае не мог бы жить и одной недели в пустыне, да еще — без церковной службы. Но, по воле Божией, пришлось и мне испытать пустынную жизнь.
Проходя по святой горе, я увидел множество отшельников, «якоже пчельник, собранный в расселинах и пещерах по всей горе, якобы во улиях мысленных, безмолвия сладкий мед составляющих для увеселения сердец и для спасения душ своих», помощью Милосердной Владычицы и Покровительницы нашей Богородицы к Приснодевы Марии, и молитвами преподобных отец Афонских, как под древами благосеннолиственными покрываемии.
Между сими боголюбивыми пустынниками нашел и я себе место у одного отшельника, летами уже совершенного и в добродетели преуспевающего.
Первым долгом я постарался узнать; могу ли я вместить пустынную жизнь, или нет, а также разрешить недоумение о правиле: есть ли возможность монаху молиться без церкви, выполняя правила церковной службы?
В продолжение одного полугодия я успел довольно познакомиться с правилом святогорцев-пустынножителей, узнавая все подробно и упражняясь на деле.
Я остался очень доволен, а также пожелал дать подробное и ясное понятие всем, подобно мне, недоумевающим о пустынном правиле, как монашествующим лицам, так и мирским, желающим молиться на всяком месте и выполнять все правила, при затруднении в случае недостатка книг, а также — малограмотным и совсем безграмотными.
Порядок правила для грамотных
Так как суточный ряд церковных служб начинается с вечерни, то и мы начнем изложение церковных служб с вечерни, прежде других служб.
В девять часов дня, по восточному счету (по-русски: в 3 часа вечера) читает вечерню, по книгам, становясь в своей калибе или в пещере пред св. иконами, совершает начало: «Молитвами св. отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя грешнаго, аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный… Трисвятое (трижды), Слава, и ныне. Пресвятая Троице, помилуй нас… Господи, помилуй. 12 раз. Слава и ныне. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему» (три поклона).
Дальше читает час девятый, и вечерню. Начало обычное: «Молитвами св. отец… Приидите, поклонимся (трижды) и псалом: «Благослови, душе моя, Господа».
Вместо эктении: «Господи, помилуй», 12 раз. Кафизму рядовую, стихиры. «Свете тихий», прокимен дне, «Сподоби, Господи», «Господи, помилуй», 12 раз, стихиры на стиховне, «Ныне отпущаеши», Трисвятое (трижды), тропарь св. или двум, Богородичен, «Господи, помилуй», 40 раз и поминает имена о здравии и спасении; Государя, Святейший Всероссийский Синод, и Афонских русских архимандритов, своего духовного отца, родителей, сродников, благодетелей, христолюбивое воинство и за весь мир. Также поминает и о упокоении всех. Затем читается акафист Богородице. По акафисте; «Достойно есть», «Утверди, Боже, Благочестивейшаго» (до конца). Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови: Молитвами Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя. Аминь. И прилагается к иконам.
Повечерие
При закате солнца читает повечерие, с каноном Божией Матери. В конце повечерия поется стихира кресту: «Иже крестом ограждаема» и целует крест. Отпуст: «Молитвами св. отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй мя грешнаго. Аминь».
Келейный канон
Через минут 15 после повечерия келейный канон. Тянут (по выражению монашескому, «тянут», т.е. перебирают по зернышку четки до конца и опять начинают сначала) сей канон без исключения все: монастырские, обительские и отшельники; тянут по четкам в келлиях, за каждым зерном четки поясной поклон, и земные поклоны кладут в количестве, назначенном старцем или духовником.
Канон мантийного монаха
Начало: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас: Аминь». Таже: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш. Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (трижды). Пс.50: «Помилуй мя, Боже». «Верую во Единаго Бога».
Спасителю — 3 четки
Божией Матери — 2
Всем святым — 1 четка.
Ангелу хранителю — 1
О здравии родителей, сродников и благодетелей — 1/2
О упокоении — 1/2
Земных поклонов Спасителю — 30
Божией Матери — 20
О здравии и спасении родителей, сродников и благодетелей — 3 поклона
О упокоении — 3
Канон рясофорного монаха и послушника:
Спасителю — 1четка
Бого-Матери — 1 ч.
Ангелу-Хранителю — 1/2
Святому, которого носишь имя 1/2
Земных поклонов — 50
Некоторые делают так:
Спасителю — 3 четки.
Божией Матери — 2
Всем святым — 1
Земных поклонов — 50
О келейном каноне
1) Келейный канон исполняют все ежедневно, кроме 10 дней в году: от Великого четвертка по Фомино воскресение.
2) Поклоны земные отменяются по субботам и воскресеньям во весь год, во всю Пятидесятницу, также — когда бывает бдение и полиелей в память великих святых среди недели.
3) В дни воскресные и бденные совершается канон, когда есть время, днем или ночью, без земных поклонов, одни четки, только с поясными поклонами.
Утреня в 12 часов ночи
Начало обычное; читает полунощницу с кафизмою и все до конца; также утреню. За кафизмы по четкам вычитывает: 3 четки Спасителю за кафизму; за канон святых 3 четки. Все остальное — по Следованной псалтири до конца. За эктении по 12 раз: «Господи, помилуй», а за сугубую — по 40 раз: «Господи, помилуй» и поминает о здравии и о упокоении родителей, сродников и благодетелей и — отпуст. Кланяется иконам.
Часы и обедница
В шесть часов утра читаются часы. Начало обычное: «Молитвами св. отец наших» до «Приидите, поклонимся», псалмы 3-го часа и 6-ого. Изобразительныя: блаженны, апостол, евангелие, акафист Спасителю и далее все по ряду. Поминает своих родителей, сродников и благодетелей и за весь мир молится. Отпуст. Покланяется иконам.
Исполняя предания св. отцев, по окончании часов принимают антидор и запивают освященной водой, которая в монастырях, скитах и обителях освящается первого числа каждого месяца, нарочно для окропления обители (каждый месяц освящается вода и очередной иеромонах с певчими ходит по келлиям, в которых живут братия, и по всем зданиям, поют тропарь: «Спаси, Господи», и окропляют св. водой) и для запивания антидора, по окончании литургии берут антидор и запивают святой водой.
А пустынножители при посещении монастырей, скитов или обителей бывают снабжены антидором и освященной водой, и пользуются ими до того времени, пока случится в другой раз побывать в обители.
Примечание.
1) Все эти службы суточного круга церковной службы, невозможно одному человеку прочитать по книгам, даже двум тяжело. Кроме того, один не в состоянии приобрести нужных книг для выполнения всего церковного устава: некоторые, кроме Следованной псалтири и евангелия, других книг не имеют; чтение по книгам они более заменяют молитвами по четкам.
Обычно по четкам также исполняют пятисотницу и Богородичное правило.
ПРАВИЛО ПЯТИСОТНИЦЫ.
Первая сотница:
С молитвою: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
10 - земных,
20 - поясных,
70 - умносердечных.
В конце сотницы - земной поклон и молитву:
Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего; и погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен. И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий и от всех действ злых свободи мя. Яко благословена еси от всех родов, и славится пречестное имя Твое во веки веков. Аминь.
Вторая и третия сотницы подобны первой.
Четвертая сотница:
С молитвою: Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя грешнаго.
10 - земных, 20 - поясных, 70 - умносердечных. В конце сотницы - земной поклон и молитву: Пресвятая Владычице моя Богородице. Пятая сотница:
5-ая сотница делится пополам. Из них, 50 молитв: Святый Ангеле Хранителю мой, моли Бога о мне грешнем. 5 - земных, 10 - поясных, 35 - умносердечных. И 50 молитв: Вси святии молите Бога о мне грешнем. 5 - земных, 10 - поясных, 35 - умносердечных. На последней - земной поклон и молитву: Пресвятая Владычице моя Богородице, с земным поклоном.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Земной поклон.
Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Примечание: Проходить эту пятисотницу, когда кто может. Также читай после молитв 1 главу Евангелия, 2 главы из Апостола, 1 кафизму из Псалтири в сутки, начиная с первой до последней включительно.
(Правило читать не скоро, без лености, со умилением и сокрушением сердца, тихо и разумно, со вниманием, не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемое).
Под воскресные дни и великие праздники от Рождества Христова до Крещения и с Вербной недели до недели ап. Фомы, правило совсем отлагается, а в дни полиелейных праздников и под субботы проходится без земных поклонов.
Старец проигумен Харалампий,
монастырь преп. Дионисия,
Святая Гора Афон
КАК СОВЕРШАЕТСЯ МОЛИТВА ПО ЧЁТКАМ
Данное правило употребляется на Святой Горе Афон монахами,
не имеющими возможности посещать уставные церковные службы
Возлюбленные братья, вострубим подъем!
Враги наши бесы не спят и непрестанно трудятся, чтобы ввергнуть нас во грехи и по причине грехов и страстей - во глубину адскую. Мы не можем противоборствовать им ничем другим, кроме молитвы. Чтение духовных книг прекрасно и полезно. Чтение или посещение церковных служб помогает тем из нас, которые имеют для этого возможность.
Однако для многих способом, который может заменить другие способы молитвы, является молитва по чёткам. На каждом узелке чёток призывай имя Господа Иисуса, произнося краткую молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» или просто: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».
Начинай так: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш. Господи помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся. 50-й псалом». Затем краткая импровизированная молитва один раз в день с кратким славословием, благодарением, исповеданием, прошением оставления твоих грехов и укрепления тебя и твоих братьев во Христе в добром подвиге.
И молитва по чёткам или по часам без чёток.
9 сотниц Спасителю или 15 минут по часам;
3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам;
1 сотница святому дня или 2 минуты по часам;
1 сотница святому храма или 2 минуты по часам;
1 сотница святому седмицы или 2 минуты по часам.
Повечерие. Так же, как и вечерня, с добавлением 6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам и 1 сотницы ангелу-хранителю или 2 минут по часам.
Полунощница:
27 сотниц Спасителю или 1 час по часам;
9 сотниц Божией Матери или 15 минут по часам;
по 1 сотнице или по 2 минуты:
святому дня,
святому храма
и святому седмицы, как на вечерне;
3 сотницы всем святым или 5 минут по часам.
Последование ко святому причащению:
12 сотниц Спасителю или 20 минут по часам;
3 сотницы Божией Матери или 5 минут по часам.
Молебен Спасителю, Божией Матери или святому:
6 сотниц или 10 минут по часам.
Часы 1-й, 3-й, 6-й, 9-й:
18 сотниц Спасителю или 30 минут по часам;
6 сотниц Божией Матери или 10 минут по часам.
Если у тебя мало свободного времени и ты едешь в автобусе или находишься где-то еще, вместо того, чтобы рассматривать окружающих, посмотри на свои часы, заключись внутри себя и произноси молитву, как мы сказали выше.
Благодаря привычке, неотступному вниманию и непрестанной молитве ты станешь труднодостижимой целью для лукавого. Соединяя с этим благоделание любви, милосердия, веры, сострадания, умиления, самоосуждения, надежды на Бога, регулярной исповеди и божественного причащения, ты приобретешь крепкий арсенал оружия и сделаешься защищенным благодатью Божией и почти недоступным для смертоносных стрел диавола. Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Поэтому, зная свою немощь, смиряйся и прославляй Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитвы, читаемые по чёткам
Спасителю: Господи Иисусе Христе, помилуй мя.
Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя.
Святым: Святый апостоле (мучениче, пророче, праведный, преподобне отче наш, святителю отче наш и т.д.), моли Бога о мне (или просто: святе (святая)… моли Бога о мне).
Ангелу-хранителю: Святый Ангеле мой, сохрани мя.
Молитвы святым седмицы
В понедельник : Святии архангели, молите Бога о мне.
Во вторник : Крестителю Христов, моли Бога о мне.
В среду и пяток : Кресте Христов, спаси мя силою твоею.
В четверток : Святии апостоли, молите Бога о мне; святителю отче Николае, моли Бога о мне,
В субботу : Вси святии, молите Бога о мне.
В неделю : Пресвятая Троице (Боже мой), помилуй мя.