Станция маяковская. Станция "парк культуры" сокольническая линия Станция маяковская
История возникновения и развития метрополитена насчитывает более 150 лет. Как вид транспорта на сегодня он является основным в любом мегаполисе. Это самый удобный способ передвижения людей за самое короткое время на большие расстояния.
Какая самая глубокая станция метро в Москве, мире? О их особенностях, местоположении и прочую информацию можно узнать в данной статье.
Чем хорош этот вид транспорта? Тем, что подземные тоннели дают возможность развивать довольно большую скорость движения поездам, не опасаясь никаких препятствий на пути. При этом заглубленность станций под землю имеет преимущества, позволяющие эксплуатировать поезда максимально эффективно.
Самая глубокая станция метро в Москве: фото, общая информация
Изумительный московский метрополитен поражает многих иностранцев не только своим великолепием и красотой отделки подземных вестибюлей, но и глубиной их заложения.
Глубочайшая станция метрополитена г. Москвы – «Парк Победы» в составе линии Арбатско-Покровской.
Вообще, строительство этой станции было начато еще в 1988 году, но из-за отсутствия финансирования в 1992 году строительство объекта было прекращено. Последующая волна строительства объекта началась лишь в 2001 году, и закончилось оно в мае 2003 года. В общей сложности строительство велось 13 лет, но непосредственно на все работы было затрачено 3 года.
Ее открытие состоялось сравнительно недавно – в 2003 году.
Вестибюль подземный расположен на глубине 84 м. Станция является 2-ой по глубине (первая- «Адмиралтейская» в г. Санкт-Петербург) в России.
Оформлена она по тематике войны 1812-го года и ВО войны 1941-45 годов.
Основная облицовка зала – черные и серые мраморные плиты.
По своей конструкции станция – трехсводчатая глубокого заложения, пилонная.
«Парк Победы» был построен с использованием самых передовых технологий по индивидуальному проекту. Архитекторы Н.В. Шурыгин и Н.И. Шумаков – авторы данного проекта. А название свое станция получила по названию парка, расположенного вблизи.
Местоположение – район Дорогомилово (территория Западного административного округа Москвы). Из станции выход идет на улицы Барклая и Генерала Ермолова.
Глубочайшая станция мира
Мы узнали, какая самая глубокая станция метро в Москве. В мире признана самой глубокой киевская «Арсенальная», входящая в Святошинско-Броварскую линию и расположенная на глубине 105 метров от поверхности земли под одним из центральных участков города Киева. С 1960 года, когда была построена данная станция, рекорд глубины заложения метрополитена до сих пор не побит.
Ежедневный поток пассажиров на станции составляет около 26 тыс. чел. В первое время после постройки ею преимущественно пользовались труженики киевского завода «Арсенал» (откуда и пошло название станции). Сейчас он уже закрыт, а в бывших его цехах разместился современный арт-центр.
«Парк Победы»: размеры, особенности
Чтобы легче было представить глубину сооружения, сравним ее с высотой жилых построек. Самая глубокая станция метро в Москве составляет глубину, равную высоте 27-этажного дома.
Длинные экалаторы поднимают пассажиров на высоту более 64 метров, а длина их движущегося полотна (видимая) – около 126 метров.
С учетом скорости подъема эскалатора (около 0,75 м/с), подъем на нем занимает примерно 168 сек. (почти 3 минуты).
Описание станции
Самая глубокая и прекрасная станция метро в Москве имеет два великолепных панно на военную тематику, расположенных в торцах зала станции (автор – известный скульптор З. К. Церетели).
В связи с тем, что оба зала строились одновременно, они имеют практически одинаковую декорацию. Различие присутствует лишь в оттенках отделочного мрамора: в одном зале пилоны имеют облицовку коричневым камнем, а стены – белым, а в другом наоборот (коричневые стены и белые пилоны). И пол у них отличается: серо-красный в северном зале, и серо-черный – в южном. В оформлении использованы известняк, гранит и мрамор (шлифованные).
По тематике именно северный зал посвящен 1941-45 годов Отечественной войне, а южный – войне 1812 года.
Сообщение между этими двумя залами осуществляется с помощью 2-х переходов в центре.
Станция также оснащена 2-мя самыми длинными эскалаторами: один ведет в аванзал, другой к подземному переходу, который ведет к улице генерала Ермолова и ул. Барклая, а также к «Поклонной Горе» (к знаменитому мемориальному комплексу).
Следует отметить, что выйти в город можно лишь из южного зала, потому что в северном имеется глухой торец, облицованный мрамором серого и черного цвета. Но здесь планируется сооружение 2-го выхода.
Основные 2 зала в самом центре соединены между собой мостиками лестничными. Выход со станции в город проходит через переходы, находящиеся под Кутузовским проспектом. Здесь оборудованы и съезды для ночной стоянки метропоездов.
Эта станция на сегодня является самым дорогостоящим проектом метрополитена столицы России.
Богатые великолепные потолочные светильники аванзала размещены в углублениях (в виде чаш) потолка. Причем оба зала оформлены в красивой золотисто-коричневой гамме. Все это завораживает и выглядит очень красиво и оригинально.
Станцию эту можно отнести к самым великолепным станциям метро г. Москвы.
Список глубоких станций Москвы
Самая глубокая станция метро в Москве до «Парка Победы» была «Тимирязевская». Глубина ее составляет 63,5 м.
1. «Чеховская» (глуб. 62 метра);
2. «Дубровка» (62 метра);
3. «Петровско-Разумовская» (гл.61 метр);
4. «Трубная» (60 метров).
В заключение топ 8-и самых глубоких мировых станций
По глубине заложения от самой поверхности земли список станций выглядит примерно следующим образом:
1. Станция «Арсенальная» (г. Киев – 105м.);
2. Станция «Адмиралтейская» (г. Санкт-Петербург – 102 м.);
3. «Парк Победы» (красивая и самая глубокая станция метро в Москве);
4. «Комендантский проспект» (г. Санкт-Петербурге – 78 м.);
5. «Чернышевская» (Санкт-Петербург – 74 м.);
6. «Площадь Ленина» (г.Санкт-Петербург – 72 м.);
7. «Puhung station» (Корея);
8. «Washington Park» (штат Орегона).
Таким образом, большей частью самые глубокие станции мира расположены в городах России, в основном в Санкт-Петербурге. Но они все выгодно отличаются не только глубиной заложения, но и неповторимой красотой и оригинальностью. Кроме всего, каждая станция имеет свою уникальную историю.
В 1935 г. архитектор С. Кравец в качестве эксперимента создал проект станции глубокого заложения. Эту станцию уже начали строить, но инженеры не учли сложные геологические условия: свод станции начал покрываться трещинами. Тогда созвали комиссию, в которую вошел архитектор А. Душкин. Существенно изменив проект, он и стал новым архитектором этой станции. Впервые в станции глубокого заложения бетон внутренних опор был заменен металлом - и тяжелые пилоны превратились в изящные колонны. При участии авиаконструктора А. Путилина на заводе «Дирижаблестрой» были изготовлены арочные металлические элементы сложного профиля, которые значительно усиливали конструкцию.
Открыта «Маяковская» 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди Московского метрополитена. Это трехсводчатая станция с двумя рядами колонн. Каждый свод эллипсовидный в сечении - так же, как и арки. В своде центрального нефа - 34 овальные ниши, внутри которых находятся лампы освещения и мозаичные панно из смальты. Делались они по эскизам А. Дейнеки из цикла «Авиация». Колонны и арки покрыты нержавеющей сталью. В целом, станция, созданная в эпоху «сталинского ампира», воспринимается достаточно авангардной и может быть причислена к стилю ар-деко.
Одним из недостатков архитектурного оформления станции можно считать то, что мозаики расположены глубоко в нишах и заметны только тогда, когда стоишь под ними. Поэтому ниши в перспективе станции воспринимаются лишь как элементы освещения. Тем не менее, художественные и конструктивные достоинства «Маяковской» были оценены уже через год после постройки: в 1939 г. проект получает Гран-При на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В годы войны станция служила бомбоубежищем, а 6 сентября 1941 г. здесь на заседании Московского съезда депутатов, которое транслировалось по радио, выступил Сталин.
Интересно, что изначально проект станции носил название «Триумфальная площадь», но в 1936 г. саму площадь переименовали в «Площадь Маяковского». Так и должна была называться эта станция, но в конечном итоге решили остановиться на более простом и кратком названии - «Маяковская».
Многие критики отмечали отсутствие темы поэта в мозаиках Дейнеки. Мозаичных панно, кстати, изначально было 35, но одно было утеряно из-за устройства в последующие годы гермозатвора. А бюст Владимира Маяковского работы скульптора А. Кибальникова появился в торце станции только после войны.
Станция имеет два наземных вестибюля. Один из них встроен в здание Концертного зала им. П.И. Чайковского и был открыт 11 сентября 1938 г. вместе со станцией. Второй вестибюль был открыт в 2005 г. Его авторами стали архитекторы Н. Шумаков и Г. Мун. Свод кассового зала украшен мозаиками художника И. Лубенкова на тему неба и строками из стихотворений Владимира Маяковского. Сюда же был перенесен и бюст поэта.
Со станцией связан один интересный факт: "Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона". В Московском метрополитене это объявление звучит только в составах Замоскворецкой линии и только на станциях «Маяковская» и «Павелецкая». Дело в том, что длина платформы на этих станциях оказалась недостаточной для приёма восьмивагонных составов. В состав Замоскворецкой линии входят участки второй очереди строительства метро (1938 год), не приспособленных для восьмивагонных составов, которые появились в метро с ростом пассажиропотоков.
Когда составы на Замоскворецкой линии стали восьмивагонными, оказалось, что выход из последней двери последнего вагона на станциях «Маяковская» и «Павелецкая» не соответствует концу станции, а находится дальше. В этих местах удалось сделать только небольшое углубление в полметра шириной, фактически находящееся уже в тоннеле. Поэтому пассажирам, выходящим из последней двери последнего вагона на станциях «Павелецкая» и «Маяковская», следует быть особенно внимательными, чтобы не удариться при выходе о тюбинг тоннеля.
Невозможно по-настоящему понять жизнь большого города, не окунувшись в стремительный его водоворот, не перенесясь из конца в конец на степенных троллейбусах, звонких трамваях, зеленоглазых такси. Но подлинный пульс этого гигантского организма ощущаешь глубоко под землей, в метро.Московский метрополитен имени В. И. это сложное инженерное сооружение основная транспортная артерия столицы. Голубые пунктиры вагонов мчатся по кругу, вдоль и поперек подземного лабиринта. Зимой и летом... Каждый день... В будни и праздники...
Темнота тоннелей внезапно обрывается, ярко и торжественно вспыхивают станции, поражая непохожестью и сказочной палитрой мраморов. В этом разнообразии архитектурных форм и образов отражается целая эпоха.
А. Душкин. «Станция метро Маяковская». 1938.
Среди станций Московского метрополитена особое место занимает «Маяковская». Открытая 11 сентября 1938 года, она стала уникальным памятником великому пролетарскому поэту, созданным архитектором Алексеем Николаевичем Душкиным.
В 1935 году состоялась Всемирная выставка в Париже, где проект станции вызвал восхищение публики и привлек к себе внимание многих архитекторов. Значительный для того времени успех советского искусства был отмечен высшей наградой «Гран-при» выставки. Позднее, в 1938 году, на такой же выставке в Нью-Йорке демонстрировался фрагмент станции, выполненный в натуральную величину. Работа молодого советского архитектора получила всеобщее признание.
Прошло немало лет. «Маяковская» достойно выдержала испытание временем.
Вот вы оставили наверху концертный зал, кинотеатр, и неутомимая лента эскалатора уносит вас глубоко под землю. Еще немного и вы в центральном зале станции «Маяковская». Все вокруг пронизано воздухом, светом, все сливается в гармоничную и торжественную архитектурную симфонию.
В качестве новой несущей конструкции использованы изящные стальные колонны. Это позволило автору добиться целостной и выразительной композиции. А ведь «Маяковская» была первой колонной станцией глубокого заложения.
Основные принципы проектирования станций метрополитена А. Н. Душкин сформулировал уже в первых своих работах. Большое внимание уделял он новым достижениям строительной науки и техники. Но, пожалуй, главное бережное отношение к пространству.
Понимая, что глубоко под землей каждый отвоеванный метр стоит колоссальной затраты сил, архитектор стремится наиболее экономно его использовать. Он учитывает даже толщину облицовки стен. Тем более выбор стальных конструкций при проектировании станции «Маяковская» не случаен.
За счет незначительной толщины опор зодчий получил максимум пространства, которого так не хватает в станциях пилонной конструкции. Судите сами. Пилоны массивные стены с узкими проходами делят станцию на три части. Спускаясь по эскалатору в центральный зал и слыша шум приближающегося поезда, пассажиры не видят, к какой из платформ он подходит, и, ускорив шаг часто до бега, обнаруживают свою ошибку, только выйдя на перрон. Здесь же вы воспринимаете интерьер с любого места.
Архитектурный образ «Маяковской» предельно выразителен и строг.
Обратите внимание, как удачно подчеркнул автор полосами профилированной нержавеющей стали напряжение, скрытое в плавно текущих формах арок. Обычно в строительстве сталь применяется для изготовления всевозможных колонн, балок, ферм, труб. Неожиданно для всех Душкин использовал сталь в совершенно новом качестве: как отделочный материал! Четкие линии арок, оживленные отраженным светом, придали интерьеру праздничный, нарядный вид.
Интересен контраст холодной стали и красного камня, которым частично, на высоту человеческого роста, облицованы колонны. Маленькие пластинки толщиной всего в полсантиметра. Это драгоценный уральский орлец, в строительстве он применяется чрезвычайно редко.
Автор с большим вкусом подобрал тональные и цветовые отношения природного камня для облицовки станции. Спокойный и в то же время торжественный колорит как нельзя лучше отвечает общему архитектурному замыслу. Сочетание черного, серого и красного, контрастирующее с белым цветом потолка, составляет то общее настроение, которое придает интерьеру силу и свежесть.
Из крупных гранитных плит, выдержанных в общей цветовой гамме, архитектор решает и пол станции. Конечно, гранит материал дорогой, но в данном случае цена относительна. Например, гораздо более дешевые асфальтовые полы вы их можете встретить на некоторых станциях часто нуждаются в ремонте, неприглядны, собирают пыль. Практически вечный гранит лишен всех этих недостатков.
Рисунок пола в противовес пластичным архитектурным формам очень лаконичен и геометрически прост. Его строгий орнамент составляют два ряда черно-белых квадратов. Между ними по оси зала бежит полоса темно-красного гранита. У торцовой стены она как бы устремляется вверх пьедесталом бюста Маяковского. Здесь вы обязательно остановитесь и задержите взгляд на лице поэта.
Замечательно освещение станции. Оно вообще имеет особое значение в архитектуре, тем более когда речь идет о подземном сооружении. С помощью света можно усилить художественную выразительность интерьера, подчеркнуть его пространственные особенности и пластику. Здесь, на станции «Маяковская», Душкин расположил светильники в 33 овальных куполах. В перспективе уходящего зала эти парящие купола кажутся огромными сияющими люстрами. Интерьер полон света, полутеней, рефлексов.
Заинтересуют вас, конечно, красочные мозаики из смальты кусочков цветного непрозрачного стекла. Они расположены глубоко в куполах. Эти мозаичные плафоны создал известный советский художник А. Дейнека. Первые эскизы он разрабатывал вместе с архитектором. Времени было мало, работали увлеченно. Ведь мозаика в метро это было впервые! Сам Дейнека писал потом:
«Хорошо, когда перед тобою новое дело. А задача действительно замечательная: метро должно быть красиво, современно конструктивно и эстетически.
Стиль метро создается в синтезе труда ученых и рабочих, инженеров и архитекторов, скульпторов и художников.
Есть особая прелесть в начале проектировки, когда еще нет ничего даже на бумаге, когда, строго согласуя форму с идеей, родятся, растут залы, становятся в ряд колонны, стены и своды покрываются самым современным покровом, мысленно проносятся обтекаемые поезда, повторяясь в зеркальных гранях гранитов и мраморов разного цвета и силы тона...
Увлекательно работать с архитектором-строителем... по чертежам, цифрам делать эскизы для куполов, которых еще нет, набирать мозаику, которую еще некуда подвесить.
За шесть месяцев до открытия метро началась работа над эскизами, картонами, подборкой смальты. В это время в шахту спускали еще в обычной клети, и в стволе вас обдавала вода, а внизу молодая армия метростроевцев героически билась за новые рекорды. Темпы стройки метро диктовали и сроки работы мозаичной мастерской. На станции «Площадь Маяковского» стройно вырастали два ряда колонн, поддерживающих купола с зияющими вверху дырами, куда должны были лечь плиты мозаик.
Когда мозаику уложили в приготовленное для нее гнездо, живописное поле заблестело, заиграло под лучами света, создавая родство, единство с полировкой мраморов и богатейшим острым блеском колонн из нержавеющей стали стали, давшей основной тон всей станции. Отблески бегут по гофрировке колонн вверх, переходя в глубину плафонов».
Все мозаики объединяет общая тема сутки советского неба. Звонкие аккорды чистых красок отражают настроение ясного летнего дня, теплого подмосковного вечера, бездонной ночи. Мозаик много в каждом куполе: парящий планер, парашютист под куполом, ветка яблони, спортсмен в прыжке, комбайн на фоне мирного неба. Мирного...
6 ноября 1941 года, глубоко под землей, на станции метро «Маяковская» состоялось торжественное заседание, посвященное 24й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
Это было необычное заседание. Враг рвался к Москве. Ежедневно 200300 немецких бомбардировщиков поднимались в воздух, направляясь к нашей столице. Немногим из них удавалось прорваться, и все же для обеспечения безопасности было принято решение провести собрание не как обычно, в Большом театре, а на «Маяковской».
Во время войны здесь укрывались от воздушных налетов женщины, старики, дети. Засыпая, они видели над собой, глубоко в куполах, необыкновенно красивое мирное небо, которое навечно запечатлел художник в своих мозаиках. Наяву оно открылось им только через четыре долгих года...
Сейчас это уже история. Кончилась война, и перроны вновь заполнила шумная людская толпа. С тех пор ни на один день не останавливается этот непрерывный поток вечно спешащих москвичей и гостей столицы!
Трижды лауреат Государственной премии СССР, профессор Московского архитектурного института А. Н. Душкин отдал много сил, энергии и таланта проектированию и строительству столичного метрополитена: он автор еще двух замечательных станций «Кропоткинской» и «Автозаводской». Архитектор был верен классическому направлению и создал целый ряд произведений, занявших почетное место в истории советской архитектуры. Среди них полюбившиеся москвичам высотное здание на Лермонтовской площади и универмаг «Детский мир».
Станция «Маяковская» одна из вершин творчества зодчего. Прекрасная и торжественная, она и сегодня современна, как сорок лет назад. Так всегда будет.
Как много скрыто от наших глаз в глубинах истории. И кажется, что невозможно в полной мере осознать те или иные события, ощутить дух эпохи и проникнуться до глубины души важностью, величественностью, загадочностью или противоречивостью событий.
Московское метро – один из многочисленных культурных объектов нашей страны. Этот транспортный узел перевозит ежедневно миллионы людей и в суете столичных будней мы совсем забыли, а многие даже никогда не знали о том, что любая станция метро, подобно человеку, растет и развивается, участвует в конкурсах и принимает гостей, у каждой станции столичной подземки своя история, своя биография.
В своей работе я попыталась изучить историю станции метро Маяковская в период Великой Отечественной войны и потом возникла идея сравнить ее с современным видом станции. После изучения материала я поняла, что не только сейчас, но и 65 лет эта станция играла очень важную роль. И если сейчас пассажирам на станции бывает дискомфортно от большого количества народа, то в военные годы людей заботили куда более серьезные вещи, а именно их жизнь и жизнь их близких.
Я постаралась передать ту связь эпох, которая вызывает самые положительные и яркие эмоции, постаралась чтобы все кто читал мою работу смогли сквозь времена полюбоваться станцией метро Маяковская, увидеть какой она была раньше, и которой москвичи очень многим обязаны.
Цель: Создание образа станции метро Маяковская как носителя эмоциональной и исторической памяти.
Задачи:
1. Изучить историю станции метро Маяковская
2. Соотнести два периода существования станции метро Маяковская
3. Визуализировать полученные результаты
Методы:
1. Работа с литературой
2. Анализ
3. Сравнение
4. Фотосъемка
5. Фотомонтаж
Станция метро "Маяковская"
Московский метрополитен сегодня - это 177 станций на 12 линиях, общей протяженностью 292,2 км, но из этого огромного количества станций хотелось бы выделить одну, открытую в составе второй очереди строительства Московского метрополитена 11 сентября 1938 года, названную в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского,- станцию «Маяковская».
Почему именно она привлекла мое внимание? Потому что очень много событий в истории нашей Родины происходили на этой станцией. И я хотела показать, что забытые, ушедшие в прошлое моменты нашей истории, можно оживить и придать им новые краски.
«Маяковская» - станция Замоскворецкой линии московского метрополитена. Проектные названия станции - «Триумфальная площадь», «Площадь Маяковского», архитектором проекта был Алексей Николаевич Душкин. Маяковская стала первой в мире колонной станцией глубокого заложения. Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания.
Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня «орлец» и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский известняк из Грузии. Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам Народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899-1969) на тему «Сутки страны Советов». Пол выложен белым мрамором и серым гранитом. Светильники находятся в 34-х овальных нишах свода центрального зала. При открытии станции было 35 колонных секций и 35 мозаик в куполах-кессонах. Но при установке гермозатвора у существующего эскалатора, одна мозаика оказалась закрыта металлоконструкциями, другая мозаика, в противоположном торце станции, долгие годы была скрыта от пассажиров декоративной стенкой, за которой размещались служебные помещения. После открытия второго выхода станции «Маяковская», которое состоялось 2 сентября 2005 года, многие пассажиры могут впервые увидеть мозаику Александра Дейнеки «Красное Знамя», украшающую свод центрального зала станции. Теперь для служебных и технических нужд построены новые помещения, а мозаика вновь открыта для обозрения.
Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным «ар деко».
В 1938 году уникальный проект станции получил Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке. С 1980-х станция имеет статус памятника архитектуры. А в 2001 году станция была включена в список памятников истории и культуры местного значения как один из ценнейших архитектурных объектов города Москвы.
В конце 80-х станция получила статус Памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.
Во время Великой Отечественной войны на станции «Маяковская» располагался командный пункт московского штаба ПВО. Отсюда была налажена связь со всеми районами города и с фронтом, велось руководство обороной столицы.
Станцию «Маяковскую» как наиболее просторную и хорошо защищенную от авиабомбовых атак (станция глубокого заложения – 8м) выбрали местом проведения торжественного заседания президиума Верховного Совета и Совнаркома СССР, посвященного 24-й годовщине Октябрьской революции.
6 ноября 1941 года станция метро «Маяковская» была закрыта для пассажиров. Поезда проносились мимо неё. На станции шла спешная работа. Платформа превращалась в зал. В противоположном от входа конце перрона были оборудованы сцена и трибуна. На платформе расставили стулья. Станция была ярко залита электрическим светом. В вестибюле расположили гардероб.
Когда на станции подходили к концу последние приготовления, около двух тысяч человек бережно клали в карманы пригласительные билеты на торжественное заседание Московского Совета. Место заседания указывалось устно: станция «Маяковская».
В 17 часов 6 ноября в Москве была объявлена воздушная тревога: 250 самолетов рвались к столице. Летчики и зенитчики не пропустили к городу ни одной вражеской машины. В 18.40 был дан отбой. А к семи часам участники заседания съезжались и сходились к темному подъезду.
Вход в метро не был освещен. Ручной фонарик милиционера на мгновение освещал билет, дверь открывалась – и посетителей встречали сияющие люстры, красный мрамор и нержавеющая сталь колонн, мозаика плафонов. В вагонах у платформы поместили буфет, где были чай, бутерброды и мандарины. В вагонах с занавешенными окнами переодевались артисты, был дан большой концерт.
На совещании присутствовали две тысячи человек. Сталин приехал на обычном поезде метро. В целях безопасности подали сразу четыре состава: два – на «Белорусскую» и два – на «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Никто не знал, на каком именно поезде поедет Сталин. Он приехал на машине на «Белорусскую» и отсюда в одном из приготовленных поездов прибыл на «Маяковскую». Большинство москвичей считало, что ни традиционного заседания Московского Совета, ни, тем более, парада на Красной площади не будет: нельзя сосредоточить массы людей, создать мишень для бомбежки.
Но 6 ноября 1941 года здесь на глубине восьми метров, по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции, на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы выступил с докладом Сталин, и снова были произнесены слова «Наше дело правое». Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!
Станция также стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авиа налетов она использовалась как бомбоубежище для сотен людей. Именно на этом полу проводили ночи, спали москвичи, спасаясь от бомбежек; здесь рождались дети, справлялись дни рождения, отмечались праздники. На станции Маяковская была организованна кухня и налажено питание, оказывалась медицинская помощь пострадавшим. По всей длине станции разместились спальные места. Сама фактура камня станции несет в себе глубину исторической памяти.
Также станцию «Маяковская» поистине можно назвать музыкальной, ведь её южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П.И.Чайковского. Всего у станции три наземных вестибюля.
Вот так одна станция метро за время своего существования смогла побывать госпиталем и убежищем, детским садом и школой, спальней и музыкальным классом, победителем международной выставки и памятником архитектуры, а также залом заседания Московского совета, на котором были произнесены слова, так необходимые москвичам. А небольшие усилия помогли нам воссоздать тот эмоциональный фон и атмосферу, царившую в те далекие времена.
В настоящее время на станции идут ремонтные работы, после реконструкционных работ мозаика "Красное Знамя" будет вновь открыта для обозрения. Реставрационные работы будут закончены в 2010 году, когда московский метрополитен отметит 75-летний юбилей.
Комсомольская: самая роскошная
Станция метро «Комсомольская» кольцевой линии считается самой роскошной. Она должна была служить воротами в столицу для приезжих, поэтому на нее не жалели ни денег, ни сил. Даже диаметр ее тоннеля на 2 метра больше стандартного - 11,5 метров. Из-за этого у станции самые высокие потолки в метрополитене Москвы, украшенные мозаичными панно из ценных камней и смальты. Героями шести из них стали русские полководцы и богатыри - Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, советские солдаты и офицеры у стен рейхстага. Еще два панно («Триумф Победы» и «Выступление В.И. Ленина на Красной площади») в 1963 году заменили панно «Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени», где фигурировал Сталин.
В 1958 году проект станции «Комсомольская» получил Гран-при на Международной выставке в Брюсселе. А по легенде, такую сложную структуру станция получила из-за того, что проходчики прокладывали туннель навстречу друг другу, но разминулись.
На «Комсомольской радиальной» можно увидеть, как проходила проходка шахт и строительство метро - на панно Евгения Лансере.
Кропоткинская: подземный дворец
Эту станцию планировали как подземный вестибюль будущего Дворца Советов со статуей Ленина на вершине. Но к маю 1935 года «Кропоткинскую» завершили, а у Дворца дальше фундамента дело не пошло. В итоге металлический каркас здания во время войны разобрали на противотанковые ежи.
При работе над метро «Кропоткинская» Душкин увлекся египетской архитектурой, поэтому станция напоминает храм Амона в Карнаке. Увидев проект, Каганович возмутился тем, что архитектор копирует египетский дворец. На это Душкин парировал: «У них дворцы для фараонов, а у нас - для народа». Проект приняли.
Светильники на «Кропоткинской» спрятаны в верхних частях колонн в виде распускающихся лотосов. Это дает приятный мягкий свет. Пол изначально был покрыт асфальтом, но в 1950-х его выложили серым и розовым гранитом. Также сначала на станции стояли кадки с пальмами. Проект «Кропоткинской» с 1935 по 1941 года получил гран-при на международных выставках в Брюсселе и Париже, а также Сталинскую премию за архитектуру и строительство.
Парк Культуры: антология отдыха
Эту станцию открывали для того, чтобы москвичам было удобно добираться до центрального Парка культуры и отдыха имени Горького. Поэтому в декоре отразили тему отдыха советских граждан: пилоны центрального зала украшают 26 барельефов из белого мрамора работы С.М. Рабиновича, изображающие отдых советской молодежи, доступный в Парке культуры (футбол, катание на коньках, художественная самодеятельность, теннис, танцы, авиамоделирование).
Кстати, сначала станция называлась «Парк культуры имени Горького», но в преддверии Московской Олимпиады 1980 года название сократили, решив, что для иностранных гостей оно будет слишком сложным.
Октябрьская: станция-храм
Центральный зал станции «Октябрьская» напоминает триумфальную арку, украшенную барельефами советских воинов. При этом вся станция напоминает храм: ряды факелов ведут к алтарной нише в торце зала. Ниша заполнена голубым небом, а перед алтарной апсидой установлена кованая ампирная решетка. Это стало поводом для шуток москвичей о «светлом будущем за решеткой». Но зато на этой станции удобно назначать встречи - «под небом».
А в 1995 году журналист Валерий Хилтунен предложил по аналогии с «Октябрьской» переименовать все 12 станций кольцевой линии по названиям месяцев. Но это восприняли как шутку.
Таганская: память о военном подвиге
В оформлении зала «Таганской» кольцевой линии господствует майолика. В сводах расположены панно с медальонными профилями воинов Советской армии - партизан, железнодорожников, кавалеристов, моряков, летчиков, танкистов и пехотинцев. Под ними в окружении победных знамен в виде майоликовых рельефов запечатлены подвиги этих родов войск.
К наземному вестибюлю пассажиров везет эскалатор, разбитый на два отрезка круглым вестибюлем. Его купол украшает фреска «Салют Победы».
Проспект мира: ботанический сад
Оформление станции «Проспект мира» кольцевой линии может вызвать недоумение: девушка со снопом, сборка урожая… Но декор отражает близость метро к «Аптекарскому огороду» - ботаническому саду Московского Университета. Поэтому недоумение скорее должно вызывать название станции. А ее оформление четко отражает слова селекционера Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача!»
Новослободская: босая мадонна
Для этой станции в Латвии из стекол для кафедрального собора Риги изготовили 32 витража по рисункам Корина. Причем первый кусок смальты укладывал сам Корин, второй - архитектор станции Алексей Душкин, и оба положили в грунтовку по монетке «на счастье».
На панно «Мир во всем мире» торцевой стены художник изобразил жену Душкина. На вопрос, почему она босая, отвечал: «Так писали мадонн». Но босой она была недолго, так как Хрущев возмутился: «Что у нас в стране людям обуви не хватает?». Пришлось нарисовать сандалии. А над ее головой когда-то был медальон с портретом Сталина, но после развенчания культа личности это место заняли голуби.
Белорусская: быт братских народов
Станция «Белорусская» рассказывает о культуре и народном хозяйстве одноименной советской республики. В центре потолка станционного зала расположены 12 панно в технике флорентийской мозаики. Все они рисуют яркую и радостную жизнь белорусского народа. Даже пол станции исполнен в виде национального белорусского орнамента.
Киевская: подарок от Хрущева
«Киевская» стала последней станцией, замкнувшей Кольцевую линию в 1954 году, и первой для первого секретаря КПСС Никиты Хрущева. Он ассоциировал ее со своей любимой родиной, поэтому позволил украсить станцию с помпой (при этом одноименная станция Арбатско-Покровской линии с лубочными мозаиками ему не нравилась).
Главным мотивом декора «Киевской» кольцевой линии стало 300-летие объединения Украины с Россией: 18 мозаичных панно занимают всю центральную часть пилонов и рассказывают о дружбе народов.
После завершения станции Никита Сергеевич объявил борьбу с архитектурными излишествами и тем самым оставил «Киевскую» вне конкуренции - она надолго стала самой пышной в московском метрополитене.
Динамо: о, спорт, ты мир!
Декор станции «Динамо» посвящен массовому увлечению спортом, которое охватило СССР в 1930-1950-х годах. Скульптурные фризы и фарфоровые медальоны по эскизам Елены Янсон-Манизер изображают спортивные достижения и трудовые подвиги советских граждан. Позировали скульптору студенты института физической культуры им. П.Ф. Лесгафта и члены общества «Динамо». Зато теперь на барельефах можно найти знаменитых спортсменов - например, «бег на коньках» изображает чемпионка мира 1948 года Мария Исакова, а футбол - легендарный нападающий Григорий Федотов.
Станцию «Маяковская» открыли 11 сентября 1938 года. Ее купольные мраморные своды опоясаны широкими металлическими полосами. Как ни странно, этим авангардным решением станция обязана строительному конфузу.
Архитектор Сергей Кравец предложил заменить пилоны на стройные металлические опоры. Но когда главный зал был уже почти готов, оказалось, что проектировщики переоценили твердость грунтов, и свод покрыла паутина трещин. На помощь пришел Алексей Душкин. Он предложил понизить уровень центрального свода, а для опор использовать стальные профили, которые отливали для дирижаблей на заводе в поселке Дирижаблестрой (современный Долгопрудный).
Станцию украсили мозаичные панно по рисункам Александра Дейнеки «Сутки Страны Советов»: утро, день, ночь и снова утро. Утренние сюжеты должны были «приветствовать» пассажиров, но все панно (кроме одного) открыли лишь со строительством второго выхода в город. До этого два панно были скрыты в подсобных помещениях.
После открытия станция получила Гран-при на Всемирной промышленной выставке в Нью-Йорке. Правда, Душкина упрекали в том, что станция хоть и носит имя «Маяковская» никак с поэтом не связана. Тогда в метро появился бюст поэту, а новый вестибюль украсили мозаичные панно с видами неба и цитатами из стихотворений Маяковского.
Театральная: станция с кулисами
хотя станция «Театральная» сначала называлась «Площадь Свердлова», архитектор Иван Фомин и продолживший его работу Леонид Поляков посвятили ее театру.
Полуколонны из светлого мрамора, высеченные в пилонах, напоминают кулисы, а пространство между ними - занавес. В нижних кессонах главного свода должны были разместиться барельефы физкультурников, но архитектору удалось отстоять идею народного танца и игры на музыкальных инструментах.
Барельефы с танцующими представителями народов СССР отлили на Ленинградском фарфоровом заводе по эскизам Натальи Данько. Для этого разрабатывали особый способ формовки, так как никогда еще фарфоровые фигуры такого размера не создавали. Из 11 республик, входивших в СССР в 1938 году, в барельефах представлены только 7.
Новокузнецкая: мозаики из блокадного Ленинграда
Эту станцию открыли в войну. Наземный вестибюль поставили на месте храма Параскевы Пятницы. А смальтовые мозаики, которыми украсили станцию «Новокузнецкую», на самом деле готовили для «Павелецкой». Эскизы для панно выполнил Александр Дейнека, а набирали мозаики в блокадном Ленинграде в мастерской Владимира Фролова. Это была последняя работа мастера: он умер от истощения 3 февраля 1942 года.
Мозаики вывезли по Ладоге на одном из последних кораблей. В Москве Дейнека уже готовился установить мозаики, но их приказали убрать, так как они могли привлечь внимание немецких авианалетчиков своим золотым отражением. Панно законсервировали в ямах. Металлоконструкции для станции «Павелецкой» попали на оккупированную территорию, поэтому проект станции пришлось менять. Так мозаики оказались не при делах.
Архитектор «Новокузнецкой» Иван Таранов узнал об этом и решил установить панно на своей станции. Из-за небольшой длины центрального зала на своде удалось разместить 6 мозаик. Еще одну разместили в наземном вестибюле станции. Судьба остальных семи мозаик неизвестна.
А скамейки этой станции взяли со смотровой площадки разобранного ранее храма Христа Спасителя.
Площадь Революции: что потереть на удачу
Станция «Площадь Революции» открылась 13 марта 1938 года. Архитектору Душкину и скульптору Манизеру предстояло создать галерею образов «нового мира». По сути станция стала постаментом для бронзовых скульптур. Изваяния размером больше человеческого роста с ювелирной точностью поместили в углы пилонов. Позы получились несколько скованными. Начали говорить, что скульптуры представляют советский народ, который «или сидит, или стоит на коленях». Но приехавший на открытие Сталин воскликнул: «Как живые!», и спор был исчерпан.
Эта подземная скульптурная галерея быстро обросла традициями: студенты перед экзаменом натирают нос собаке пограничника, а страдающие от несчастной любви надеются излечиться, натирая ножку студентки. Ну а карандаш изобретателя и пистолет матроса с завидной регулярностью воруют.
Всего на станции 20 разных скульптур, но каждая из них повторяется 4 раза:
- Рабочий-красногвардеец
- Солдат
- Крестьянин
- Матрос-балтиец
- Парашютистка (ДОСААФ)
- Матрос-сигнальщик
- Девушка-ворошиловский стрелок
- Пограничник
- Шахтер-проходчик
- Молодой изобретатель
- Птичница
- Механизатор
- Студентка
- Студент
- Метательница диска
- Футболист
- Пионерки с глобусом
- Пионеры с моделью самолета
Известны имена моделей некоторых скульптур. Например, для фигуры матроса-сигнальщика позировал курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков. А прототип балтийца Манизер нашел в Ленинградском высшем военно-морском училище имени М.В. Фрунзе. Это был Алексей Никитенко, будущий Герой Советского Союза.
Бауманская: консерваторская акустика
Декор этой станции предельно лаконичен - 8 тонированных под бронзу гипсовых скульптур по проекту В. Андреева. Сам скульптор успел изготовить лишь половину - «Метростроевку», «Красноармейца со знаменем», «Красноармейца в маскировочном халате» и «Летчика». Остальные («Командира», «Партизанку», «Рабочего» и «Конструктора») выполнила его вдова. Но уникальна станция не декором, а своей акустикой - ее центральный зал может сравниться с Московской .
Электрозаводская: в духе времени
Эта станцию планировали посвятить расположенному рядом Электрозаводу. Отголосок первоначального проекта - 6 медальонов с портретами основоположников электротехники в наземном вестибюле (М. Ломоносова, П. Яблочкова, А. Попова, М. Фарадея, В. Франклина, В. Джильберта). Но с началом войны работы по станции пришлось остановить. Возобновились они лишь в 1943 году, и не удивительно, что тема оформления сменилась. Так «Электрозаводская» превратилась в станцию, посвященную труженникам тыла.
Достоевская: трагедия в метро
Станцию «Достоевская» называют самой трагически оформленной. На ее колоннах изображены кровавые сцены из романов Ф.М. Достоевского: убийство старухи и самоубийство Свидригайлова из «Преступления и наказания», убийство Настасьи Филипповны из «Идиота», убийство Шатова и самоубийство Ставрогина из «Бесов».
Трубная: пропавшие кресты
Центральный зал станции «Трубная» оформлен лаконично: светлую мраморную облицовку стен и колонн оттеняют темно-зеленые вставки и панно и витражи работы Зураба Церетели. Они породили городскую байку. На всех витражах изображены церкви и соборы городов СНГ, но ни на одном из куполов изначально не было креста. Через некоторое время после открытия станции неизвестный приделал к витражам небольшие нательные распятия и крестики.
Сретенский бульвар: кольцо из стали
Оформление станции посвящено всему Бульварному кольцу. В нишах пилонов центрального зала находятся 24 панно работы И. Лубенникова. Каждое из них изображает виды Бульварного кольца в стальных силуэтах - людей, облаков, памятников. Например, Гоголевский бульвар можно рассмотреть в силуэте памятника Гоголю, а Чистопрудный - в силуэте памятника Грибоедову. Такая техника перенесения травленых изображений на стальные поверхности применялась впервые в мире.
Римская: подземный фонтан
Хотя в Риме нет станции «Московская», в Москве при участии итальянских художников Дж.П. Имбриги и А. Куатроччи появилась станция «Римская». В декоре они повторили главные символы Рима в миниатюре. Например, один из медальонов изображает Мадонну с младенцем, на другом Ромул и Рем «приглядывают» за Триумфальной аркой. А главная композиция «Фонтан» в холле в северном торце станции представляет собой разрушенную колонну, которую делят совсем маленькие основатели Рима. Позади них - единственный в мире фонтан в метро.