Архитектурный стиль дома на набережной. «Я живу в высотке на Котельнической набережной. Купи. Но не пыли
Жители Москвы, любящие свой город и интересующиеся его историей, хорошо знают мрачное серое здание, что возвышается (иначе не скажешь) над Москва-рекой поблизости от Кремля и . Зовут его “Домом на набережной”, именно так с большой буквы, а лет 30-40 назад наши родители именовали его “Домом Правительства”.
С этим домом связаны судьбы многих партийно-государственных сановников. О некоторых из именитых жильцов дома рассказывает музей, возникший на волне “перестройки и гласности” почти 25 лет тому назад.
Датой рождения музея считается 12 ноября 1989 года. Весной этого года группа энтузиастов под руководством и по инициативе одной из старейших его жительниц, Тамары Андреевны Тер-Егиазарян, начала собирать документы для создания музея в одном из помещений дома. Первоначально музей помещался в маленькой комнате коменданта подъезда. А когда проводили капитальный ремонт, то за счёт хозяйственных помещений и части подъезда удалось немного расширить экспозицию.
Теперь мы входим в музей как в обычную квартиру, и, как везде, оставляем одежду на вешалке и проходим в гости к «неизвестному» хозяину квартиры.
История дома началась в 1918 году, когда советское правительство тайно бежало из Петрограда в Москву. Фронт был слишком близко к столице и оставаться там было небезопасно.
Москва в то время представляла собой ужасную картину. Жители окрестных деревень и сёл ринулись в Москву, чтобы хоть как-то прокормиться. За еду, буханку хлеба продавали фамильные драгоценности. Жилья катастрофически не хватало. Члены совнаркома поначалу жили в гостиницах Москвы – “Националь”, “Метрополь”, “Петергоф”. Тогда их переименовали в дома советов (ДС 1, ДС 2 и т.д.). Когда же в 20-х годах в Москву стали приезжать иностранные гости и туристы, то мест в гостиницах для них не оказалось. Некоторые снимали апартаменты, но это было крайне неудобно. “Интурист” попросил передать ему гостиницы для использования по прямому назначению и в 1927 году руководство приняло решение построить специальный дом жилой комплекс для семей членов правительства. Этот вопрос курировал член политбюро цк вкп(б) Алексей Рыков. Он был хорошо знаком с уже известным в ту пору советским архитектором Борисом Иофаном, они дружили семьями. Архитектор жил в Италии и был членом итальянской компартии. Рыков предложил ему построить в дом в Москве, на что Иофан ответил согласием.
Строительство дома началось в 1928 году, а заселять его начали в 1931, хотя первоначально планировали построить весь комплекс за 1,5 года. Для строительства выбрали идеальное с советской точки зрения место: рядом с Кремлём, где стояли склады Винного двора, т.е. расселять никого не требовалось, дефицитное жильё не сносили. Но это место было болотистым и для того, чтобы укрепить фундамент, вбили 3000 бетонных свай. Котлован для дома не рыли, поэтому разговоры о подземных ходах безосновательны.
На строительстве дома участвовали только вольнонаёмные, заключённые здесь не работали. Среди рабочих было много цыган и китайцев (в то время был дефицит таджиков 🙂).
В первой половине ХХ века этот дом стал самым высоким в Москве. Он был оборудован всеми благами цивилизации, которые только существовали в то время. Сохранились воспоминания первых жильцов о доме и квартирах. Они рассказывали о небывалых удобствах для новосёлов, ведь это был дом гостиничного типа. Квартиры оборудовали всем необходимым для жизни, включая мебель, постельное бельё и посуду. Каждая квартира состояла как минимум из спальни, кабинета и столовой.
Но самое поразительное для того времени – когда из крана, помеченного “гор.”, действительно шла горячая вода! Впервые в этом доме было налажено круглосуточное горячее водоснабжение. Позже отсюда протянули трубу с горячей водой в Кремль.Таких удобств в столице больше было не найти. Дом Совнаркома, как его называли в 30-х, стал символом новой Советской России и примером для дальнейшей жилой застройки Москвы.
Макет дома, музей “Дом на набережной”
В каждой квартире обязательно были телефоны. Впервые здесь установили газовые плиты (немецкого производства), до этого в Москве готовили на дровяных печах, примусах и керосинках. Лифты тоже привезли из Германии и молодые рабочие, когда хозяева уходили на работу, катали своих барышень в этих лифтах, обитых плюшем и украшенных канделябрами, зеркалами, полированными ручками. Здесь был даже собачник, потому что на ночь дворы закрывали и выпускали собак, держали их в отдельном помещении.
В комплекс включались продовольственный и промтоварный магазины, прачечная, парикмахерская, столовая, поликлиника, детский сад, почта, телеграф, сберкасса, спортзал. Очень популярный в прошлом кинотеатр “Ударник” сейчас кто-то выкупил и его закрыли. Раньше это был скорее клуб, где выступали Утёсов, Шульженко, где можно было потанцевать. Первоначально предполагалось, что его куплообрызная крыша будет открываться в тёплое время года. Но, единожды открыв, вновь закрыли с трудом и решили больше не рисковать.
Дом десятиэтажный, занимает участок площадью 3000 м2, в нём 505 квартир, изначально планировалось 25 подъездов, по факту получилось 24. В доме можно было жить, не выходя за его пределы, что например, делала мать Н.С.Хрущёва – выходила с утра во двор с кульком семечек и сидела до вечера, зная всю подноготную каждого жильца.
На кухнях предусмотрели отдушину для самовара. Но ими уже не пользовались, самовары на тот момент совершенно вышли из моды, а в эти отдушины удобно было курить. Они закрывались красивой фарфоровой крышкой.
В каждом подъезде на этаже было только две квартиры. Квартиры просторные, 3-4 комнатные. Потолки – 3,7 м. Но в некоторых помещениях кухни были очень маленькие. Говорят, что в какой-то квартире есть даже треугольная кухня. Однако в большинстве квартир кухня удобная и просторная. Дело в том, что Иофан не планировал специальное помещение под кухню, площадь для них выделялась как придётся. В то время была модной идея дома-коммуны с общей столовой, говорилось, что женщину надлежит “освободить от кухонного рабства”. В доме действительно была устроена замечательная столовая, откуда можно был заказать обед для всех членов семьи и принести его в специальном судке.
Санузлы были большие, с окнами.
Эту идею Иофан позаимствовал в Италии. Планировка дома такова, что в некоторых квартирах на нижних этажах, где окна выходят во двор-колодец, свет не выключается никогда, ни днём, ни утром, потому что там темно. Каждая квартира спланирована так, чтобы можно было устроить сквозное проветривание. Идея также заимствована из Италии с её жарким климатом, чтобы защититься от солнца. Даже сейчас в доме совсем немного кондиционеров, в самое жаркое лето это сквозное проветривание очень выручает.
Очень интересна старая фотография дома. На заднем плане нет труб ТЭЦ. Фотограф их заретушировал. А вот отражение их в воде так и осталось, как отражение на столе часов Патриарха.
Интересно, что Иофан первоначально хотел, чтобы дом был розовым, в тон Кремлю, для этого он собирался использовать гранитную крошку. Его старший брат, Дмитрий, который помогал Борису в проектировании и участвовал в строительстве, был категорически против такой идеи. Он говорил, что рядом стоит ТЭЦ и розовое здание очень скоро станет чёрным от копоти. Борис стоял на своём. Но получилось так, что когда Борис уехал на несколько дней по делам в Италию, Дмитрий заказал серой краски и приказал покрасить дом. Борис вернулся, а дело было уже сделано. Переделывать ему никто бы уже не разрешил, строительство и так превысило смету в 5 раз! Вместо первоначально выделенных 6 миллионов, дом обошёлся в 30 миллионов.
Все квартиры в доме были оборудованы мебелью. В музее представлены платяной и книжный шкафы, созданные специально для этого дома Борисом Иофаном.
Более того, каждый предмет снабжался инвентарным номером. Въезжающие расписывались в описи имущества, где указывались не только фаянсовые чаши унитаза, но и все щеколды и ручки. Все должны были жить одинаково и не высовываться. Одна партийная дама решила высунуться, выкинула казённую мебель и заменила её гарнитуром из карельской берёзы из комиссионного магазина. Она очень сильно об этом пожалела и её затаскали по судам. Потом она обошла все местные помойки, чтобы отыскать хоть что-то выброшенное. Каждому въезжающему вручали специальную инструкцию по пользованию многими вещами, где было написано, что нельзя бросать в унитаз тряпки, наступать на трубы и пр. Многие привозили своих родителей из деревни и они не знали, как пользоваться этими благами цивилизации, отсюда возникало много недоразумений, курьёзов. (На снимке – на шкафу слева висит акт-инструкция)
Первоначально внутренние дворы дома были очень красивыми. В каждом из них бил фонтан, в доме работали 200 дворников и с весны до поздней осени во дворах благоухало множество цветов.
Дом на набережной был в центре внимания всей Москвы и не только. Он знаменит не только местоположением, но и контингентом жильцов. Но, прежде всего, это жилой дом, здесь кипели страсти, как в любом другом доме. Здесь влюблялись и разводились, рождались и умирали, у каждого были свои радости и печали. Но здесь хорошее и плохое концентрировалось в гораздо большей степени, чем в обычном доме.
Несмотря на все удобства, дом больше походил на казарму. В каждом подъезде были вахтёры, или коменданты. Никому не разрешалось приходить в дом без приглашения. Посетителей записывали и перезванивали жильцам, действительно ли они ждут гостя. Время ухода и возвращения самих жильцов строго фиксировали. Если человек что-то забывал и возвращался, это тоже учитывали. Засидевшемуся дольше 11 вечера гостю звонил комендант и напоминал, что посторонним не разрешается находится в доме позже определённого часа. Родственники могли навещать жителей и некоторое время проживать в квартире по письменному разрешению. Каждый комендант подъезда имел ключи от всех квартир. Поначалу это было удобно, потому что дети часто теряли ключи, пожилые люди их забывали. Но когда начались репрессии, то нквдшники открывали квартиру жертвы запасными комендантскими ключами.
Пол был выстлан дубовым паркетом, потолки украшены росписями, их делали специально приглашённые художники из Эрмитажа. На кухне был выход из грузового лифта, на нём вывозили мусор. Этим лифтом заведовал вахтёр. Служащий дома поднимался вверх вместе с вахтёром, вниз спускался пешком или стучал по двери шахты, чтобы вахтёр приехал за ним. Поначалу это было удобно, ведь можно было оставить грязное белье и дворник его забирал и сдавал в прачечную. Но во время репрессий люди в кожанках неожиданно появлялись в квартире, минуя официальные церемонии, они просто вылезали из кухонных лифтов.
Аресты в доме начались уже в 1931 году. Но тогда это были единичные случаи. Сталин начал избавляться от людей, которые знали его не как «вождя народов», а как обычного человека со страстями и слабостями. Ему не нужны были такие свидетели. Как правило, в 99.9 % случаев, после ареста мужа, следовал арест жены. В законах была статья «за недоностительство». И если человека судили, как «врага народа», то его жену обвиняли в том, что она знала о деятельности мужа и не донесла. Говорить о том, что репрессии самым тяжёлым бременем опустились на жителей этого дома, не совсем правильно. Они были такими, как везде. Просто жители этого дома были известными людьми, у всех на виду, поэтому и сложилось впечатление, что они пострадали наибольшим образом.
Если арестовывали мужа и жену, то с их детьми поступали следующим образом: подростков высылали из Москвы, фактически отправляли в колонии для несовершеннолетних уголовников. Маленьких детей забирали в донской распределитель, меняли им и имя, и фамилию и отправляли в детские дома. Когда кто-то из родителей, чаще жена «врага народа» освобождались, они не могли найти своих детей. Хотя в доме есть счастливая история воссоединения матери с сыном. В 60-е года Агния Барто вела радиопередачу, помогая потерявшимся людям встретиться. В передаче зачитывались отрывки писем радиослушателей, которые искали родственников – кто что помнил, и на радио зачитывали выдержки из этих воспоминаний. Жительница дома, которая искала своего сына однажды услышала такие отрывочные воспоминания молодого человека. Он помнил, что его маму звали Шура, что они жили в большом сером доме на берегу реки и что она возила его в детский сад на лифте, не выходя из дома. Жительница сразу поняла, что это её сын.
Детский сад действительно был в доме. На 10 этаже располагались игровые комнаты, а на крыше, на 11 этаже, было помещение, где дети принимали воздушные ванны в любую погоду – спали на открытом воздухе. Первоначально Иофан планировал устроить детский сад на месте соседней церкви Николы на Берсенёвке XVII века. В 30-е годы церковь была закрыта и занята реставрационными мастерскими и др. Эти организации и отстояли храм, как памятник древней русской архитектуры.
Иофан первым голосовал за снос Храм Христа Спасителя, поскольку Дворец Советов должны были строить на месте храма по его проекту.
Что касается подземного хода из дома к я и Кремлю, то его не было. Дом стоит на сваях, и под ним ничего не рыли. А вот из палат Малюты Скуратова Аверкия Кириллова подземный ход был и мальчишки лазили по нему на на руины
Одна девочка была очень отчаянной и однажды принесла домой фарфоровые розочки, которые взяла на развалинах. Родители были в ужасе, когда увидели, чем играет их дочка.
Некоторых детей спасли от репрессий домработницы. В этом качестве хозяева частенько нанимали украинок. Они были гарными, здоровыми дивчинами и очень привязывались к семье. Среди комитетчиков тоже иногда были люди совестливые. И бывало, что после ареста родителей приходили за детьми. Но встречали яростное сопротивление домработницы, которые к этим детям относились, как к своим родным. Служивые, часто молодые ребята, махали рукой, ну не в драку же с этой дивчиной лезть. А та, не долго думая, увозила дитё к себе в деревню и растила как своего.
Был такой случай, когда ребёнка нашли в шкафу. После ареста хозяев было строго запрещено брать что-либо из опечатанной квартиры, даже тёплые вещи. Мальчишки же могли проникнуть внутрь. Надо думать, что забирались они не в чужие, а в свои квартиры, ведь ещё нужен был ключ. Ребята нагревали бритву, ею аккуратно срезали печать, забирались в дом и брали необходимые вещи. Однажды они услышали за одной из дверей плач младенца. Срезали печать, каким-то образом открыли дверь и в шкафу обнаружили плачущего ребёнка. Ребёнку несказанно повезло, его воспитала оказавшаяся неподалёку няня.
Этот дом никогда не планировался как коммунальное жилье. Но иногда, старые ветераны – революционеры, у которых не было ни семьи, ни детей, всю жизнь посвятившие революции, отказывались жить в отдельной квартире. Они просили комнату в коммуналке, где по соседству жил бы такой же, как и он, борец за дело революции и чтобы они могли обсудить жизнь в стране и вечером, за рюмочкой чайку вспомнить боевые годы. Поэтому для таких ветеранов было переоборудовано несколько квартир. После войны коммунальных квартир в доме стало больше, жилья не хватало.
Во второй комнате музея немного тесно. Конечно, высокопоставленные обитатели дома жили куда просторнее. Здесь есть диван, на нём лежат куклы 30-х годов. В то время далеко не все девочки могли играть покупными игрушками.
Есть здесь настоящая редкость – яркий образец русской смекалки. Это патефон, в который вместо пружины и заводной ручки поставили электоромотор. Его можно включать в розетку, как привычный проигрыватель.
В комнате стоит стол кремлевского секретаря Толстухи. С точки зрения новейшей истории это уникальный предмет – на него опирался Сталин.
На стене висит портрет очень красивой молодой женщины. Здесь она изображена после тифа, обритая наголо.
В неё был влюблён молодой Маяковский и сделал ей предложение. Но она отказалась, сказав, что выходит замуж за границу. Поэт был в отчаянии и написал поэму «Облако в штанах», где несколько раз упомянул Марию. Её действительно звали Мария Денисова. Жизнь за границей у Марии, талантливого художника-скульптора, не сложилась. Она вернулась в Союз, где вышла замуж за военного-кавалериста, они жили в этом доме. Но кавалерист не понимал творческой натуры жены, считал, что она должна сидеть дома и варить щи. Закончила Мария плохо. Сошла с ума и выбросилась из окна 10 этажа. Перед этим в подъезде на лестничной клетке расставила свои скульптуры и сидела рядом с ними с пистолетом, не разрешая приблизиться ни милиции, ни врачам.
Очень интересная история связана с чучелом пингвина, что стоит рядом с макетом дома.
Герой Арктики полярный лётчик Илья Мазурук был отправлен с инспекцией на советскую антарктическую станцию. Проверяющего, естественно, встретили “хлебом-солью” и не только. Проверка прошла настолько успешно, что на обратном пути, когда возвращаться было уже поздно, в самолёте обнаружили пингвина. Мазуруку пришлось привезти домой экзотического гостя. Существуют разные версии о том, что дальше было с птицей. Говорят, что пингвина невозможно держать в квартире: от него воняет, как от десяти кошек. Но существует свидетель, курьер, которая регулярно бывала в доме Мазурука и видела, что у них живёт пингвин. В зоопарк его брать отказывались, потому что на птицу не было никаких документов. Через некоторое время Мазуруки всё же пристроили пингвина в зоопарк, где он и жил. А когда издох отошёл в мир иной, то Илья Мазурук заказал из него чучело. Теперь “Илюшик” встречает гостей музея Дома на набережной.
В музее есть бюст Мазурука и его фотография с женой. Пилот чем-то напоминает
Борис Александров, руководитель Ансамбля песни и пляски Красной Армии, тоже жил в этом доме. Он подарил музею пейзаж из своей коллекции, а его жена – вышивку с ростовым портретом А.С.Пушкина.
Когда ей сказали, что это удивительная, ценная работа, она ответила, что это – ерунда. Александровым принадлежала самая большая в доме 7-комнатная квартира. Но одна из комнат была очень неудобной – длинной и узкой. Жить в ней было нельзя, только на велосипеде кататься или картины на стенах развешивать, что Александров и сделал. Также в первом зале музея висит серый китель Александрова.
Портрет Пантелеймона Лепешинского, старого большевика с женой.
Он написал портрет Сталина, он висит над кроватью.
Это очень нехарактерный портрет вождя. Обычно, он левую, сухую, руку прятал за спину. Здесь она на виду. И плечи у вождя узкие. В верхнем левом углу картины – изображение Ленина, присевшего в очень неудобной, даже смешной позе.
Любопытный экспонат – радиола, стоящая на шкафу. Радиоприёмники 30-х годов – это колоссальная редкость, ведь во время войны все владельцы радиоприёмников были обязаны их сдать. Но для жильцов Дома Правительства сделали исключение, ведь здесь жили не простые смертные.
Справа – бюст академика В.Н. Цицина, более 30 лет он возглавлял Ботанический сад в Москве.
Школы в “Доме на набережной” не было, дети партийной элиты учились в обычной школе, расположенной на Софийской набережной. Это была старая школа, где сохранился дух благородства, где им буквально были пропитаны стены. Дети партийной элиты сидели за одной партой с детьми дворников и их потасовки никогда не выходили за стены классов, никогда и никто не пользовался положением родителей. Учителя не призывали детей отрекаться от родителей. Наоборот, поддерживали, помогали, чем могли, даже добрым словом.
Одна девочка в день экзамена должна была нести передачу матери в Бутырку. Передачи принимались один раз в месяц, в соответствии с буквой алфавита, на которую начиналась фамилия. И если не принести передачу в этот день, то нужно было ждать целый месяц. Девочка предупредила учителей, что на экзамен придёт позже, во второй половине дня. Но так получилось, что просидела в тюрьме до вечера. Совершенно убитая тем, что прогуляла экзамен, она вошла во двор школы и увидела на пороге завуча. Та поздоровалась с ней и пригласила войти. В классе был весь состав экзаменационной комиссии, и ей тихо и мягко сказали: «Тяни свой билет».
Здесь жили самые влиятельные люди советского времени – Светлана Аллилуева и Василий Сталин, маршалы Жуков и Тухачевский, писатель Серафимович и нарком авиапромышленности Шахурин. И все без исключения каждую ночь замирали в бессильном страхе новых арестов.
В центре на снимке – Светлана Аллилуева, слева от неё, Василий, её брат, справа – племянница, Светлана Васильевна Сталина, вверху – Надежда Аллилуева с дочерью, слева от неё – Светлана и Василий.
Сейчас музей возглавляет вдова писателя Ю. В. Трифонова, Ольга Романовна Трифонова. Это уникальный музей, единственный в стране и один из очень немногих в мире, посвящённый конкретному дому и его жильцам. Здесь воссоздана уникальная обстановка жизни 1930-х годов прошлого века.
Экспонаты музея собирались буквально с помоек. До сих пор многие жильцы дома не знают о музее. И некоторые, даже родственники бывшей партийной элиты, просто выбрасывают старые вещи, принадлежавшие их родителям. Но сотрудники музея подкупили всех дворников и окрестных бомжей. Если что-то выбрасывается, то те сразу ставят музейщиков в известность. Таким образом была спасена переписка одного из генералов, среди его бумаг нашли указ о присвоеннии ему очередного звания, подписанный Сталиным.
Из известных людей в доме живут патриарх Кирилл, артисты Баталов, Куравлёв. Наталья Адрейченко очень любит показывать свою огромную застеклённую лоджию с видом на Кремль.
Известно, что второй подъезд выкупила некая организация (название не афишируется), квартиры там сдают иностранцам.
Сейчас музей – филиал музея Москвы. Музей может гордится своими сотрудниками. Умнейшие, интеллигентные, профессионалы своего дела, до самозабвения любящие свою работу. Кажется, они пригласили вас свой дом и рассказывают о жителях Дома Правительства, как о своих близких людях. Там же вы узнаете, кто такой Серафимович, именем которого названа улица, которая состоит всего-то из одного дома и занимает около 400 метров московского пространства. Вход в музей доступен каждому в часы работы. Но сотрудники очень просят предварительно поставить их в известность о вашем визите, тогда они с удовольствием расскажут об экспозиции.
Адрес: Берсеневская набережная, д. 20
Как добраться до Дома на набережной: ст. метро Кропоткинская
У этого здания существует несколько названий. Дом на набережной, Дом правительства, Первый Дом Советов, Дом ЦИК и СНК СССР — все это относится к комплексу, расположенному на Берсеневской набережной Москвы-реки на Болотном острове. Даже адреса у дома два, официальный - улица Серафимовича, дом 2, и иногда используемый - Берсеневская набережная, дом 20. Так случилось потому, что подъезды дома выходят на две улицы - Серафимовича (Всехсвятская) и Берсеневскую набережную. Место, на котором стоит Дом на набережной, в старину называли Болотом.
После того, как в 1918 году статус столицы СССР получила Москва, сюда переехало множество госслужащих. Несмотря на то, что их расселяли в дома Советов, которыми служили в том числе гостиницы Националь и Метрополь, мест все равно не хватало. В 1927 году было принято решение о строительстве специального жилого комплекса для государственных служащих. В состав комиссии по строительству вошли Алексей Рыков, Авель Енукидзе, архитектор Борис Иофан и глава ОГПУ Генрих Ягода. Было решено, что квартиры в новом доме будут предоставлять только членам ЦК ВКП(б), Комиссии партийного контроля, наркомам и их заместителям. Впоследствии в дом стали заселять военачальников, писателей и артистов, Героев Советского Союза, старых большевиков, служащих Коминтерна, героев войны в Испании и так далее.
Строительство жилого комплекса шло с задержками, часто возникали различные трудности, и в сентябре 1930 года Комитет решил перебросить на строительство Дома до 850 квалифицированных рабочих с других объектов, а также в первую очередь направлять сюда рабочих с Биржи труда. Планировалось закончить строительство в ноябре 1930 года, но план этот остался невыполненным. Значительно возросла и смета - вместо запланированных 14-15 миллионов рублей, общая стоимость объекта в ноябре 1930 года оценивалась в 24 миллиона рублей, а 1 января 1932 года для окончания работ потребовалось еще около 4-х миллионов. Дом на набережной был достроен в 1931 году. Но некоторые службы ввелись в эксплуатацию только в 1932 году.
По замыслу архитектора Бориса Иофана фасад дома должен был быть желтовато-красным, органично сочетаясь с Кремлем. Но то ли по причине недостатка средств, то ли потому, что рядом работала Центральная трамвайная электростанция, которая сильно коптила, и все равно испортила бы изначальный цвет, здание выкрасили в невзрачный грязно-серый.
Долгое время дом правительства на Берсеневской набережной являлся самым крупным жилым комплексом в Европе. Он располагается на площади в три гектара. Всего в нем 24 подъезда и 505 квартир. На каждом этаже было всего две квартиры. Пол в квартирах был выложен дубовым паркетом, потолки украшала художественная роспись, выполненная художниками-реставраторами из Эрмитажа. На кухне имелось отверстие для трубы самовара и выход к грузовому лифту, на котором вывозили мусор. Лифтом управлял вахтер. Наверх пассажир ехал с ним, а для того чтобы спуститься, приходилось стучать по металлической двери шахты, вызывая его, или идти пешком.
Гордостью архитектора Иофана были балконы дома. Зимой на них можно было заливать катки, а летом кататься на велосипедах. Дочь секретаря ВЦСПС Ивана Перепечко Елена в своих воспоминаниях пишет, что на балконе их квартиры она делала горку и каталась с нее на санках, а отец на балконе держал медвежонка, которого привез из Хабаровска.
В состав комплекса входил клуб (сейчас в нем размещается Театр эстрады), кинотеатр Ударник на полторы тысячи мест, спортивный зал, универмаг, прачечная, амбулатория, сберкасса, отделение связи, детский сад и ясли.
Кинотеатр Ударник планировался как домашний кинозал для жильцов комплекса, но в него могли попасть и обычные зрители. Здесь проходило по 8-10 киносеансов в день, первый начинался в 8 утра, а последний - в 22:45. Несмотря на самые дорогие билеты в Москве, зал Ударника никогда не пустовал. В нижнем фойе перед сеансом часто выступали Утесов, Шульженко, Ружена Сикора. Здесь можно было услышать такую диковинку как джаз-оркестр, несмотря на то, что джаз находился на полулегальном положении. Многие приходили в кинотеатр именно на эти концерты, а не на киносеанс. Стены нижнего фойе украшали картины, которые впоследствии пополнили экспозицию Пушкинского музея. Зал был рассчитан на 1 200 мест. Общая площадь кинотеатра составляла 5 000 квадратных метров. Для демонстрации кинофильмов использовалась самая современная на то время техника - системы Шорина. В 1935 году в Ударнике прошел первый в истории советского киноискусства Московский международный фестиваль. За пятьдесят лет существования кинотеатра его посетило 100 миллионов зрителей. Стомиллионный зритель получил ценный подарок и право бесплатного посещения кинотеатра пожизненно.
Как уже говорилось, на месте нынешнего Театра эстрады располагался клуб Верховного Совета имени Алексея Рыкова. В составе клуба был детский кинозал, столовая, спортзал.
В центре трех внутренних двориков размещались круглые фонтаны. В свое время возле них пили шампанское летчики Чкалов и Водопьянов, играл на гармошке шахтер-рекордсмен Стаханов, кормил голубей автор "Железного потока" писатель Серафимович, ждал свою любовь автор гимна Советского Союза, композитор и дирижер Александр Александров.
В подвале первого этажа был устроен стрелковый тир, в котором пионеры, проживавшие в доме, зарабатывали значок "Юный ворошиловский стрелок". У жителей элитного дома также имелся свой гараж. В соответствии с духом времени здесь работала комендатура, контролирующая каждый шаг любого жильца. Также имелась служба, которая контролировала служащих комендатуры. Под крышей располагалась секретная комната, о которой не знали даже самые высокопоставленные жильцы. В ней находилась аппаратура для прослушивания всех телефонов дома. Горячая вода поступала в здание по теплоцентрали.
Помимо, собственно, проекта здания, архитектор Иофан также сконструировал мебель для квартир и учреждений всего комплекса. Это тяжелая монументальная мебель из мореного дума и темно-коричневого ледерина, очень практичная и лишенная излишней декоративности. Во всех квартирах за редкими исключениями мебель была унифицирована и выглядела совершенно одинаково. Кроме того, квартиры были укомплектованы всем вплоть до посуды, подсвечников, а по мере необходимости жильцы снабжались всеми расходными материалами, такими как салфетки, полотенца, спички и прочее.
Все предметы обстановки имели инвентарные номера. При вселении жильцы подписывали акт приемки, в котором было учтено все, от оконных шпингалетов до дубовой крышки унитаза. При вселении жилец также получал памятку, в 12 пунктах которой разъяснялось все, вплоть до того, как пользоваться сливным бачком, выключателем, ключом от лифта, гладильной доской, выдвигавшейся из кухонного стола. Такая предусмотрительность не была излишней, ведь большинство жен руководящего состава страны. Да и сами члены правительства, являлись выходцами из глухой провинции, не особо знакомой с достижениями цивилизации.
В каждой семье имелась прислуга, которая обслуживала быт своих хозяев. По талонам в местной столовой можно было получать готовые обеды и сухие пайки, так что готовить было совсем не обязательно.
Интересная особенность дома - в нем нет подъезда № 11. Вероятно, случилось это потому, что в 1930 году на строительстве произошел пожар, проект не укладывался в сроки, и было решено разделить площадь квартир 11-го подъезда между соседними с ним 10-м и 12-м, так как изначально по плану квартиры в этих подъездах должны были принадлежать особо привелигированным лицам. По этой причине квартир в этих подъездах должно было быть лишь по одной. Говорили, что оставшееся пространство контролирующие органы использовали для устройства прослушивания квартир. Надо сказать, что впоследствии многие жильцы дома были репрессированы целыми семьями. По некоторым сведениям, служащие госбезопасности попадали в квартиры по системе мусоропровода, в роли которой выступали грузовые лифты. Арестованных на лифте спускали в подвал, расположенный на минус третьем этаже. Уже оттуда по подземному тоннелю их доставляли прямо на Лубянку. Часто под видом консьержей, лифтеров и комендантов также работали чекисты.
С Домом на Берсеневской набережной связано множество легенд и преданий, но некоторые из них имеют и реальную подоплеку. Так, здесь со своей семьей жил Лева Федотов, автор удивительного дневника, в котором еще почти еще мальчик довольно точно сумел предсказать не только дату начала Великой Отечественной войны, описать ее ход, но и предвидеть некоторые более поздние события. Сам же Лева Федотов в этом же дневнике писал: "Я, правда, не собираюсь быть пророком, но все эти мысли возникли у меня в связи с международной обстановкой, а связать их, дополнить помогли мне логические рассуждения и догадки. Короче говоря, будущее покажет.". Этот юноша прожил недолгую жизнь, и погиб в 20 лет. Несмотря на проблемы со зрением и сердцем, Лев Федотов настойчиво добивался отправки на фронт, но когда его призвали, то грузовик с пополнением, в котором ехал и Лев, попал под бомбежку, юноша погиб.
Сейчас здание объявлено памятником истории и находится под охраной государства. В доме располагаются жилые корпуса, Театр Эстрады, кинотеатр Ударник и множество других организаций. В 1988 году здесь открылся краеведческий музей, организованный по инициативе Т.А. Тер-Егиазарян, жившей в Доме на набережной с 1931 года.
Поначалу это был общественный музей, а с 1998 году он получил статус государственного. В музее хранятся материалы, рассказывающие о знаменитых жильцах Дома на набережной.
Официальное наименование: Дом правительства; другие названия: Первый Дом Советов, или Дом ВЦИК и СНК СССР. Жилой комплекс ВЦИК и СНК СССР занимает площадь в три гектара. 25 подъездов выходят на две магистрали: ул. Серафимовича и Берсеневскую наб.
Во время переноса в 1918 г. советской столицы в Москву было переведено большое количество госслужащих. Поначалу их расселили в так называемых домах советов (гостиницы «Националь», «Метрополь», прочие здания), однако жилой площади постоянно не хватало. В связи с тем, что в центре Москвы образовалась нехватка гостиничных мест, в 1927 г. создали комиссию по строительству Дома ЦИК и Совета народных комиссаров под председательством главы правительства Алексея Рыкова. Комиссия, в которую входили секретарь ЦИК Авель Енукидзе, архитектор Борис Иофан и глава ОГПУ Генрих Ягода, решил, что квартиры в доме будут предоставлять членам ЦК ВКП(б), Комиссии партийного контроля, наркомам и их заместителям.
Впоследствии в дом стали заселять военачальников, писателей и артистов, Героев Советского Союза, старых большевиков и пр. 24 июня 1927 г. было принято решение о начале строительства дома для ответственных работников, которое продлилось до 1931 г. Жильцами дома стали главным образом представители формировавшейся советской элиты: учёные, партийные деятели, герои Гражданской войны, Герои Социалистического Труда, Герои Советского Союза, старые большевики, выдающиеся писатели, служащие Коминтерна, герои войны в Испании.
Дом на набережной был построен по проекту Б. М. Иофана на месте, где до этого находились винно-соляные склады, что нашло отражение в архитектуре его внутренних дворов. За ходом строительства следил лично А. И. Рыков. По первоначальному проекту дом должен был быть красным, как и Кремль, однако, в связи с нехваткой денег, внешние стены дома стали серыми. 12-этажный дом на набережной с 505 квартирами (24 подъезда) стал одним из самых крупных домов в Европе.
На площадках по две квартиры. В квартирах был дубовый паркет, художественная роспись на потолках. Фрески делали специально приглашённые из Эрмитажа живописцы-реставраторы. На потолках красовались пейзажи разных времён года, цветы, фрукты. На кухне имелось отверстие в стене для самоварной трубы и выход грузового лифта, на котором вывозили мусор. Вахтёр заведовал лифтом; наверх пассажир поднимался в компании сопровождающего, вниз приходилось спускаться пешком или стучать по металлической двери шахты, чтобы вахтёр услышал и поднялся.
Дом включал в себя клуб (ныне Театр эстрады), кинотеатр на полторы тысячи мест, спортивный зал, универмаг, прачечную и амбулаторию, сберкассу и отделение связи, детский сад и ясли. В столовой жители дома бесплатно (по талонам) получали готовые обеды и сухие пайки, так что самим готовить пищу было необязательно. Во внутренних дворах дома были разбиты газоны с фонтанами. Мебель в доме была унифицирована: стулья, столы, буфеты и прочее имели бирки инвентарных номеров. Жильцы, въезжая, подписывали акт приёмки, в котором учитывалось всё - вплоть до шпингалетов и дубовой крышки от унитаза. Горячая вода подавалась от теплоцентрали.
Стройку курировал Генрих Ягода. Подъезд № 11 - нежилой, в нём нет ни квартир, ни лифтов. Предполагается, что отсюда или прослушивали квартиры жильцов других подъездов, или за стенами скрыты некие тайные помещения. Помимо этого подъезда в доме имелись конспиративные квартиры чекистов. Чекисты работали в доме под видом комендантов, консьержей, лифтёров, и в своих квартирах встречались со своими осведомителями или прятали таинственных жильцов, как, например, агента советской разведки в Южной Африке Дитера Герхардта. Многие жители дома были репрессированы целыми семьями.
Дом объявлен памятником истории и охраняется государством. В доме расположены жилые корпуса, Театр эстрады, кинотеатр «Ударник», магазин сети «Седьмой континент», студия звукозаписи Soundworx и ряд прочих коммерческих организаций.
Для посетителей открыт муниципальный краеведческий музей, в создании которого принимала участие вдова Юрия Трифонова Ольга Романовна Трифонова (Мирошниченко). В музее с использованием сохранившейся мебели хранители попытались воспроизвести атмосферу 1930-х гг. 39 мемориальных досок установлено на фасадах здания, и шесть в подъездах.
Впервые словосочетание «Дом на набережной» было употреблено Юрием Трифоновым в заглавии одноимённого романа. Также этот дом упоминается в «Дневнике Лёвы Федотова и рассказах о нём самом», написанном М. Коршуновым. В 1960–1990-х гг. этот дом носил неофициальное название «трёшка», так как именно от него открывается вид на Кремль, изображенный на советской трёхрублевой денежной купюре.
Огромное серое здание на берегу Москвы-реки давно привлекало мое внимание. Шла ли я по Большому Каменному мосту от Кремля, или гуляла по Острову, – эта постройка всегда бросалась в глаза и казалась какой-то мрачной и загадочной. Еще в детстве я слышала легенды, будто подвал этого дома связан с Кремлем подземным ходом под рекой, но внешне это было простое и ничем не примечательное серое здание по адресу: улица Серафимовича, дом 2. Представьте мое удивление, когда я узнала, что внутри, в квартирах, скрывается ручная роспись работы петербургских мастеров, а история Дома на набережной началась 90 лет назад. В те непростые для страны времена, когда столицей молодого государства стала , в город приехали сотни чиновников, которых надо было где-то поселить. А начала 20 века была малоэтажной, тихой и даже местами деревенской. Правительство нашло выход из положения и построило дом, ставший легендой. Об одном из самых известных и вместе с тем таинственных зданий столицы читайте в нашем обзоре.
История строительства Дома на набережной
Для кого строили дом
Как я уже написала выше, Дом на набережной или, как его называют официально, Дом правительства начали строить в связи с появлением в Москве огромного количества деятелей Советского правительства. Изначально приезжих селили в роскошных центральных отелях – «Национале» и «Метрополе», однако места всем все равно не хватало, к тому же обострился бытовой вопрос: в один гостиничный номер селили по две-три семьи, и это неизбежно порождало конфликты. А чиновники, по замыслу правительственной верхушки, должны были думать о будущем страны, а никак не о бытовых мелочах.
Вопрос надо было срочно решать, и в 1927 году была создана специальная комиссия. Главным архитектором проекта стал Борис Михайлович Иофан (ударение на последний слог). Он был наиболее известным архитектором, который работал в так называемом «сталинском» стиле. В этом кадре Борис Михайлович – крайний слева. В центре – его супруга Ольга Мещерская, она была старше мужа на 8 лет.
После учебы в Италии архитектор вернулся в Советский Союз и вскоре стал работать над правительственными заказами (например, спроектировал санаторий в Барвихе). Однако самым известным его проектом стал монументальный Дворец Советов. По замыслу Иофана, здание должно было стать девятой сталинской высоткой и самой высокой постройкой в мире – целых 420 метров.
Его планировали построить на месте Храма Христа Спасителя, и потому в 1931 году храм взорвали. Мастера успели соорудить гигантский фундамент (хотя было много сложностей из-за размыва грунта на илистом берегу реки), когда началась война. Вскоре металлические конструкции будущего Дворца Советов переплавили в противотанковые «ежи» для обороны Москвы, а после войны появились заботы поважнее и проект заморозили.
Начало строительства
Но вернемся к Дому на набережной. По проекту дом имел 25 подъездов, огромный внутренний двор, и располагался на Острове (официального названия у острова нет, иногда его называют Болотным, Балчугом, Кремлевским или просто Безымянным). Место было выбрано специально поближе к Кремлю и центральным государственным учреждениям, ведь чиновникам должно быть удобно ходить на работу и не тратить на дорогу много времени. С «материком» здание связывали два моста: Малый Каменный и Большой Каменный. Так выглядело здание во время строительства со стороны Пречистенской набережной.
Конечно, расположение Дома было выгодным, однако строительство было непростым: остров представлял собой заболоченную местность с мягкими грунтами и постоянными оползнями. Большую часть острова занимали винно-сахарные склады, а на части территории, отведенной под строительство, находилось древнее Всехсвятское кладбище. Однако в те годы такие вещи мало кого волновали. Строительство шло бодрыми темпами.
Изначально дом хотели выполнить в розовых тонах (чтобы он красиво сочетался с Кремлем за рекой), однако рядом на Острове день и ночь дымила котельная центральной трамвайной электростанции, поэтому чисто в практических целях дом сделали серым. Да и по настроению серый цвет ему был больше «к лицу» – Иофан спроектировал Дом в стиле позднего конструктивизма и здание получилось очень простым и даже несколько грубоватым. Конечно, постройка была уникальной для своего времени: в Москве тех лет редко можно было встретить дома выше 6 этажей, а в доме на ул. Серафимовича, 2, их было целых 12. В доме сделали канализацию, регулярное водоснабжение и центральное отопление. Звучит дико, но в те годы не у всех москвичей была такая роскошь. Очень контрастно выглядел дом со стороны Кадашевской набережной в сочетании с деревянным сарайчиком и дикими берегами Москвы-реки.
Кто жил в Доме на набережной
Наконец, четыре года спустя, в 1931 году, строительство Дома завершилось, и в нем появились первые счастливые жильцы. Помимо госслужащих и чиновников здесь жили выдающиеся деятели культуры (угодные правительству, разумеется). Кстати, само название «Дом на набережной» ввел в обиход писатель Юрий Трифонов (он проживал в 137 квартире), который в 1975 году написал повесть с одноименным названием. Юрий Валентинович так описывает известное здание: «Он был похож на корабль, тяжеловесный и несуразный, без мачт, без руля и без труб, громоздкий ящик, ковчег, набитый людьми, готовый к отплытию. Куда? Никто не знал, никто не догадывался об этом».
Здесь проживал и Демьян Бедный. Поэта несколько раз переселяли из одной квартиры в другую: когда его творчество не нравилось Сталину, жилищные условия Демьяна ухудшали, а когда приходилось по душе, снова возвращали в квартиру попросторнее. Маршалы Георгий Константинович Жуков и Михаил Николаевич Тухачевский, член Политбюро Анастас Микоян, а еще дети Иосифа Сталина – Василий и Светлана – раньше в этом Доме простых людей не бывало. Сейчас, рассказывают, здесь живет Патриарх Кирилл.
Жизнь в Доме на набережной
Дом стал событием всероссийского масштаба. Аналогичной постройки не было нигде в стране, и даже в Европе Дом считался одним из крупнейших (он занимал площадь более 3 гектаров).
Интерьеры и обстановка
Помимо уже упомянутых благ в виде горячей воды и канализации, в Доме были уникальные интерьеры. Квартиры были самые разные: и однокомнатные, и семикомнатные. В маленьких квартирках с видом во двор или на ТЭЦ жили чиновники невысокого ранга, а в больших, просторных, с огромными открытым террасами и видом на кремлевские звезды расселялись маршалы и комиссары. Сейчас, после восстановления Храма Христа Спасителя, из некоторых квартир открываются такие закатные виды.
Балконы в некоторых квартирах были таких размеров, что зимой дети устраивали там горки и катались с них на санках, а летом рассекали на велосипедах.
Потолки квартир расписывали мастера-реставраторы из Эрмитажа, специально приглашенные в Москву. Полы были сделаны из натурального дубового паркета. В каждой квартире было все необходимое для комфортной жизни: изысканная мебель, фарфоровая посуда, постельное белье. Правда, выдавалось все под расписку: каждый предмет был пронумерован, и жильцы, заселяясь в Дом, подписывали опись. Также при заселении жильцам выдавали памятки, в которых было подробно указано, как пользоваться лифтами, сливным бачком унитаза, гладильной доской. Многие жители Дома на набережной были родом из глухой глубинки, и потому такие памятки были необходимы.
Кухни были крошечные: на первом этаже Дома располагалась столовая, в которой жильцы питались бесплатно по талонам, так что готовить не было никакой нужды. В каждую квартиру был проведен грузовой лифт, который вывозил мусор. Именно на этих «черных» лифтах приезжали по ночам сотрудники КГБ, чтобы арестовать очередного изменника родины. Но об этой странице жизни Дома я расскажу позже, а пока во дворах, украшенных фонтанами и газонами, слышится детский смех и гуляет теплый ветерок.
Кстати, двор Дома на набережной довольно уютный: летом здесь прохладно и тихо, а зимой можно укрыться от ветра с реки. Но все равно я чувствую тут какую-то тревогу и, наверное, жить бы здесь не согласилась, несмотря на потрясающее расположение.
В Доме было все: кинотеатр «Ударник» (на тот момент крупнейший кинозал в Москве), клуб (сейчас это театр Эстрады), парковка, тренажерный зал, парикмахерская, детский сад (на самой крыше!), магазины, почта, сберкасса, поликлиника, прачечная. Все было сделано для того, чтобы чиновники и их семьи не отвлекались на решение бытовых проблем, а думали о благе страны.
В каждом подъезде на первом этаже сидел комендант. Вообще под видом комендантов и консьержей работали осведомители. У них были ключи от всех квартир, а информацию о каждом шаге жильцов они сообщали куда следует. Комендант записывал всех посетителей Дома и провожал визитеров лично до нужной квартиры. Обратно надо было спускаться пешком. В 11 вечера вход в Дом для посетителей закрывали.
Загадки Дома на набережной
Рассказывают легенду про таинственный 11-подъезд. Выглядит и вправду странно: после 10-го подъезда следует сразу 12-й! А вместо 11-го лишь маленькая неприметная дверь. Официально она предназначалась для хозяйственных нужд рабочего персонала (только дворников здесь было 20 человек). Однако то, что Дом со всеми его обитателями круглосуточно прослушивался, ни для кого не было секретом. Вот и в 11-м подъезде, поговаривают, находилось бюро сотрудников НКВД, которые вели прослушку квартир. Даже нынешние жильцы отмечают, что слышимость в доме уникальная. Вероятно, это было сделано для того, чтобы облегчить работу спецслужб.
Жители радовались ровно до тех пор, пока не начался период Большого террора. В конце 30-х годов за одну ночь могли пропасть жители соседней квартиры, но никто не мог ничего сделать: люди боялись. Часто чекисты проникали в квартиры на тех самых грузовых лифтах, о которых я рассказывала выше. Возможно, приходили и по подземному ходу из Кремля. Рассказывают, что этот ход тянется от Дома до Храма Христа Спасителя, а потом разветвляется: одна линия идет в подвал Дома Пашкова, вторая – в Кремль. Когда я была в здешнем музее, то спросила об этом сотрудниц. Они ответили, что такого хода не существует, и это все выдумки. Так это или нет, каждый решает сам.
Стать врагом народа в те годы было очень просто. Людей арестовывали целыми семьями. Детей отдавали в специальные детские приемники, а жен арестованных ссылали в АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников родины в Казахстане. Сейчас там построен памятный мемориал и работает музей.
Из 2000 жильцов дома более 700 подверглись репрессиям. До сих пор рассказывают, что около театра Эстрады можно встретить призрак девушки, которую замуровали заживо в обесточенной квартире: после ареста всей ее семьи она угрожала застрелить первого, кто к ней войдет. Много печальных человеческих историй хранят серые стены Дома на набережной. Но бывали и счастливые случаи, когда соседи, не боясь властей, спасали из опустевших квартир младенцев, или когда матери спустя долгие годы находили своих детей в детских домах и семьи воссоединялись. Много таких историй бережно хранят сотрудники музея «Дом на Набережной». Если вы хотите узнать больше о самом Доме и о жизни страны в 30-е годы, вам обязательно стоит его посетить.
Музей «Дом на Набережной»
Сейчас Дом на набережной – обычное жилое здание в центре Москвы. Он не пострадал во время вражеских бомбардировок военных лет, и сейчас имеет статус исторического памятника. Попасть в квартиры можно в качестве гостя, если вам посчастливилось иметь там знакомых. Второй вариант попасть внутрь дома – прикинуться покупателем. Сейчас здесь продаются десятки квартир (цены начинаются от 19 миллионов рублей), есть с теми самыми огромными балконами с видом на Кремль.
Однако самый простой и познавательный способ попасть в Дом на набережной – посетить музей, расположенный во внутреннем дворе дома. Его открыли в 1988 году благодаря усилиям старейшей жительницы дома Тамары Андреевны Тер-Егиазарян. Она самостоятельно начала собирать исторические материалы, связанные с легендарным домом. Спустя десятилетие музей получил статус государственного.
Он устроен на первом этаже в бывшей квартире дворника (раньше первые этажи занимали семьи обслуживающего персонала). В убранстве помещений использовали предметы обихода из квартир 30-х годов. Многие предметы принадлежали жильцам Дома. На стенах – портреты репрессированных.
Музей находится в подъезде №1, после входа во двор поверните вправо. График работы музея:
- вторник, среда, пятница – с 10 до 18:30,
- четверг – с 11 до 21,
- суббота, воскресенье – с 11 до 18,
- понедельник и последняя пятница месяца – выходные дни,
- каждое третье воскресенье месяца вход в музей бесплатный.
Полный билет в музей стоит 100 рублей, льготный – 50. Можно заказать экскурсию для группы. Длится она один академический час и стоит от 600 рублей (для группы 1-3 человек) до 2250 рублей (10-15 человек).
Как добраться до Дома на набережной
Как по мне, добраться до знаменитого дома проще всего пешком. Можно совершить приятную прогулку от станций метро Кропоткинская, Полянка, Боровицкая или Третьяковская. Ближе всего от Кропоткинской.
Примерно столько же – один километр – идти от Полянки. Если пойдете от Боровицкой, то полюбуетесь «открыточным» видом на дом.
Если идти лень, садитесь на троллейбус №1 или №33 (от метро Кропоткинская, выход в сторону Храма), или на троллейбусы №4 и №62 от метро Октябрьская. Выходите на остановке «Кинотеатр Ударник».
После посещения музея или прогулки по двору можете пойти по Берсеневской набережной в сторону Храма Христа Спасителя. По пути вы увидите маленький и очень красивый храм Николая Чудотворца в Берсенях, притаившийся в тени Дома. Внутри хранится икона Николая Второго с семьей.
Рядом, в монастырском киоске, продают вкусные булочки с фруктами и ягодами. Вот так интересно переплетается история нашей страны в современной Москве, где есть место всему: революции и религии, императору и партийным работникам.
Мы с мужем часто гуляем по Москве и не всегда хорошо знаем историю тех или иных зданий, происхождение названий улиц… А между тем, знать все это стоило бы, т.к. мы хоть и не родились в этом городе, но живем здесь достаточно давно и планируем жить здесь и дальше.
Москва - интересный город. Город со своей непростой и местами туманной историей. Зная те или иные факты из жизни города, начинаешь по-другому смотреть на его нынешний облик, понимая какие-то закономерности, лучше чувствуя его. Поэтому гулять по городу - это одно, а вот пользоваться услугами экскурсоводов - это нечто иное.
Так, мы уже довольно давно хотели взять экскурсию в знаменитый и загадочный Дом на набережной, что располагается по адресу Серафимовича, 2. Этот впечатляющий своими размерами дом на Берсеневской набережной манил нас уже давно, у меня лично были какие-то обрывочные знания о нем, подчеркнутые из отдельных биографий, легенд, слухов и т.д. И вот в начале августа многое в моем понимании встало на свои места.
Итак, Дом на набережной. Надо сказать, что такое название к дому прикрепилось после издания романа Юрия Трифонова, одного из жителей этого дома, с одноименным названием. Наверное, это одно из самых знаменитых произведений писателя, где он отразил жизнь обитателей этого правительственного дома, судьба которых в большинстве своем сложилась весьма трагично.
Предыстория создания подобного дома начинается с декрета Ленина от 20 января 1918 года, где он особым указом перенес столицу из Санкт-Петербурга (тогда Петрограда) в Москву. Т.е. прежде торговый, живший довольно спокойной налаженной жизнью город неожиданно превратился в столицу молодого и бурно растущего Советского Союза.
Надо понимать, что Москва испокон веков была центром торговли всей страны, куда стекался капитал, существовали лавки, доходные дома. Город никогда не претендовал на имперские амбиции Санкт-Петербурга в архитектурном облике, оставаясь самобытным и независимым. До 1918 года Москва насчитывала «всего» 600.000 жителей. Конечно, это сложно представить в рамках современной Москвы, но тем не менее. И заканчивалась она примерно сегодняшним Третьим транспортным кольцом. Т.е., скажем, районы Кутузовской, Дорогомиловской, Таганки, Ленинского проспекта были в то время еще окраиной.
Так вот после декрета Ильича в Москву хлынул поток людей, часть из которых составляла так называемый «ближний круг», людей отличившихся во время революции 1917 года, высший партийный аппарат. И через некоторое время количество жителей столицы увеличилось вдвое. Москва не была рассчитана на такое количество: людей вынуждали «потесниться» (помните, роман «Собачье сердце» Булгакова, так как раз хорошо описан этот «квартирный вопрос»), многие бывшие дворянские имения, отели были отданы под жилье для «бывших революционеров». Но даже они не справлялись с задачей расселения всех нуждающихся и их семей. Поэтому назрел вопрос строительства такого номенклатурного дома, который позволил бы обеспечить комфортное и благоустроенное жилье для партийных чиновников, наркомов, старых большевиков и т.д. Для этого тогдашний глава правительства Алексей Рыков создал комиссию по решению данного вопроса, в которую входил архитектор Борис Михайлович Иофан.
Ему-то и было поручено взять на себя создание такого дома.
Хочу отступить немного от темы и рассказать о личности этого необычного архитектора. Борис Михайлович Иофан родился в Одессе, в семье евреев. Там же он окончил художественное училище и потом работал в Петербурге под руководством своего брата Дмитрия - считалось, что он в отличие от брата не попал в те самые 3% талантливой еврейской молодежи, что, правда, он потом и опроверг своим творчеством.
Затем он уехал учиться в Рим - постигать, так сказать, архитектурные азы итальянцев. Там же он знакомиться со своей будущей женой - дворянкой Ольгой Огаревой, которая, несмотря на высокое происхождение (княгиня по русской матери и герцогиня по отцу-итальянцу) питала сильный интерес к набиравшему тогда обороту коммунизму и даже состояла в итальянском Коминтерне. Ольга, как водится, и заразила Бориса своими революционными идеями. Там же в Риме Борис знакомиться с Алексеем Рыковым и производит на него благоприятное впечатление. Они начинают дружить, поэтому неудивительно, что спустя годы Рыков доверит столь важный проект Борису Иофану.
Итак, датой официального начала строительства принято считать 24 июня 1927 года. Перед Борисом Иофаном встала непростая задача: нужно было найти подходящее место в Москве, которое позволило бы решить поставленную задачу. На одну разработку проектной документации ушло что-то около 3 млн рублей! Место искали долго, пока не обратили внимание на винно-соляные склады, что располагались рядом со Всехсвятским кладбищем на Берсеневской набережной. Кстати, там когда-то женщины еще стирали белье, люди купались в Москве-реке. Так вот на месте этих винно-соляных складов и решено было строить огромный, в три гектара дом. Тут как раз всплывает первая легенда: из-за болотистой местности, дурной славы (на этом месте раньше совершались публичные казни) и близости к кладбищу здесь никогда ничего не строили. Ну, были склады, но они по сути никакой важной функции не несли. Но нам-то, большевикам, чего бояться?.. А место знатное пропадает!
Сказать-то он сказал, но где найти в Москве такое количество рабочей силы? И вот здесь возникает вторая легенда, что дом, мол, строили узники ГУЛАГа. Этот миф не имеет под собой никакой основы, так как сталинские репрессии начались значительно позже. А то, что рабочие были одеты в ватники да сапоги, какие по обыкновению носили лагерные, так это просто совпадение. На тот момент все строители носили такую одежду. Рабочие руки были найдены банально: на рынках. Как впрочем, и сейчас.
Итак, непростое и затратное строительство началось в 1927 и продолжалось до 1931 года.
Надо сказать, дом (а в нем насчитывалось 505 квартир на 12 этажей) был сконструирован по самом последнему слову техники: мало того, что на тот момент это был самый крупный жилой комплекс в Европе, так и оснащен он был наилучшим образом: в доме была горячая и холодная вода, в комнатах повсюду дубовый паркет, роспись на стенах, своя собственная мебель, которую делали по заказу Иофана в мастерских на первых этажах дома, своя собственная мусоросжигательная установка, установка для плавления льда, кухни были оборудованы собственным мусоропроводом, во дворах были установлены фонтаны, имелась прачечная, амбулатория, столовая, где могли бесплатно (по талонам) питаться все жители дома. И питание было тоже качественное и основательное.
Помимо всех этих благ цивилизации на территории имелся продуктовый и промтоварный магазин и кинотеатр «Ударник», который на тот период был самым современным в стране, т.к. там демонстрировалось звуковое кино. Был и детский сад, и ясли, но, правда, располагался он на крыше дома, так что дети с родителями поднимались туда на лифте. Кроме этого в доме был клуб (сначала имени Рыкова, а потом когда его убили, -
имени Калинина - ныне это Театр эстрады). Мебель вся была унифицирована, на ней стояли бирки, т.е. жители заезжали сюда буквально только с личными вещами, а когда приходили потом друг к другу в гости, то чувствовали себя как дома: ведь все у всех внутри было одинаковым!
Таким образом, Борису Иофану удалось построить уникальный на то время дом в стиле позднего конструктивизма. А чтобы остальные жители Москвы не возроптали и не возмутились, мол, почему одним все, а нам ничего, правительство объяснило это так: «Эти люди добились таких условий благодаря служению молодой Советской республике, но на их месте всегда можете оказаться и вы, если будете также преданны партии». Люди наивно думали, что в будущем таких домов будет построено много. Впрочем, подобный проект планировался еще и на территории нынешней Болотной площади, но из огромных затрат на первый дом, строительство было заморожено, а потом и вовсе прекращено.
Еще один интересный момент: изначально дом планировали облицевать розовым мрамором, чтобы его цвет перекликался с красным цветом кремлевских стен. Но из-за нехватки денег внешние стены дома оставили серыми. Гид, правда, уточнила, что во внутреннем дворе стояла своя небольшая ТЭЦ (она и сейчас там стоит), и дым от нее зимой окрашивал внутренний фасад в серый цвет, лишь добавляя дому мрачности. Теперь дом, конечно, отреставрировали и попытались приблизить его нынешнюю внешнюю отделку к изначальной задумке Бориса Иофана, т.е. покрасить фасад в бледно-розовый цвет.
Итак, дом построен и в него начинают активно заселяться разные партийные чиновники, военные, летчики, артисты, герои Советского Союза. В разное время жильцами этого дома были, например, Демьян Бедный, маршал Жуков, сами Борис Иофан и Алексей Рыков, Косыгин, Куйбышев, Микоян, знаменитый балетмейстер Игорь Моисеев, писатель Юлиан Семёнов, писатель, революционер Александр Серафимович (в честь которого и названа улица), сын Сталина - Василий, его дочь - Светлана Аллилуйева, знаменитая актриса Ольга Аросева с отцом и сестрой, Алексей Стаханов, Юрий Трифонов, Тухаческий, Никита Хрущев, Лева Федотов, написавший пророческий дневник, где он предвосхитил начало Второй мировой войны и ее исход, и многие другие знаменитые люди.
Беда лишь в том, что после начала сталинских репрессий, жители дома менялись очень быстро. По ночам приезжали черные воронки НКВД и порой хватали людей без разбору: был некий план по выявлению «врагов народа», и иногда нужного лица на месте не оказывалось. Тогда, пользуясь наличием свободным бланков на арест, энкэвэдэшники могли схватить любого человека (например, того же дворника, или иного человека, случайно забредшего на тот момент в гости к «подозреваемому»). Потом жены уже искали своих мужей на Лубянке…
Жен, кстати, тоже репрессировали: высылали в лагеря (один из них знаменитый АЛЖИР - это аббревитатура - в северном Казахстане). Там им год не разрешали переписываться с родными, получать посылки от них, т.е. иногда женщин отправляли в том, в чем их вызывали на допрос. Детей отправляли в спецприемники, меняли им имена, фамилии и распределяли в детские дома. Таким образом, из жителей дома после смерти Сталина нашёлся только 1 ребенок, да и то по чистой случайности. Все остальные - покалеченные судьбой и террором люди.
По словам гида, примерно у 70% всех жителей дома судьба сложилась трагично. Но были и счастливцы, тех, кого по счастливой случайности или провидению миновала такая судьба. Их потомки и теперь живут в этом доме, скажем, в самой большой квартире этого дома, состоящей их 7 комнат, которая ранее принадлежала Жукову, а потом композитору Борису Александрову, теперь живут его дети и внуки.
Теперь в доме есть краеведческий музей, которым руководит жена Юрия Трифонова - Ольга. Обязательно сходите туда: он маленький, но там работают очень интересные и самоотверженные люди, которые смогут много всего поведать и о жителях дома, об их непростых судьбах, и каких-то забавных моментах (да, были и такие). Я здесь пересказывать эти истории не буду, т.к. для этого мне понадобилось бы написать еще несколько таких постов. Но поверьте, знать это важно и нужно.
Кстати, самого Бориса Иофана сталинское кровавое колесо репрессий обошло стороной: он вполне неплохо дожил до 1976 года и построил еще много чего успешного, например, станцию метро Бауманская, санаторий Барвиху, проектировал здание Советов, советские павильоны в Париже и Нью-Йорке, за что получил множество наград. Но самым его знаменитым произведением был и остается, конечно, дом на Берсеневской набережной. Кстати, именно его проектное бюро должно было строить грандиозный Дворец Советов вместо взорванного храма Христа Спасителя на Волхонке...
Теперь любой желающий может пройти на территорию этого некогда закрытого и таинственного Дома.
А ниже несколько фото скорее для разбавления текста, т.к. увидеть и прочувствовать все это лучше самому.
01. Экскурсия наша началась возле Храма Христа Спасителя на Кропоткинской. На фото сквер возле храма и памятник императору-освободителю Александру II.
02. Типичный старый московский дворик неподалеку от Кремлевской набережной и Большого Каменного моста, где мы остановились на некоторое время, чтобы послушать рассказ гида. Кстати, она сказала, что именно в августе московские дворы приобретают самый притягательный "раскрас": еще не наступила осень, но летняя пестрость и жара потихоньку сходят на нет. Такой была Москва в детстве моего отца.
03. В усадьбе Алябьева, что находится по адресу Кремлевская набережная 1/9, какое-то время жил архитектор Борис Михайлович Иофан.
04.
05. Вид у нее со временем обветшал, а когда-то, наверное, там давали такие балы!..
06. Вот он - Дом на набережной. Выглядит слегка таинственным и монументальным в лучах полуденного солнца. Сейчас здесь находится в том числе Театр эстрады под управлением Геннадия Хазанова.
07. На доме внизу висят мемориальные доски с именами тех, кто когда-то жил в этом доме.
08.
09. Внутренний двор дома.
10. Технические здания. Гид сказала, что после переделки фасад дома несколько отличается от первоначального, а вот эти здания сохранились в своем первозданном виде.
11. Балконы дома были предметом особой гордости Бориса Иофана. На тот момент такое планирование было своего рода ноу-хау.
12. В краеведческом музее Дома. На стене висит портрет Бориса Иофана. Мне он напомнил Аркадия Райкина. Ну, что ж, корни-то говорят сами за себя;)
13. В музее есть небольшая экспозиция, в основном представленная предметами быта, переданными в дар музею. Есть совсем трогательные "персонажи", связанные с теми или иными жильцами. Об этом вам также подробнее расскажут в самом музее (я, к сожалению, некоторые фамилии успела подзабыть).
14. Этот письменный стол, кстати, "пришел" сюда из Кремля и ранее он принадлежал кому-то из пресс-службы Сталина.
15. На стене слева висит потрет Лёвы Федотова - очень интересной личности и одного из жильцов этого дома. Он нем и его трагически оборвавшейся судьбе также стоит почитать отдельно.
16. А это чучело пингвина, который несколько лет жил в семье одного из летчиков-челюскинцев, попав к нему совершенно случайно. История забавная, ее вам тоже с удовольствием подробнее расскажут в музее.