Будущее беларуси мнение ясновидящих. Лукашенко у красной черты: кто разрушает союз России и Белоруссии
Президент Беларуси Александр Лукашенко 6 декабря на полях саммитов ЕАЭС и СНГ в Санкт-Петербурге сообщил, что встреча с российским коллегой Владимиром Путиным состоится через неделю. В рамках переговоров главы России и Беларуси должны будут расставить все точки над «i» по основным нерешенным вопросам союзных отношений. В преддверии скорой встречи аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, что это за вопросы и какие ответы на них могут дать лидеры Союзного государства.
Цена на газ
Условия поставок российских энергоносителей в Беларусь - самая острая тема в отношениях между двумя странами. На последнем саммите глав государств Евразийского экономического союза Лукашенко и Путин поспорили на эту тему публично.
Президент Беларуси сказал, что для белорусских потребителей цена на кубометр российского газа составляет 130 долларов, тогда как для соседней Смоленской области России - 70 долларов: почти в два раза ниже. «Простой вопрос - как конкурировать в такой ситуации?»
Президент России на это заметил, что если бы цена на газ была рыночной, то Беларусь покупала бы кубометр газа за 200 долларов. Скидка на газ обусловлена тем, что Беларусь - союзная России страна, и после создания общего рынка нефти и газа цены на газ будут одинаковы для всех участников ЕАЭС.
Ускоренное создание единого газового рынка - самый актуальный вопрос для разговора Путина и Лукашенко .
Общий рынок энергоносителей в ЕАЭС планируется создать к 2025 году. Но поскольку Беларусь заинтересована в снижении цен на газ, в ее интересах лоббировать приближение «энергетического дедлайна».
Налоговый маневр
Столь же острая тема - условия поставок российской нефти на нефтеперерабатывающие предприятия Беларуси. Россия осуществляет налоговый маневр - в течение шести лет, начиная со следующего года, экспортные пошлины на нефть будут снижаться, а налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - увеличиваться.
Нефтяная реформа в России затронет и белорусскую экономику.
В результате налогового маневра цена на российскую нефть для Беларуси сравняется с мировой, что снизит рентабельность белорусских НПЗ.
Белорусский Минфин сообщил, что цена вопроса для Минска - 10 миллиардов долларов за шесть лет. Торг о компенсациях за налоговый маневр продолжается уже много месяцев.
Российским производителям нефтепродуктов, которые поставляют их на внутренний рынок, правительство компенсирует ущерб от роста НДПИ в виде обратного акциза на нефть. В Минске хотят такой компенсации и для белорусских НПЗ.
Отмена роуминга
Отмена роуминга на территории Союзного государства - еще один вопрос, который будут обговаривать в Бресте. Отказ от роуминговых тарифов для звонков из России в Беларусь и из Беларуси в Россию обсуждается с прошлого года. Переговоры об отмене роуминга застопорились из-за протестов операторов сотовой связи, которым единые тарифы невыгодны.
Пока антимонопольные ведомства и министерства связи России и Беларуси договорились окончательно решить вопрос с роумингом в следующем году.
Если роуминговые тарифы между Россией и Беларусью будут отменены, это станет самым наглядным подтверждением успешности союзного строительства для граждан двух стран, поэтому роуминг - один из тех вопросов, которые будут обсуждаться на высшем политическом уровне.
Признание виз
В Бресте Россия и Беларусь планируют подписать межправительственное соглашение о взаимном признании виз. Из 25 документов, которые намерен рассмотреть Совет министров Союзного государства, к этому соглашению приковано особенное внимание.
Два года назад отсутствие общего визового пространства при отсутствии погранконтроля всерьез обострило отношения между Россией и Беларусью.
Тогда Минск ввел пятидневный безвизовый режим для граждан 80 стран. Москва отказалась принимать иностранцев, которые въезжают на российскую территорию из Беларуси . Дошло до разговоров о возрождении полноценного пограничного режима на российско-белорусской границе.
После этого инцидента активизировались переговоры о взаимном признании виз, которые велись к тому времени почти 10 лет. После двух лет синхронизации миграционного законодательства визовое соглашение между Россией и Беларусью готово к подписанию. Следующий этап интеграции, который могут обсудить президенты двух стран, - введение единой визы Союзного государства.
Ракетный удар западной коалиции по Сирии, санкции Соединенных Штатов в отношении России – конфронтация между Западом и Кремлем становится все более острой. Последствия не обходят стороной и Беларусь. Какую позицию занимают власти Беларуси и к чему готовиться в ближайшем будущем.
Министерство иностранных дел Беларуси в своем официальном заявлении осудило удар войск коалиции по Сирии. Что это – начало конфронтации с Западом или очередная попытка получить преференции от России за лояльную риторику?
Попытки конвертировать пророссийские высказывания в финансовую выгоду – дело для властей Беларуси не новое. Только восточный сосед в последнее время совсем перестал ценить такой подход и требует конкретных шагов для политического и военного сближения.
«Беларусь будет более осторожно себя вести и постарается не вписаться в этот конфликт в полном виде. Обратите внимание на вот это заявление МИД Беларуси. Там сказано, что, конечно, применение химического оружия – это недопустимо, что за это надо наказывать, но сначала надо разобраться, кто, как и что. Это сильно расходится с российской позицией, которая считает, что никакой химатаки вообще не было», - считает политолог Валерий Карбалевич.
Однако похоже, что даже с таким заявлением Беларусь поспешила, потому что никто из союзников России из ОДКБ более подобных высказываний не сделал. С другой стороны, власти Беларуси всегда демонстративно выступали против иностранного вооруженного вмешательства во внутренние дела других стран.
«Беларусь выдвинула новый концепт своей внешней политики: образ Беларуси как миротворца, как место, где регулируются международные конфликты, как новая Женева или Хельсинки-2. И вот на этом фоне действия Беларуси в поддержку России очень сильно портят этот концепт», – отмечает политолог Валерий Карбалевич.
Но портится не только политический концепт. По словам экспертов, на данный момент почти весь белорусский экспорт, если не учитывать удобрений и нефтепродуктов, идет в Россию. Соответственно, любые ухудшения в экономике у восточных соседей мгновенно сказываются и на нас. Так, на прошлой неделе введение американских санкций всколыхнуло российский рубль, а за ним и белорусский.
«На Беларусь влияет не столько ситуация с российским валютным рынком, сколько общеэкономическая ситуация. Иными словами, рецессия в России, замедление роста или переход к падению российской экономики для нас был бы опаснее, чем падение российского рубля», –отмечает старший аналитик «ALPARI» Вадим Иосуб.
Эксперты отмечают, что Соединенные Штаты с большой долей вероятности введут новые санкции против Москвы, но пока невозможно предсказать, против кого конкретно ограничения будут направлены.
«Судьба белорусского рубля достаточно сильно зависит от американских санкций, направленных против России – с этим белорусское правительство, Нацбанк ничего сделать не могут, нам остается быть только наблюдателями. С другой стороны, перспективы других американских санкций против России смутные, непонятные», – говорит финансовый аналитик Вадим Иосуб.
Непонятно также, как власти Беларуси будут реагировать на дальнейшую эскалацию в отношениях между Россией и Западом. Но в любом случае, как отмечают эксперты, оптимизма в таком развитии событий мало.
Дмитрий Мицкевич, «Белсат»
Фото обложки - president.gov.by
https://www.сайт/2018-10-11/sobiraetsya_li_rossiya_prisoedinyat_belorussiyu
«Вбросы о том, что страна может лишиться независимости, выгодны Кремлю»
Собирается ли Россия присоединять Белоруссию?
Дмитрий Азаров/Коммерсантъ
В Могилеве 11 октября стартовал Форум регионов Белоруссии* и России, в рамках которого состоится встреча президентов двух государств. Переговоры пройдут 12 октября и станут уже четвертой личной встречей Владимира Путина и Александра Лукашенко с конца августа. Участившиеся белорусско-российские саммиты провластные СМИ преподносят как «позитивную динамику двусторонних отношений». Однако звучат и противоположные мнения, фиксирующие затянувшиеся торговые и экономические споры России и Белоруссии.
Утверждается, что в этих условиях Москва пересматривает свою политику в отношении Минска, намереваясь посадить белорусскую экономику «на диету», чтобы сделать Лукашенко более сговорчивым. А там, возможно, встанет вопрос о вхождении Белоруссии в состав России. Эксперты, впрочем, называют разговоры об интеграции «информационным вбросом», выгодным исключительно Кремлю.
«Мы на фронте»
Проблемы в белорусско-российских отношениях копятся давно. 2018 год стал продолжением тренда. Сначала случилась «молочная война» из-за ограничений поставок в Россию белорусских молочных изделий, потом возникли трения по транзитным и визовым вопросам. Череда конфликтных эпизодов привела к тому, что 22 июня Лукашенко сорвался.
Выступая перед аграриями в Могилевской области, он заявил: «Мы на фронте. Не выдержим эти годы, провалимся, значит, надо будет или в состав какого-то государства идти, или о нас будут просто вытирать ноги. А, не дай бог, еще развяжут войну, как на Украине».
О том, откуда исходит угроза и в состав какого государства может войти Белоруссия при наихудшем сценарии, он не уточнил. Но то, что Лукашенко допустил вероятность потери независимости, заставило многих задуматься. Примечательно, что это заявление президент сделал после встречи в Минске с Владимиром Путиным. 19 июня лидеры двух стран участвовали в заседании Высшего Госсовета Союзного государства, где, как выразился Лукашенко, обсуждались «спорные вопросы».
Вскоре Путин пригласил белорусского президента в Сочи. Лукашенко долго тянул с визитом. В это время произошла волна репрессий в отношении независимых белорусских СМИ. А 10 августа Россия резко ограничила субсидирование экономики Белоруссии. Reuters сообщало, что Москва заморозила кредитование на $1,2 млрд и хочет пересмотреть условия поставок и перетаможки нефти.
«Россияне ведут себя варварски»
В следующий раз Лукашенко и Путин встретились 22 августа. Как писали СМИ, после этого белорусский президент долго не появлялся на публике. Белорусский политолог Антон Платов в разговоре с «Росбалтом» сообщил, что Лукашенко хотел в очередной раз поторговаться, но Москва показала, что понижает уровень отношений с Минском до других стран ЕАЭС. В частности, газ и нефть Белоруссии обещали поставлять на общих, а не эксклюзивных условиях.
Вероятно, поведение Лукашенко объяснялось также тем, что Минску пришлось согласиться на назначение нового российского посла, входящего в путинскую кадровую обойму — Михаила Бабича. Белорусская сторона вслед за Украиной не хотела ему давать посольский агреман.
Но 24 августа Путин подписал указ о назначении Михаила Бабича новым послом в Белоруссии и одновременно — спецпредставителем президента РФ в этой стране по торгово-экономическому сотрудничеству. До этого Бабич был полпредом президента РФ в Приволжском федеральном округе. Его отец служил в немецкой резидентуре КГБ, был начальником Владимира Путина. Бабича-младшего эксперты называют жестким управленцем. Став послом, он сохранил пост в Совбезе РФ — ближнем круге президента.
Kremlin.ru
Далее последовали уточняющие сообщения, что Россия во избежание «серого» реэкспорта будет поставлять в Белоруссию углеводороды только для ее внутреннего потребления. Кроме того, Москва потребует компенсацию за транзит газа, что скажется на белорусском бюджете (речь идет о $2,5 млрд, или 4-5% ВВП).
Вскоре Лукашенко поменял руководство Совета министров и весь экономический блок, заявив, что у страны начался тяжелый период. «Россияне ведут себя варварски по отношению к нам, публично об этом говорю. Они от нас требуют чего-то, как будто мы вассалы у них, а в рамках ЕАЭС, куда они нас пригласили, они выполнять свои обязательства не хотят. Вот они и создают неконкурентную ситуацию», — посетовал он.
Осенние переговоры
Вопросы тарифов и поставок российских нефтепродуктов и газа в Республику Беларусь Путин и Лукашенко вновь обсуждали в Сочи 21 сентября. Позже президент Белоруссии заявил, что переговоры были тяжелыми. По информации официального Минска, главы двух государств договорились о рефинансировании белорусского долга перед Москвой на сумму $1 млрд. Кроме того, Лукашенко заявил, что Белоруссии предоставят шестой транш кредита по линии Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в размере $200 млн. По другим вопросам, как отмечал Лукашенко, «все ключевые противоречия развязаны», однако никакой конкретики ни он, ни российская сторона не представили.
Обсуждение итогов переговоров в Сочи было запланировано на 28 сентября — в рамках саммита СНГ в Душанбе. Но журналистам не удалось увидеть личной встречи президентов. Лишь позже белорусский лидер рассказал, что в «конфиденциальном порядке» обсудил с Путиным вопросы безопасности.
Интернет-портал президента Республики Беларусь
И вот теперь встреча Путина и Лукашенко запланирована в Могилеве 12 октября. Ожидается, что президенты продолжат обсуждать проблемные темы, начатые еще летом. Помимо транзита нефти и газа и цен на них, это также вопросы поставок белорусских продуктов на российский рынок, субсидий, рефинансирования российского кредита и т. д. Еще одна из возможных тем диалога — планы Варшавы разместить на своей территории американскую военную базу, для которой польский президент Анджей Дуда даже подобрал название «Форт Трамп». В ответ Россия хочет разместить свою военную базу в Белоруссии.
Кроме того, в Белоруссию летит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, предстоятель РПЦ отслужит чин великого освящения храма-памятника в честь Всех Святых. А на 15 октября намечено заседание Священного Синода Русской православной церкви (РПЦ) «впервые на белорусской земле».
«Белоруссия — огромное бремя»
В преддверии очередной встречи Путина и Лукашенко, а также визита патриарха Кирилла в СМИ прошла волна рассуждений о том, что посредством экономического и иного давления Москва старается сделать Минск более сговорчивым и готовым следовать в фарватере России. Высказывается даже предположение, что Москва хочет сменить Лукашенко на более лояльного Кремлю менеджера и даже начать процесс интеграции Белоруссии в Россию. Сторонники этой теории отмечают, что момент сейчас самый подходящий — до президентских выборов в Белоруссии остается около года, и есть время рассчитать все ходы. Кроме того, эффектный внешнеполитический ход мог бы отвлечь россиян от внутренних проблем, с помощью «присоединения» (в том или ином виде) Белоруссии Кремль мог бы попробовать вернуть общество в состояние «крымского консенсуса».
Однако заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев считает, что ни о какой интеграции речь не может идти.
Hanna Zelenko / Wikimedia
«Это просто невозможно. Это было бы повторением политического фокуса в Прибалтике и отчасти в Украине. Но кому сегодня захочется брать себе целую страну, в которую придется вкладывать десятки миллиардов? Да еще на каких-то, вероятно, не совсем выгодных условиях, например в случае претензий белорусов на наши нефтяные промыслы. Это огромное бремя. Мы и так в Белоруссию за последние 20 лет инвестировали порядка 160 млрд долларов. Колоссальные деньги», — отметил эксперт.
По его словам, речь о вхождении Белоруссии в Россию можно было бы вести, если бы был план о намерении. Но о подобных документах ничего не известно. «Я считаю, что это (разговоры об интеграции. — Прим. ред.) — элемент информационной войны. Скорее всего, Белоруссия и дальше будет торговаться с Россией. Тут вопрос только в том, почему эта страна думает, что Россия должна просто из-за какой-то „уникальности Белоруссии“ безропотно субсидировать и дотировать эту республику? Дотации доходят до 10 млрд долларов в год, — добавил Суздальцев. — Взамен, по идее, мы должны, добиваться каких-то союзнических решений. Например, на мировой арене это могло бы быть признание Абхазии, Южной Осетии и Крыма. Но этого нет. Лукашенко остается человеком, которые торгуется. И пока он не готов отказаться от руководства страной».
«Информационные вбросы Кремля»
О безосновательности идеи вхождения Белоруссии в состав России говорит и руководитель российских исследований, сооснователь Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Беларусь) Юрий Царик. Он напомнил, что 10 октября состоялась встреча Лукашенко с Михаилом Бабичем. Президент заявил, что ожидает расцвета отношений России и Белоруссии при Бабиче и что вопрос о суверенитете не обсуждается.
«Мы суверенная и независимая страна. В XXI веке говорить (как они пишут там) об инкорпорации, включении Беларуси в состав России, просто смешно. И я ни разу от нынешнего президента России этого не слышал, и от прошлого, первого президента России [Бориса Ельцина]», — сказал Лукашенко.
Юрий Царик отметил, что были многочисленные вбросы в Telegram-каналах о якобы выдвинутом Путиным ультиматуме Лукашенко, но они, считает эксперт, не имеют никакого отношения к реальности.
Белоруссия — значимый торговый партнер России, куда она поставляет много продовольственной продукцииПосольство Белоруссии в Москве
«Ликвидация Белоруссии как независимого государства явно не входит в планы белорусского руководства. Более того, власти Белоруссии сейчас заняты другой проблемой — транзита власти. Это произойдет либо на предстоящих выборах в 2019 году, либо после них. Руководство страны хочет создать условия, которые могли бы способствовать спокойной, бесконфликтной передаче власти», — сообщил Царик.
Что касается уступок в пользу России, то никаких реальных действий не предпринимается. «Тот же вопрос по военной базе РФ остается нерешенным, потому что ее размещение на территории Белоруссии полностью ликвидирует стратегическую автономию страны, лишит власти признаков самостоятельности, — отметил Царик. — Никаких признаков того, что власти Белоруссии хотят сдать свои позиции, нет. Вбросы о том, что страна может лишиться независимости, выгодны только Кремлю. Так подрывается доверие к Белоруссии как самостоятельному партнеру внутри страны и на международной арене. Это отвечает интересам российской стороны, которая хочет получить стратегический контроль над территорией Белоруссии в одностороннем порядке».
Признаки «плохого сценария»
Впрочем, последние события заставляют некоторых наблюдателей считать, что все идет к «плохому сценарию», о котором говорил Лукашенко. Один из лидеров Белорусского национального конгресса Евгений Афнагель отмечает, что стало слишком много сигналов, которые говорят о том, что Путин решил серьезно заняться Белоруссией. «Почти каждый день в российских СМИ появляются статьи о том, что с независимостью нашей страны пора заканчивать, об ущемлении здесь прав русскоязычного населения, — пишет в своем блоге Афнагель. — Впервые Кремль отправляет в Минск в качестве посла бывшего силовика Михаила Бабича, к тому же известного своей жесткой позицией. Глава РПЦ публично говорит о „едином русском народе“, в состав которого включает и белорусов. Все это происходит на фоне экономического давления. Беларусь не получила очередных траншей от Евразийского фонда стабилизации и развития в размере $400 млн. А еще постоянно идут мясо-молочные войны, а впереди — налоговый маневр, который еще больше подкосит и без того шаткое положение Лукашенко».
* При большом уважении к народу Республики Беларусь, редакция сайт придерживается норм русского языка, то есть написания «Белоруссия».
Москва, 05.09.2018
Евгений Трещенков, к.и.н., доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве Санкт-Петербургского государственного университета
Относительно небольшое количество стран можно назвать союзниками России. Украинский кризис и открытая конфронтация с Западом стали серьезным испытанием для таких отношений и делают каждого партнера Москвы особенно ценным. Одним из них является Беларусь. Эта бывшая советская республика участвует во всех российских интеграционных проектах на постсоветском пространстве, занимает третье место среди торговых партнеров РФ (после ЕС и Китая), а ее вооруженные силы формируют вместе с российскими коллегами Региональную группировку войск и Единую региональную систему ПВО. Согласно опросам общественного мнения, граждане России и Беларуси регулярно относят государства друг друга к числу наиболее дружественных. Статья публикуется в рамках партнерства с Российским советом по международным делам (РСМД).
Президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин
Михаил Метцель/ТАСС
Кризис лета 2018 года
Несмотря на столь разностороннее взаимодействие, его неотъемлемой составляющей являются регулярные кризисы. Они давно воспринимаются экспертами как нечто само собой разумеющееся. Лето 2018 года стало очередным сложным периодом во взаимоотношениях двух стран. В этот раз в адрес российских партнеров было предъявлено сразу несколько претензий - от обвинений в попытках приватизации Россией победы в Великой Отечественной войне до «недобросовестной конкуренции» в торгово-экономических отношениях. Как правило, инициатором конфликтов выступает белорусское руководство, а результатом становится решение той или иной проблемы путем двустороннего торга. Именно такая тактика позволяет белорусскому президенту из года в год отвоевывать себе сужающееся пространство для маневра в отношениях с Россией. На современном этапе Минск беспокоит установление Россией пограничного контроля на российско-белорусской границе, цена на газ, условия поставок нефти в Беларусь после завершения «налогового маневра» в российской нефтяной отрасли, а также будущее кредита, запланированного на 2019 год.
Россия и «белорусское экономическое чудо»
Особую остроту ситуации придают трудности, с которыми уже не один год сталкивается белорусская экономика. Они вызваны совокупностью внутренних и внешних факторов и проявляются в разных формах - от проблем со сбытом белорусской продукции до снижения реальных доходов населения. Попытки формирования «новой» экономики параллельно со старой, нагруженной социальными обязательствами, несмотря на локальные успехи (например, опыт Парка высоких технологий), не меняют ситуации принципиальным образом. Ключевыми причинами являются плановый характер белорусской экономики, ее технологическое отставание, а также высокая зависимость от одного ключевого рынка сбыта. Экономика страны носит явный экспортоориентированный характер, при этом более половины всей белорусской внешней торговли приходится на Россию.
Торгово-экономические отношения с Россией являются неотъемлемым элементом «белорусского экономического чуда». Со второй половины 1990-х гг. в республике сложилась социально-экономическая модель, гарантировавшая белорусам скромный, но стабильный доход и другие социальные блага. Государство сохранило контроль над крупнейшими промышленными предприятиями, обеспечив занятость населению. Продукция этих предприятий шла, преимущественно, на российский рынок. Следует отдать должное руководству республики - его особое внимание всегда было сфокусировано на продвижении белорусской продукции на внешних рынках. Можно говорить о своеобразной «экономизации» внешней политики страны. Так, ключевой задачей послов, по мнению президента Александра Лукашенко, является продвижение белорусского экспорта.
Здесь же можно отметить и впечатляющую активность белорусского руководства по продвижению продукции в российские регионы. Республика Беларусь имеет совместные рабочие группы по сотрудничеству более чем с 40 субъектами РФ. С 1990-х гг. действуют соглашения о сотрудничестве не только между отдельными регионами двух стран, но и между российскими регионами и Советом министров Республики Беларусь. Во всех крупных городах России можно увидеть белорусские торговые сети и фирменные магазины. Помимо торговли, Беларусь также продвигает промышленную кооперацию с российскими регионами. Впрочем, у этой кооперации есть своя специфика. В подавляющем большинстве случаев речь идет о сборке на территории того или иного субъекта РФ белорусской продукции (лифтов - в Санкт-Петербурге, тракторов - в Череповце и т.д.). То есть, фактически, такая кооперация нацелена на продвижение белорусского экспорта.
Сделано в Беларуси
В России у белорусских товаров сложился особый имидж. Продукты питания до сих пор считаются натуральными и качественными, техника - простой в эксплуатации и недорогой. Популярность белорусских товаров приводила даже к открытию в ряде российских городов соответствующих «фейковых» магазинов. Так, в Санкт-Петербурге после открытия в рамках договоренности между Правительством РБ и Администрацией Санкт-Петербурга сети магазинов белорусских продуктов «Белорусский гостинец» появились «поддельные» магазины под аналогичным брендом. Несмотря на то, что постепенно популярность слогана «сделано в Беларуси» среди российских потребителей снизилась, белорусские товары до сих пор занимают здесь свою нишу. При этом, говорить о том, что российские товары более конкурентоспособны, чем белорусские, или наоборот, было бы некорректно. В обоих случаях продукция характеризуется невысокой технологичностью в сравнении с западными аналогами. Более высоким качеством и сложностью отличается продукция совместных предприятий с крупными зарубежными компаниями (белорусский вариант) или филиалов транснациональных компаний, локализовавших свое производство на территории соответствующей республики (российский вариант). Так, белорусские производители зачастую указывают на то, что в России они конкурируют с крупными мировыми производителями (например, белорусский «Атлант» и итальянский «Индезит»).
Одной из претензий, высказанных в августе 2018 года белорусским руководством российской стороне, стало обвинение в «недобросовестной конкуренции». Заявление было сделано в ходе посещения Александром Лукашенко ОАО «Гомсельмаш», являющегося одним из крупнейших поставщиков сельскохозяйственной техники на российский рынок. В ряде случаев, белорусская техника, благодаря государственным субсидиям и системе поддержки экспорта, оказывается дешевле российской. При этом она также включена в российские федеральные программы лизинга. Доступ же российской техники на белорусский рынок, напротив, затруднен. Естественно, такая ситуация приводит к конфликтам и попыткам российских производителей отвоевать долю рынка обратно.
В целом, препятствия в доступе на рынки для продукции друг друга есть и в России, и в Беларуси. Различается риторика политического руководства. Образ президента А. Лукашенко как сильного хозяйственника предполагает его личное участие в решении проблем крупнейших экспортных предприятий республики. Российское же руководство предпочитает воздерживаться от резких заявлений по техническим сюжетам, предоставляя обязательство по их решению бюрократии и бизнесу. При этом ограничения в доступе товаров на белорусский рынок вполне реальны. Так, российское Минэкономразвития приводит перечень, состоящий из более чем десятка таких барьеров. Среди них ограничения доступа российских производителей автобусов и сельскохозяйственной техники при участии в закупках по договорам лизинга, существование ассортиментных перечней товаров для различного вида продовольственных и непродовольственных торговых объектов и предприятий общественного питания. Еще один пример - действующая на территории Республики Беларусь льготная ставка НДС для сельскохозяйственной продукции, произведенной в стране (10% вместо стандартных 20%).
Социальный контракт под угрозой
При всей активности по продвижению экспорта, существующая в Республике Беларусь экономическая модель в силу своих же структурных особенностей дает сбои. Не становится неожиданностью, когда крупнейшие промышленные предприятия страны заканчивают отчетный год с убытками и большой кредитной задолженностью, а на складах скапливается продукция на несколько месяцев вперед. При этом остановка любого крупного предприятия и сокращение работников будут означать обострение социальной напряженности. Государство, как основной владелец крупнейших промышленных предприятий страны, гарантирует трудоустройство, заработную плату и базовые социальные гарантии. В этом заключается социальный контракт между властью и населением.
В последние годы властям становится все сложнее выполнять его условия. Это неизбежно сказывается на рейтингах президента и на устойчивости политического режима. При этом предпринимаемые руководством страны меры не всегда достигают цели, вызывая еще большую напряженность в обществе. Такова, в частности, ситуация с Декретом Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Декрет предусматривает введение так называемого «сбора за тунеядство», взимаемого с неработающих граждан для финансирования государственных расходов. Инициативы вызвала серьезное общественное сопротивление - дошло до выступлений в отдельных городах в феврале 2017 года.
В этом контексте стоит рассматривать и недавнюю показательную отставку руководства белорусского правительства и ряда высших чиновников. Очевидно, что Президент не только демонстрирует электорату намерение бороться с коррупцией, но и предпринимает попытки повышения эффективности управленческой системы. Пример Армении, где в ходе народных волнений весной 2018 года к власти пришла оппозиция, также, очевидно, вызывает в Минске определенные опасения.
Новая российская политика в отношении Беларуси?
В этих условиях поддержка со стороны России имеет для белорусского руководства принципиальное значение. Неслучайно президент А. Лукашенко, апеллируя к Москве, говорит о том, что России нужна стабильная Беларусь. Одновременно Минск активно налаживает отношения со странами Запада, поддерживая переговорную площадку по украинскому кризису, и более широко - по диалогу между Западом и Россией. Как известно, Европейский союз под влиянием конфронтации с Москвой и разрастающихся по периметру его границ кризисов снял в 2015-2016 гг. санкции в отношении подавляющего большинства лиц и компаний Республики Беларусь. Вместе с тем, акцент на налаживании конструктивных отношений не привел к серьезному улучшению инвестиционных и торгово-экономических перспектив Республики Беларусь на западном направлении. В 2017 году она не смогла получить кредит от Международного валютного фонда, требовавшего структурных реформ в виде сокращения доли государственного сектора в экономике и повышения тарифов ЖКХ. Китай активно инвестирует в белорусскую экономику (производство автомобилей, создание Индустриального парка «Великий камень») в последние годы, однако эти средства выделяются под конкретные проекты и не могут быть использованы для стабилизации макрофинансовой ситуации или выплаты внешнего долга республики.
Россия остается ключевым возможным займодателем. Со сменой руководства России в 2000 году политика в отношении Республики Беларусь постепенно приобретала все более наступательный характер. Москва чаще стала выставлять те или иные требования в обмен на льготные цены на энергоносители и кредиты. Говоря об очередном кризисе в российско-белорусских отношениях весной 2017 года, эксперты даже указывали на новый этап в этих отношениях, именуя его переходом «от авансов к предоплате». В этом ключе можно рассматривать и затягивание Москвой решения о предоставлении Республике Беларусь кредита в размере до 1 млрд долл., который планируется потратить на погашение белорусского внешнего долга в 2019 году. Для Минска ситуация особенно болезненна с учетом намерения России прекратить беспошлинные поставки нефтепродуктов в Республику Беларусь. Вместе с тем мягкости российского руководства не способствует и сложная экономическая и финансовая ситуация в самой России.
Исходя из этого, назначение нового российского посла (Михаила Бабича) в Минске, одновременно являющегося и специальным представителем Президента РФ по развитию торгово-экономических отношений с Республикой Беларусь, следует рассматривать как стремление внимательно отслеживать все детали и сложности повестки российско-белорусских отношений непосредственно на месте. После событий в Армении внимание Москвы будет сосредоточено, помимо прочего, на недопущении дестабилизации политической ситуации в Беларуси, при условии, что страна продолжает движение в фарватере существующих интеграционных структур под эгидой России. Очевидно, что Беларусь получит требуемую финансовую поддержку, вряд ли стоит беспокоиться и о перспективах продолжения белорусского участия в ЕАЭС.
Будущее Евразийского экономического союза
Практически вся взаимная торговля Беларуси в рамках Евразийского экономического союза приходится на одно государство - Россию (97-98%) . Белорусское руководство регулярно критикует Евразийский союз. При этом критика практически всегда касается именно проблематики российско-белорусского торгово-экономического сотрудничества в рамках этого объединения. Прозвучавшие летом 2018 года претензии к ЕАЭС полностью вписываются в сложившуюся практику. «Четыре свободы», действительно, не реализуются в Союзе в полной мере, сохраняются различные барьеры на пути свободной торговли, таможенное пространство фрагментировано, фактически отсутствуют единая торговая и промышленная политики. Однако свой вклад в такую ситуацию вносят все члены ЕАЭС, включая Республику Беларусь. При этом, если мы исходим не из некоей идеальной картины, а из существующей политической и экономической реальности в странах-участницах, Евразийский союз довольно-таки полно использует имеющиеся ограниченные возможности.
В ближайший год не стоит ждать от Республики Беларусь резкого отказа от обязательств в рамках Евразийского экономического союза. Такой отказ, будучи напрямую связанным с торгово-экономическим взаимодействием с Россией, равносилен самоубийству. В то же самое время звучавшие в ходе обострения двусторонних отношений летом 2018 года сюжеты сохраняют свою актуальность. Речь идет об условиях поставки российской нефти в Республику Беларусь в 2019 году, о цене на газ, о пограничном контроле на российско-белорусской границе, а также о перспективах кредитования как по двусторонней линии, так и по линии Евразийского фонда стабилизации и развития. Серьезное влияние на перспективы белорусской экономики будет и дальше оказывать непростая экономическая и финансовая ситуация в самой России. Россия в свою очередь, несмотря на довольно жесткую позицию в отношении Беларуси, также не может себе позволить рисковать одним из немногих союзников. Оглядываясь на недавние события в Армении и на череду произошедших ранее «цветных революций» в других постсоветских республиках, Россия будет и дальше делать ставку на поддержание устойчивости белорусского режима.