На чем писались древнерусские письма. Средневековое СМС-сообщение. О чём писали на Руси на берестяных грамотах. Книги на восковых дощечках
Вначале человек писал на том, что попадалось ему в руки: на камне, листьях, кусках коры, костях, глиняных черепках. Острой костью или куском камня на них процарапывалось нужное изображение.
В Древнем Вавилоне писали, выдавливая знаки острой палочкой на куске мягкой глины, которую затем сушили и обжигали в печи. Это было долговечно, но неудобно — глину можно было использовать только один раз.
Поэтому в разных концах земли стали искать более удобный материал для письма. И вот что придумали в Древнем Египте.
По берегам Нила в болотистых местах росло странного вида растение с длинным голым стеблем и кистью цветков наверху. Называется это растение папирус. Именно из него древние египтяне научились делать свой материал для письма.
Стебель папируса разделяли иглой на тонкие, но возможно более широкие полоски. Эти полоски приклеивали одну к другой так, чтобы получилась целая страничка. Работа велась на столах, смоченных илистой нильской водой: ил заменял в этом случае клей. Стол ставили наклонно, чтобы стекала лишняя вода.
Склеив один ряд полосок, обрезали цы и потом клали сверху другой ряд — поперек. Получалось что-то вроде ткани, в которой одни нитки идут вдоль, другие — поперек.
Сделав пачку листков, ее прессовали, положив сверху какую-нибудь тяжесть. Потом листки высушивали на Солнце и полировали клыком или раковиной. Этот материал так и назвали — папирус. Он не только является ближайшим предком бумаги, но и передал ей свое название. На многих языках бумага до сих пор называется папирусом: по-немецки - папир, по французски — папье, по-английски – «пэйпер».
Но папирус не отличался прочностью: сделанный из него лист нельзя было складывать или перегибать. Поэтому из него стали делать длинные ленты, которые наматывали на палочку с ручкой. Получались свитки, на которых переписывали книги и документы. Читали свиток таким образом: левой рукой держали палочку за фигурный конец, а правой разворачивали перед глазами текст.
Кроме папируса стали использовать стебли некоторых пальм. Из них также делали свитки и небольшие листки. На них писали в древней Индии и Тибете. Свитки складывали в специальные корзины. Любопытно, что древнейшая версия буддийских священных книг так и называется «Трипитака», что дословно означает «пять корзин».
Бумагу же изобрели в совсем другом месте — в Древнем Китае.
Около двух тысяч лет назад, когда в Европе греки и римляне еще писали на египетском папирусе, китайцы уже умели делать бумагу. Материалом для нее служили волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье.
Поместив материал в каменную ступку, ого растирали с водой в кашицу. Из этой кашицы и отливали бумагу. Формой служила рамка с сетчатым дном, сделанным из тоненьких бамбуковых палочек и шелковых нитей.
Налив в форму немного кашицы, ее трясли, чтобы волоконца переплелись и образовали войлок. Воду отжимали, и на сетке оставался сырой бумажный лист. Его осторожно снимали, клали на доску и высушивали на Солнце. Затем бумагу выглаживали деревянными валиками, полировали и покрывали мелом — для белизны.
Из Китая секрет изготовления бумаги перешел к арабам, а от них распространился и в Европе.
«В начале было Слово…» - цитата из Библии, а я хотел бы, чтобы мы вспомнили материалы, на которых были начертаны первые слова, первые зачатки информации.
В начале был камень, стены пещеры, прибрежный валун, скалы у моря. На них первые летописцы, художники старались запечатлеть то, что их волновало вчера, сегодня и будет интересовать завтра.
Камень неолита: камень Шумера, Египта, Мексики, Англии, Норвегии, Китая, Азербайджана…
Рисунки на камнях. Образы. Стремление передать факт жизни. Желание – интерес – поиски все новых форм (или техники) в передаче главного – информации. Более сложная ступень: попытка обозначить звук, то есть то, что нельзя было увидеть, а только дано было слышать! Пиктографическое письмо: вырезанные, выбитые, выскобленные на твердых и не очень породах камня образы – символы, значки, обозначающие нечто, появляются позже. А вначале гениально просто: птица – это рисунок, довольно условный, но все-таки быстро читаемый контурный рисунок птицы, а позже рисунок трансформируется в значок: «птица». Но до этого надо еще дожить, пережив не одну сотню лет и поколений.
Затем появляется глина с ее великолепной способностью хранить на себе следы воздействия. Сырая глина используется для повседневных нужд, а обожженная идет в архив, для потомков, как документ, как память.
С металлом также связаны функции носителя информации.
Воск, утрамбованный влажный песок, листья растений, кора деревьев, шелк, шкуры зверей и самые разные материалы, которые используются для одного: передать слово, донести информацию, и, наконец, бумага.
Рождение бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Можно сказать, что бумага стала материальной основой всего, что создается умом человека. А между тем история и способы получения бумаги не совсем обычны и далеко не просты. Аристотель и Плутарх сообщают, что законы Драконта (621 год до н.э.) и Солона (594 год до н.э.) в Афинах были записаны на деревянных и каменных призмах. Тит Ливий указывает, что договор, заключенный консулом Слурием Кассием в 493 году до н.э., был зафиксирован на бронзовой колонне, а Дионисий Галикарнасский упоминает о бронзовой стеле в храме Дианы на Авентине с записью договора царя Сервия Тулия, заключенного с латинскими городами. «Законы 12 таблиц» были выгравированы на бронзовых досках.
А в Древнем Риме ветеранам войска за 25-летнюю службу выдавались две бронзовые таблички как свидетельство их заслуг перед государством.
Во времена античности были придуманы специальные таблички, которые готовились из дерева или слоновой кости. Их называли вощеными или восковыми (CERAE, CERACULI, TABULAE, TABULLAE). Размеры этих дощечек в основном придерживались стандарта: 12х14, 9х11 см. От края дощечки на расстоянии 1-2 см делали углубление на 0,5-1 см. затем по всему периметру заполняли это углубление воском. Две таблички клали друг на друга лицевой стороной, по одному краю просверливали отверстия и пропустив через них шнурки, соединяли дощечки между собой. Это был прототип книги , которая появится много позже…
Прекрасный материал для письма умели готовить уже в III веке до н.э. из папируса. Сейчас в Египте также готовятся по этой же технологии предшественники бумаги. Папируса очень много в дельте Нила. Теофраст в «Естественной истории» составил очень подробное описание растения и способа, как из него готовить писчий материал, также носящий имя этого материала – папирус. Срезается стебель растения. Затем стебель расщепляется по всей длине на длинные тонкие полоски. Внутренняя часть стебля, более эластичная, нарезалась тонкими слоями, а ближе к внешней оболочке – более толстыми. Затем полоски сортировали по толщине и ширине. После этого полоски подгонялись одна к другой. Сверху выкладывался второй слой полосок, но только перпендикулярно по отношению к первому слою. После этого слои прессовали. При этом из полосок выделялся сок, который в то же время был великолепным связующим. После просушки на солнце лист папируса пропитывали особым составом. Плиний приводит рецепт изготовления клея из хлебного мякиша, прокипяченного в воде. Им пропитывали лист папируса на следующий день. Заполненный текстом папирус называли томом (от греческого TOMOS - часть). Хотя папирус и относится к хрупким материалам, все-таки до нас дошло значительное количество античных папирусов. Среди них сочинения Аристотеля, письма Гиперида (IV до н.э.).
Во II веке до н.э. появляется материал, который заявляет о себе как конкурент папирусу. Царь Египта Птолемей V запрещает экспорт папируса из страны. В это время в Пергаме была задумана большая библиотека. Для нее были заказаны папирусные листы, но обострение отношений между Египтом и Пергамом, ставят организацию библиотеки под угрозу срыва. Оказавшись в безвыходном положении, ремесленники Пергама лихорадочно ищут замену папирусу. Поиски нового материала приводят изобретателей к коже.
Сказано же: «Лень толкала человечество к открытиям», а я добавил бы, что и нужда. Пергамцы стали обрабатывать телячью кожу с обеих сторон, стремясь получить прочный, пластичный материал для письма. И они этого добились! Вновь созданный материал был назван «пергамен » (по-гречески), а римляне называли его «мембрана ». Новый материал был лучше папируса.
Его отличали:
1. Высокая прочность.
2. Бело-желтый цвет.
3. Способность сгибаться и не ломаться.
4. Возможность нового формата, складирования и хранения.
Пергаментные листы обрезались по формату и укладывались друг на друга. Кипа пергамента защищалась сверху и снизу аналогичными по размерам дощечками. Новый материал и новые методы объединения информации в единый блок стали фундаментом для рождения книги. Такая форма первых «книг», скрепленных к тому же, как восковые таблички, стала называться «кодексом ». Дощечки, которые защищали кодекс сверху и снизу, стали обтягивать кожей – так появился переплет. Выражение «прочесть книгу от доски до доски» - идет как раз с этих времен.
Наряду с пергаментом широко используются и восковые таблички – они очень удобны для многоразового пользования. Король Карл Великий учился писать именно на таких табличках.
Массовая потребность в табличках вызвала много сопутствующих профессий. Появились целые отрасли кожевенников – они шили своего рода кожаный пенал на ремне, плотников, которые обрабатывали дощечки, лесорубов, поставщиков специальной древесины для тонких дощечек, пчеловодов, продающих в огромном количестве воск.
Издаются специальные указы, положения, нормы о качественной восковой табличке. Вот что было написано в 1268 году в «Книге ремесел», в статуте LXVIII: «…о тех, кто делает в Париже таблички для письма. Никто из изготовителей табличек не может делать таблички, из которых одна была бы из самшита, а другая из бука, и не может употреблять вместе с самшитом другие сорта дерева, если они драгоценней, чем самшит, т.е., хороший орех, бразильское дерево и кипарис. Никто из изготовителей табличек не может употреблять сало с воском, и каждый, кто сделает такого рода изделие, платит королю 5 су штрафа, а изделие уничтожается, ибо такое изделие недоброкачественно». Со II века до н.э. и по XIII век – 1500 лет качество вещи сохраняет свое значение!
Восковые таблички использовались и позже: в Ирландии, в торфяных болотах найдены десятки таких образцов XIV века. В Любеке, у церкви св. Якова, обнаружили таблички XV века. В Риге, в Домском соборе хранятся три таблички XIV века, одна табличка XVI века имеется в собрании библиотеки имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Какое долгожительство!
С V века для письма стали употреблять и папирус и пергамент. С того времени до нас дошло около трехсот документов на папирусе. В Национальной библиотеке в Париже имеются «книги», написанные на папирусе в VI и VII веках, в Вене хранится кодекс VI века. После завоевание Египта арабами экспорт папируса в Европу ограничивается.
В XI веке арабы заменили папирус и пергамент бумагой, а до этого времени пергамент окончательно вытесняет папирус в Западной Европе. Сначала пергамент изготовляли монахи. Монастыри обладали достаточной базой для его полного производства. Кроме того, монахи, помимо своего основного занятия, были искусными мастерами во многих ремеслах. К тому же монастыри часто выполняли своего рода роль учебных заведений. Там обучались многим ремеслам не один десяток юных послушников, которые после прохождения курса учебы могли не принимать обет монаха, а отработав год-два в пользу монастыря подмастерьем, выходили из стен монастыря искусными ремесленниками.
К XII веку города в Западной Европе начинают развиваться. Растет необходимость в пергаменте – основного писчего материала. С этим напрямую связаны цеховые ремесленники – заниматься изготовлением пергамента становится выгодным делом.
По реестру Парижской тальи 1292 года в городе насчитывалось 19 пергаментщиков. До историков дошли сведения о городах, где широко развилось ремесло изготовления пергамента: Генуя, Милан, Флоренция, Рим, Равенна, Орлеан, Безансон, Трир, Льеж, Кельн, Краков, Прага.
Если до XII века пергамент изготовляли в городах и монастырях, то с появлением университетов (Болонья, 1154 г., Париж, 1200 г., Оксфорд, 1214 г., Неаполь, 1224 г.) монополия на этот материал перешла к университетам.
Процесс изготовления пергамента очень трудоемкий. Пергамент обычно делали из шкур барана, козлов, телят, волов. (Шкура ослов не годилась по многим причинам). Сначала шкуру барана помещали в чан с известью на несколько дней – на 2-3 дня на Востоке, до 10 дней на Западе (при повышении температуры раствора процесс идет быстрее). Затем шкуру доставали и очищали от волос и мяса, потом снова погружали в новый чан с известью на короткое время, после чего натягивали на раму. Для очистных работ применяли самые различные ножи – скребки. Самые разные по форме, по углу заточки ножи – скребки помогали начисто обработать поверхность шкуры. После чего пемзой заканчивали механическую обработку, доводя поверхность шкуры до гладкого состояния. Затем в кожу с двух сторон втирали мел или свинцовые белила. Они поглощали жир и отбеливали кожу. Остатки отбеливателя снимались, кожа протиралась и получалась гладкой с обеих сторон.
Самый дорогой полупрозрачный пергамент получался из кожи не родившихся ягнят, телят. Пергамент из кожи таких ягнят назывался «девичья кожа» и предназначался для книг высокопоставленным особам.
Кроме этого, пергамент делили на «южный» и «северный». «Южный» делали на юге Италии и Испании. Обработка велась только с одной стороны. Южный пергамент не очень ценился. «Северный» пергамент обрабатывался с обеих сторон. Позже, Италия и Испания также стали обрабатывать кожу с обеих сторон и лучше отбеливать пергамент.
Потребность в пергаменте все возрастала, а резко увеличить его производство не представлялось возможным, так как процесс изготовления пергамента был очень сложным по технологии. Ввиду этого шли на определенные «варварские», с нашей точки зрения, действия: первоначальный текст, рисунки смывали, выскабливали, отбеливали пергамент, чтобы его использовать вторично. Однако чернила очень впитывались в пергамент, так что ни пемза, ни нож и никакие смеси не могли полностью (добела) уничтожить то, что было написано до этого. Видимо, с тех времен, дошла до нас пословица: «что написано пером, того не вырубишь топором».
Найдены были древние рецепты смесей, растворов для смывания чернил. Например, в Англии делали смесь из молока, сыра и необожженной извести, и этим составом травили старую рукопись. Но все-таки, какие-то следы от предыдущей надписи оставались. В 1756 году был обнаружен текст, из-под которого выглядывали какие то черточки, точки. В 1761 году, спустя пять лет, наконец, были изготовлены реактивы, при помощи которых удавалось прочесть старый текст. Это был перевод Библии на готский язык, сделанный епископом Ульфилой в XIV веке. С конца XVIII века было обнаружено большое число таких рукописей. Их назвали «палимпсестами ».
Успехи алхимиков позволили в XVIII– XIX веке прочесть многие палимпсесты, но только на короткое время. Реактив, как это не печально признавать, спустя некоторое время уничтожал оба текста.
В настоящее время науке известны 130 палимпсестов V-XVI веков. Наибольшее их количество приходится на VII-IX века.
Однако смывание текстов не спасало положения. Потребность в материале для письма в Европе существовала вплоть до появления бумаги. Время изобретения бумаги точно не установлено. Считается, что она появилась в Китае во II веке н.э. и постепенно проникла на Запад.
В северной провинции Китая Шэньси есть пещера Баодяо. В 1957 году в ней обнаружили гробницу, где были найдены обрывки бумаги. Находка датируется возрастом более 2000 лет назад. До этих раскопок изобретение бумаги приписывалось Цай Луню. В 105 году он подал прошение императору об использовании способа изготовления бумаги.
Сырьем для бумаги в Китае служили шелковые обрезки, отходы коконов шелкопряда, обрывки старых сетей. На рубеже II и III веков новой эры бумага, изготовленная из растительных волокон, не считалась в Китае редкостью. В III веке она полностью вытеснила деревянные дощечки, используемые для письма. В начале XIX века впервые в мире в Китае появляются бумажные деньги. В течение многих веков китайцы хранили секрет изготовления бумаги. В 751 году в бою под Самаркандом между арабами и китайцами в плен к арабам попало несколько мастеров бумажного дела. Благодаря этому Восток узнал тайну бумаги. «Развитие бумажного производства шло медленно, и история его покрыта мраком…» - писал Оноре де Бальзак.
Во II веке новой эры бумага достигла Кореи. В III веке бумага «двинулась» к берегам Японии. Но настоящее развитие она получила только к 610 году, и со временем ученики превзошли китайцев – авторов изготовления бумаги. В III веке бумага проникла в Центральную Азию. В VII веке стала известна в Индии, в VIII веке – в Западной Азии. В Х веке бумага «дошла» до Африки, в XII – вступила в Европу, в XVI – ее уже знали в Америке (Мексика 1580 г.). Кустарное производство возникло позже, в XVII веке на территории США.
Первая бумажная мастерская построена в Самарканде арабами с помощью пленных китайцев в VII-VIII вв. Ее стали изготавливать из тряпья, хлопка. Арабы первыми применили метод растирания бумажной массы, вместо того чтобы толочь ее в ступе. Арабы пять веков сохраняли монополию на изготовление бумаги, тщательно оберегая секрет ее производства. Но все тайное рано или поздно становится явным. Так произошло и в этом случае. Сейчас нет свидетельств, каким образом тщательно охраняемый секрет стал известен в Западной Европе, но факт, что тайны больше не было.
В VIII веке (751г.) когда арабы захватили Самарканд, секрет производства бумаги попал в Месопотамию, Сирию, Египет. Арабы экспортировали бумагу в Европу через Испанию и Сицилию. Есть легенда о том, что один рыцарь, участник крестового похода, попал в плен и был отправлен в Дамаск, где работал в бумажной мастерской. По возвращении на родину он основал первую бумажную «фабрику». У итальянцев существует другая легенда, как некий молодой монах в злости пережевал свою рубаху и выплюнул на кафель печи. Утром он заметил, что масса, приклеенная к гладкой поверхности кафеля, очень ровная и напоминает пергамент. Попробовал монах чернила на этой поверхности и увидел, что можно писать на ней. Так была открыта бумага.… Но все это из области человеческой фантазии. Легенды не совпадают с фактами, что бумага попала в Европу через Испанию и Сицилию в Италию в XIII веке. Из Италии готовую бумагу начали вывозить в Южную Францию, Германию, и далее в Польшу, Чехию, Из Испании – на север Франции, в Англию и Скандинавию.
Таким же путем шло и распространение производства бумаги.
Первой в Европе (около 1150 г.) начала делать бумагу Испания, переняв технологию у арабов. В 1154 году бумага появилась в Италии. В 1300 году бумагу начала изготавливать Венгрия, в 1390 году – Германия, в 1494 году – Англия, в 1565 году – Россия, в 1586 году – Голландия, и в 1698 году – Швеция.
В технологии изготовления бумаги насчитывалось 30 операций. Главной фигурой на бумажной мельнице был черпальщик, а основным рабочим инструментом ему служила четырехугольная форма с сеточным дном. Он опускал ее в чан, наполненный бумажной массой, и быстро поднимал. Требовалось делать это так, чтобы на сетке, после того как с нее стечет вода, остался ровный волокнистый слой, из которого потом получался лист бумаги. Черпальщик считался важной персоной и обладал рядом привилегий в отличии от остальных мастеров.
Со временем цеховое бумажное производство изменило свой характер, приобрело черты мануфактурного производства. Таким оно оставалось до конца XIX века. Эта операция была очень трудоемкой, требовала больших физических затрат, опыта, сноровки. Обычно это были мастера высокой квалификации. Они пользовались уважением и льготами. Сделав свое дело, черпальщик передавал раму рабочему - приемщику. Тот ловко переворачивал раму, и волокно попадало на матерчатую суконную прокладку. Сырые бумажные листы разделялись прокладками и собирались в стопы. Затем из них удаляли воду прессом. На многих гравюрах детально показан такой пресс, так что при желании можно изготовить действующую модель без особого труда, настолько точны рисунки и гравюры.
Сушка была завершающей, но не самой последней операцией. После удаления влаги листы распрямляли, разглаживали на гладком катке каталкой из твердых пород деревьев как бук, орех или костью. Затем снова прессовали. Иногда бумагу окунали в кювету с разведенным животным или рыбьим клеем. Рыбий считался лучше так как меньше подвергался гниению. Затем была повторная сушка и разглаживание.
Процесс изготовления бумаги требует большого количества воды для приводов мельниц. Поэтому бумажные цеха стремились строить как можно ближе к воде, а чаще – прямо на реке. Такие цеха стали называться «бумажными мельницами». Первые бумажные мельницы появились в Италии в XIII веке (Фабриано, 1276 год, позже в Болонье и в Анконе), во Франции в XIV веке (1348 г.), в Германии в 1380 году, в Англии в середине XIV века, в Голландии, Норвегии, Дании – в 60-х годах XIV века, в Польше в 1493 году, в Чехии – в 1499 году.
Растет спрос на бумагу, увеличивается количество цехов, мастеров, учеников. Растет конкуренция – крепнет желание занять свою нишу в производстве, поставке своего товара, в закреплении своего имени. Каждый мастер имеет свои хитрости, свои секреты, которые держит под строгим контролем, хотя в целом общий принцип производства был известен.
В Европе бумагу делали из льняного тряпья. Сначала его замачивали в известковом молоке. Потом тряпье растирали в больших ступках, и снова замачивали в известковой воде около суток. Затем измельченная масса доставалась, отжималась, и снова перемалывалась до получения однородной смеси в больших чанах. Мастер определял готовность сырья – разрешал формовщикам зачерпнуть особым ситом (деревянная рама, обтянутая мелкой сеткой) специальным отработанным движением массу – заготовку бумаги. Через некоторое время вода сцеживалась через сито, уплотнялась, после этого «откидывалась» на слой войлока. Оставшаяся вода впитывалась в войлок, и бумажная масса – сырье еще более уплотнялась. Сверху клали лист войлока, и операция повторялась, таким образом, несколько раз. После определенного времени всю эту стопку из войлока и бумажной массы уплотняли под прессом. Пресс отжимал остаток влаги и после этого чуть влажные листы заготовки развешивали в тени (обязательно под навесом) для воздушной сушки.
Подсушенная бумага поступала к гладильщикам: на мраморной доске лист разглаживался костяным стеком (своего рода плоский и очень гладкий нож без ручки). Проглаженная таким образом бумага поступала к проклейщику. Он пропитывал лист желатиновым раствором и снова развешивал для сушки. Высохший лист вновь поступал к проклейщику для обработки другой стороны, после чего лист снова развешивали для сушки. Проклеенный лист возвращался к гладильщику. Он повторял операцию выглаживания листа и передавал ее, если нужна была полированная бумага (тип современной мелованной бумаги) полировщику. Он полировал ее слоновой костью и завершал свои действия обработкой поверхности яшмой, нефритом, агатом, ониксом. Чаще всего применяли агатовые лощила. Подобная техника лощения или полировки сырого изделия из глины сохранена и по сей день. Такие изделия, называемые в керамике «лощеными», пользуются успехом у любителей керамики.
Почти готовая бумага относилась на стол к мастеру - резчику. Он обрезал заготовки под определенный формат и складировал их десятками. Упаковщик, в зависимости от количества листов в заказе собирал блок готовой бумаги, предварительно подложив снизу форматную дощечку и точно такую же сверху, чтобы уберечь края листов готовой бумаги от механических повреждений. Все это тщательно укрывалось сукном, льном, перевязывалось лентами, и сдавалось на склад готовой продукции или прямо из рук в руки заказчику. Бумага, как товар, не залеживалась на складе. Вот основные операции по изготовлению бумаги, не считая дополнительных, технологически также довольно сложных манипуляций с бумажной массой. Основных операций было около 30, дополнительных около 15-ти.
В истории бумаги интерес представляет как приготовление бумаги из необработанных волокон, так и изобретение тряпичной бумаги. В 1877 году около города Фаюма (Египет) был найден архив многих тысяч документов. Архив был куплен эрцгерцогом Райнером (Австрия) и для изучения этих документов был передан профессору университета г. Вены доктору Карабачеку. К исследованию был подключен и профессор Визнер. Он исследовал под микроскопом строение бумаги и пришел к выводу, что сделана она в VII веке на основе льна или пеньковой тряпки. К этому же выводу пришел и доктор Карабачек в своих исследованиях.
Если вновь обратимся к истории, то станет ясно, как бумага попала к арабам. В 851 году нависла угроза потерять Самарканд, так как к городу двигалась армия из Китая. Наместник халифа в Хорасане Абу-Муслим посылает доверенного человека – своего заместителя Саида-ибн-Сали в Самарканд для отражения нападения. В битве при городе Атлах на Тараз армия Халифа побеждает, и китайцы отброшены за китайские пределы. Было захвачено много пленников, и среди них многочисленные представители разных ремесел. Большой удачей оказалось то, что в плен попали мастера бумажного дела. Сырого льна, который рос в Китае на огромных территориях, в Самарканде не было. Мастера были поставлены в тупиковое положение. Срочно надо было найти выход. И он нашелся: полно было тканей, еще больше было тряпок. Выход нашелся, и довольно остроумный: если нет основного сырья (лен - сырец), то будем дробить тряпки в кашицу.
Во времена правления Гаруна-аль-Рашида в Багдаде в 794 году была построена бумажная фабрика. Применение бумаги необходимо было еще и потому, что написанное на пергаменте можно было стереть, соскоблить, вывести. На бумаге написанное тревожить было нельзя, тем самым истинность документа сохранялась как можно дольше. К этому выводу пришел вновь назначенный визирь Джафар-ибн-Джайя, ведавший государственной канцелярией; с тех пор бумага и удержалась в обращении.
Так что в 851 году китайцы проиграли главное: битву и секрет бумаги изо льна. Построенная в 794 году фабрика в Багдаде занималась выделкой пергамента и папируса вплоть до халифа Гаруна-аль-Рашида. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что волокнистая бумага изобретена в Китае, а тряпичная – арабами при помощи пленных ремесленников – мастеров своего дела.
Технология бумаги за короткое время достигла значительных успехов. Уже к XII веку в Фесе вместо ступок применялись жернова, проклеивалась бумага крахмальным клейстером на основе пшеничной муки, сетки были обтянуты тонкой проволокой. Окраска бумаги в синий, красный и желтый цвета присутствует в архиве, найденном у Фаюма. Сорта бумаги также были разнообразны и отличались местом, где производились. Была изготовлена бумага для голубиной почты, т.н. «птичья». Голубиные станции имелись через каждые три обыкновенные почтовые станции, а голубь летел только от одной станции к другой. Кроме египетской бумаги, имела также значение багдадская и сирийская (дамасская) бумага.
В XI веке бумага применялась уже повсеместно. Ее стали применять даже как упаковочный материал. Назир Хосрой, приехавший из Персии и много путешествовавший по Египту, в 1035-1042 годах описывает нечто знаменательное: на старом базаре в Каире видел, как покупки заворачивают в пакеты, даже бутылки с купленным маслом упаковывают в бумагу! Это было настолько шокирующим фактом для него, что он в нескольких письмах отмечает сию роскошь и расточительство.
Врач Абдель Лятиф, тоже много путешествовавший по Египту, описывает случаи, когда феллахи и бедуины вскрывали древние могилы в поисках полотна, в которые обычно были завернуты мумии, для дальнейшей продажи ворованного материала как сырья на бумажные фабрики. Это описывалось в 1200 году.
Западная Европа к XIII-XIV веку также стала вырабатывать и употреблять много бумаги. В Голландии только к 1670 году (XVII век) изобрели роллер – измельчение бумаги при помощи валов. В Англии первую мельницу построил немец Шпильманн в 1588 году в г. Даршферд. А Франция имела бумажную мельницу в 1189 году, переняв многое от Испании.
Для технологии бумаги были сделаны важные открытия в Германии. Немцы придумали состав для смоляной проклейки бумаги. Келлер в XIX веке пришел к мысли делать бумагу из щепок, наблюдая за работой ос при строительстве своих гнезд. После многих опытов Келлер в 1845 году все-таки изготовил свою бумагу из древесных отходов. Дальнейшие разработки позволили получить бумагу из соломы, травы «альфа», и т.д.
Бумага занимает исключительное место в жизни людей. У нее было много предшественников. Камень и глина, дерево и кость, кожа и береста, воск и металл, папирус и пергамент – все они в разные исторические эпохи служили людям в качестве материала для письма, для передачи столь ценимого-информации.
Общепринятой датой возникновения письменности у славян считается 863 год, но некоторые исследователи утверждают, что писать на Руси умели и раньше.
Закрытая тема
Тема дохристианской письменности в Древней Руси считалась в советской науке если не запретной, то достаточно закрытой. Только в последние десятилетия появился ряд работ, посвященных этой проблеме.
К примеру, в фундаментальной монографии «История письма» Н. А. Павленко предлагает шесть гипотез происхождения кириллицы и глаголицы, причем, приводит доводы в пользу того, что и глаголица, и кириллица были у славян в дохристианские времена.
Миф или реальность
Историк Лев Прозоров уверен, что доказательств существования письменности до появления на Руси кириллицы более чем достаточно. Он утверждает, что наши далекие предки не только могли писать отдельные слова, но и составлять юридические документы.
В качестве примера Прозоров обращает внимание на заключение Вещим Олегом договора с Византией. В документе речь идет о последствиях смерти русского купца в Царьграде: если купец умирает, то следует «поступать с его имуществом так, как он написал в завещании». Правда, на каком языке писались подобные завещания не уточнятся.
В «Житиях Мефодия и Кирилла», составленных в Средние века, пишется о том, как Кирилл посетил Херсонес и увидел там Священные книги, написанные «роусьскыми письменами». Впрочем, многие исследователи склонны критически относиться к данному источнику. Например, Виктор Истрин считает, что под словом «роуськие» следует понимать «соурськие», – то есть сирийские письмена.
Однако есть другие свидетельства, подтверждающие, что у язычников-славян все-таки была письменность. Об этом можно прочитать в хрониках западных авторов – Гельмольда из Босау, Титмара Мерзебургского, Адама Бременского, которые при описании святынь балтийских и полабских славян упоминают о надписях на основаниях изваяния Богов.
Арабский хронист Ибн-Фодлан писал, что своими глазами видел погребение руса и то, как на его могиле была установлена памятная метка – деревянный столб, на котором было вырезано имя самого покойного и имя царя руссов.
Археология
Косвенно наличие письменности у древних славян подтверждают раскопки Новгорода. На месте старого городища были обнаружены писала – стержни, которыми наносили надпись на дерево, глину или штукатурку. Находки датируются серединой X столетия, при том, что христианство в Новгород проникло только в конце X века.
Такие же писала были найдены в Гнёздово при раскопках древнего Смоленска, более того, там есть археологические доказательства использования стрежней для писания. В кургане середины X века археологи раскопали фрагмент амфоры, где прочли сделанную кириллицей надпись: «Гороух пса».
Этнографы считают, что «Гороух» это обережное имя, которое давалось нашими предками, чтобы «горе не привязывалось».
Также среди археологических находок древнеславянских поселений фигурируют останки мечей, на клинках которых кузнецы гравировали свое имя. К примеру, на одном из мечей, найденном возле станицы Фощеватой можно прочесть имя «Людота».
«Чертами и резами»
Если появление образцов кириллического письма в дохристианское время еще может быть оспорено, в частности, объяснено неверной датировкой находки, то письмена «чертами и резами» это признак более древней культуры. Об этом способе письма, все еще популярном у славян даже после принятия крещения в своем трактате «О письменах» (начало X века) упоминает болгарский монах Черноризец Храбр.
Под «чертами и резами», по мнению ученых, скорее всего имелась ввиду разновидность пиктографическо-тамгового и счетного письма, известного также у других народов на ранних этапах их развития.
Попытки расшифровать надписи, выполненные по типу «черт и резов» предпринял российский дешифровщик-любитель Геннадий Гриневич. Всего он рассмотрел около 150 надписей, найденных на территории расселения восточных и западных славян (IV-X вв. н.э.) При тщательном изучении надписей исследователь выявил 74 основных знака, которые, по его мнению, составили основу слогового древнеславянского письма.
Также Гриневич предположил, что некоторые образцы праславянского слогового письма были выполнены с помощью рисуночных знаков – пиктограмм. К примеру, изображение лошади, собаки или копья означают, что нужно использовать первые слоги данных слов – «ло», «со» и «ко».
С появлением кириллицы слоговое письмо, по мнению исследователя, не исчезло, а стало использоваться как тайнопись. Так, на чугунной ограде Слободского дворца в Москве (ныне здание МГТУ им. Баумана) Гриневич прочитал, как «хасид Доменико Жилярди имеет в своей власти повара Николая I».
«Славянские руны»
У ряда исследователей существует мнение, что древнеславянская письменность это аналог скандинавского рунического письма, что якобы подтверждает так называемое «Киевское письмо» (документ, датируемый X веком), выданное Яакову Бен Ханукке иудейской общиной Киева. Текст документа написан на иврите, а подпись сделана руническими символами, которые до сих пор не смогли прочесть.
О существовании рунического письма у славян пишет немецкий историк Конрад Шурцфлейш. В его диссертации 1670 года речь идет о школах германских славян, где детей обучали рунам. В доказательство историк приводил образец славянского рунического алфавита, сходного с датскими рунами XIII-XVI веков.
Письменность как свидетель миграции
Упомянутый выше Гриневич считает, что с помощью древнеславянского слогового алфавита можно читать также критские надписи XX-XIII вв. до н.э., этрусские надписи VIII-II вв. до н.э., германские руны и древние надписи Сибири и Монголии.
В частности, по словам Гриневича, он сумел прочесть текст знаменитого «Фестского Диска» (о. Крит, XVII в. до н.э.), в котором повествуется о славянах, нашедших новую родину на Крите. Однако смелые выводы исследователя вызывают серьезное возражение со стороны академических кругов.
Гриневич в своих изысканиях не одинок. Еще в первой половине XIX века русский историк Е. И. Классен писал, что «славяноруссы как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях старого света множество памятников, свидетельствующих о их там пребывании и о древнейшей письменности».
Итальянский филолог Себастьяно Чьямпи на практике показал, что между древней славянской и европейской культурами существовала определенная связь.
Для расшифровки этрусского языка ученый решил попробовать опираться не на греческий и латынь, а на один из славянских языков, которым хорошо владел – польский. Каково было удивление итальянского исследователя, когда переводу стали поддаваться некоторые этрусские тексты.
Сегодня для того, чтобы записать что-нибудь, мы берём блокнот и авторучку или смартфон. А чем в старину пользовались наши предки, и какой находчивостью они при этом отличались?
Блага цивилизации настолько крепко вошли в нашу жизнь, что мы редко задумываемся о том, что было у людей до этих вещей. Не думали ли вы о том, как раньше выглядели книги, и что в них можно было прочесть? А из чего они изготовлялись? Какие в старину были письма, и чем их писали? Какой доступный заменитель дорогому пергаменту придумали наши находчивые предки? Да и вообще, насколько была распространена грамотность на Руси?
Письменность на Руси
Славяне, вопреки расхожему мнению, умели и писать, и читать ещё за долго до распространения христианства. Подтверждением тому служат записи в путевых книгах арабских путешественников, историков и писателей, таких как Ибн ан-Надим, Аль-Масуди и других.
Пользовались тогда наши предки самобытной письменностью, называемой «черты и резы». А с 9 века получает широкое распространение кириллица и глаголица. После принятия славянами православной веры образование становится массовым явлением, и Кирилло-мефодиевская азбука официально входит в употребление. Она была создана греческими учёными монахами Кириллом и Мефодием на основе старославянского языка.
Притом, грамотность среди народа носила действительно массовый характер: на раскопках славянских городов непременно находится множество берестяных грамот и других документов, книг и писем обычных людей!
На чём
Наверное, потому грамотность так широко была распространена на Руси, что славяне придумали доступные для всех писчие принадлежности: дешёвые и несложные в изготовлении. Это береста, деревянные и костяные писала и растительные чернила. Давайте рассмотрим все их по отдельности.
Конечно же, пергамент – выделанная особым способом телячья шкура – на Руси тоже использовался. Но на нём писали только официальные грамоты и законы, либо изготовляли из него важные книги, например, Библии, своды законов, летописи. Это объясняется тем, что пергамент был очень и очень дорогим материалом: для одной книги средней толщины требовалось около 200 шкур животных! Да и качественный пергамент мог смастерить не каждый мастер. В общем, книги из этого материала были доступны только боярам и князьям, а те не скупились на их украшения. Но об этом позже!
Казалось бы, дороговизна пергамента должна была отбить у простого народа тягу к знаниям. Но нет! Не зря наши предки славились своей смекалкой: она только побудила их к поиску альтернативных материалов. И славяне нашли идеальную «бумагу» – бересту. Это практичный, недорогой, удобный в использовании и легкодоступный материал. Береста, то есть аккуратно снятая верхняя кора берёзы, на Руси также использовалась в строительстве и при изготовлении различной утвари. А берестяные грамоты, благодаря влагоустойчивости берёзовой коры, хорошо сохранились до наших дней.
Чем
Для письма славяне использовали так называемые писала – палочки, похожие на толстые вязальные спицы. Один их конец (писчий) заостряли, а другой изысканно украшали резьбой. Изготовляли их из твёрдого дерева, лёгкого железа или костей животных.
Писалом на бересте не писали, а продавливали буквы. Для пергамента такой приём не годился – нужны были чернила. И если в Европе придумывали сложные, дорогостоящие и даже ядовитые составы, то наши предки и здесь нашли более практичное и доступное вещество. За основу чернил брали смолу акаций или вишни – камедь. Примешивая к ней разные вещества, можно было получить разный цвет чернил.
Например, для получения чёрного цвета к камеди примешивали сажу. Для коричневого – отскобленную ржавчину, для красного – киноварь (сульфит ртути), для голубого – медный купорос. А если не было под рукой этих веществ, то наши предки могли обойтись чернилами из плодов черники, корней спорыша и некоторых других растений. Пусть такие чернила и были недолговечными, но и ими ведь можно было пользоваться.
Как выглядели книги
Берестяные книги напоминали современные блокноты на пружинке. Изготовлялись они следующим образом: из коры берёзы нарезали листы одинакового размера, заполняли их текстом, накрывали с обеих сторон чистыми листами обложки, по краю пробивали сквозные дырочки и связывали шнурком, тесёмкой, гайтаном.
Книги из пергамента изготовлялись, в принципе, также, но получали дорогое оформление. Обложки делались из ценного дерева, обтягивались кожей или бархатом и украшались золотом и серебром. Связанный шнуром корешок обтягивался кожей. Уголки для сохранности оковывали металлом. Сам текст украшался цветными миниатюрами и орнаментом. Такие книги действительно были на вес золота.
Ученические принадлежности
Представляете, у наших предков тоже были ученические «тетради»! Береста, конечно, дешёвый материал, но, чтобы не тратить её на неучей, которые только-только взяли в руки писало, славяне придумали церы . Это такие плоские деревянные дощечки, обрамлённые выпуклой рамкой. Поверхность дощечки заливали воском, но рамка не давала ему растечься. Когда воск высыхал, на нём можно было выцарапывать текст. Согласитесь, очень удобное приспособление многоразового использования!
Цель
Обобщить знания детей по пройденным темам.
Оборудование
Для учащихся: тетрадки или альбомы.
Для учителя : ксерокопии (рисунки глиняных табличек, папируса, пергамена, деревянных цер, берестяных писем), кусочек папируса.
В начале урока надо обязательно вспомнить какая была письменность в древних государствах.
Информация для учителя
Месопотамия. Шумер. В этой стране было много глины. Из нее строили дома, делали посуду, игрушки, книги. Из мягкой глины лепили квадратные или круглые лепешки. Остроконечной палочкой (из тростника) писали клинышками. Острый треугольный конец палочки из тростника оставлял на глине треугольные знаки. Позже это письмо назвали «клинописью». Что делали с лепешкой после написания текста? Сушили и обжигали в печи. Так глина дольше сохранялась.
Церы
Свитки
Новгородские берестяные грамоты
Папирус
Что писали на глиняных табличках?
Официальные документы, указы, письма, договоры. При раскопках в Ассирии и Вавилоне нашли библиотеки из глиняных книг, которые сохранились даже при пожарах.
Великое изобретение египтян – папирус – сохранилось как слово во многих языках.
Бумага по-украински – папир, по-немецки – papier, по-французски – papier, по-английски – paper, по-русски – папиросная бумага.
Древнейший папирус датируется 3100 годом до н.э.
Одна из древнейших цивилизаций
возникла в долине благословенного Нила. По
берегам реки, в ее дельте,
в изобилии произрастало удивительное болотное
растение, похожее на камыш – папирус. Это
тростниковое растение высотой в 5 метров,
толщиной в человеческую руку, имело голые
трехгранные стебли, которые заканчивались
наверху венчиком из листьев.
Полный процесс производства бумаги. Гравюра
Папирус – письменный материал.
Греческий ученый Теофраст писал, что египтяне сушат корни папируса и используют их вместо дерева как топливо и для поделок. Из стеблей делают речные лодки и легкие суда. Из сердцевины – плетут паруса, циновки, ткани для одежды, канаты. Папирус съедобен: его ели в сыром виде, вареном и печеном. Из него добывали сок.
Плиний Старший в своей «Естественной истории» назвал папирус важнейшим средством развития древней цивилизации.
Технология изготовления папируса. Заготовленные трехгранные стебли папируса очищали от листьев, разрезали на куски, снимали тонкую кору, обнажали рыхлую пористую сердцевину, разделяли ее иглой на тонкие пластинки, раскладывая их на чуть наклонном столе. Другой слой пластинок клали поперек и смачивали особым клеем из илистой воды Нила, муки и уксуса. Еще мокрые листы прессовали, осторожно обрезая края. Когда листы высыхали, их поверхность полировали до блеска пемзой, костью, гладкими раковинами. Полученные листы склеивали концами и сворачивали в свиток. Размеры его достигали 40 метров. Свиток оказался удобной формой книги. Древние греки, весь эллинский мир, римляне, арабы приняли такую форму книги без изменений. Свиток господствовал несколько тысячелетий. Использовали его и в Древней Руси.
Клинописные знаки
Пергамен
Со временем в Египте почти полностью исчезли заросли папирусного тростника, многие столетия назад был утрачен и секрет изготовления из него чудесного писчего материала.
? Как в наше время делают папирусный свиток?
Сначала от стебля растения отсекают нижнюю, наиболее толстую часть и разрезают ее на десять – двенадцать продольных частей. Полученные пластины выставляют на солнце, а после сушки помещают в ванну с водой, чтобы растворить содержащиеся в стебле сахар, крахмал и другие органические вещества. Через сутки их извлекают из воды и раскатывают деревянной скалкой, удаляя, таким образом, остатки раствора. Процедура «стирки и отжима» повторяется трижды. Постепенно пластины становятся мягкими, эластичными и прозрачными. Вновь погружают в ванну, после чего приступают к изготовлению свитка. Влажные пластины горизонтально кладут на кусок хлопчатобумажного полотна так, чтобы каждая из них немного «заходила» на другую. Сверху, таким образом, накладывают второй слой, но уже по вертикали. Папирусный свиток сформирован. Его накрывают куском полотна и помещают под обычный винтовой пресс, пока лист не станет сухим. Все это дало возможность реставрировать музейные свитки. В основном папирус использовали в Египте, но и экспортировали в другие страны. Первый лист папирусной книги назывался «протокол». Греческое слово «протос» – первый, последний лист – «эсхатокол». Греческое слово «эсхатос» – последний. Папирусная книга навертывалась на валик, на концах которого – рогульки. Окончив чтение, книгу клали в кожаный футляр, который назывался «фелонь». В библиотеках папирусные свитки держали в корзинах.
? А из чего делали пергамен? Кто придумал этот материал?
По легенде, египтяне запретили вывоз папируса в город Пергам, так как Пергамская библиотека становилась все больше и интересней, и соперничала с Александрийской библиотекой. И тогда в городе Пергам изобрели новый писчий материал – пергамен (пергамент). Это был очень дорогой, но долговечный материал для письма. Выделка пергамена, особенно тонкого и гладкого, без швов и брака было делом нелегким. Тонко выделанная кожа молодых животных: коз, овец, телят. Кожу вымачивали, уничтожали остатки волос, втирали мел, чтобы он впитывал жир, выглаживали пемзой, сушили. С IV в. пергамен вытеснил папирус. Некоторые пергаменные книги походили по форме на папирусные свитки. Но позже книга приняла современный облик. Она состояла из согнутых пополам листов, которые объединились в небольшие группы: по три, пять, шесть. Четыре двойных листа назывались «тетрадью». Несколько тетрадей скреплялись вместе, образуя книгу. Переплет был деревянный, обшитый кожей. Роскошные книги украшались бляхами из золота, серебра, эмалью и драгоценными камнями. В славянских рукописях употреблялся пергамен белого цвета. В западноевропейских странах – белый и черный. В некоторых греческих – голубой или пурпурный.
На Русь пергамен привозили из
Византии, но постепенно его научились
изготовлять в местных мастерских.
В древнерусской традиции для обозначения
пергамена употреблялись слова: «хартия», «мех»,
«кожа». Рукописи, написанные на пергамене
назывались «харатейным письмом». Из одной шкуры
теленка получалось 7–8 листов для книги. А для
всей книги требовалось все стадо. Из-за
дороговизны пергамена его употребляли иногда
дважды. Для смывания текста использовали
молочную кислоту или соскабливали ножом. После
этого пергамен назывался «палимпсест».
? На чем писали в древнем Риме? Как выглядели деревянные дощечки? Чем их покрывали? Каким предметом наносили буквы?
Деревянная тетрадь – цера – четырехугольная дощечка, намазанная воском. По нему писали костяной или металлической палочкой – стилем или писалом. Писало – стержень 8–16 см длиной. Их делали из железа, бронзы или кости. Лопаточку украшали либо «яблоком», либо валиками, иногда – фигурной резьбой, инкрустацией. Иногда железные писала покрывали бронзой или серебристой краской. Один конец стиля был острый, а другой закругленный. Писали острым концом, а другим заглаживали написанное. Можно было написать письмо на цере и отправить другу, который прочитав его, мог загладить написанное и написать на ней же свой ответ. Церы часто скреплялись шнурами по две, образуя «диптих» (греческое слово – «вдвое сложенный»). Такие «записные книжечки» были во многих странах и на Руси тоже. Церы не изменили своего облика: прямоугольные, 13–16 см высотой и 9 см шириной. Дощечки с узкими бортиками, имеющие неглубокую выемку для заполнения воском. По всему донышку выемки делалась насечка из штрихованных линий для лучшего сцепления воска и дерева. Для обеспечения сохранности записей к каждой дощечке полагалась крышка такого же размера. В бортиках два отверстия для соединения с крышкой и одно – для завязывания «блокнота» тесемкой. Иногда верхняя поверхность церы украшалась резьбой. На них писали счета, письма, азбуки. Для маленьких детей делали специальные церы, в верхней части которых были написаны цифры и алфавит. Имея такую дощечку маленький ребенок мог заниматься самообразованием.
При раскопках города Помпеи нашли дом банкира, где на стене были портреты хозяина и его жены, держащей в руках церу и стиль и деревянные ящики, в которых лежали церы, содержавшие денежные расписки. Церы пережили античный мир. Использовались они и в средневековье.
? На чем писали в Древней Руси? Применялись ли чернила?
Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, ее как правило, специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной – шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но писали и без этого. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного стилоса (писала). Стилосы представляли собой заостренный стержень, снабженный на противоположной стороне плоской лопаточкой. Такая форма определялась двойным назначением этого инструмента. Им писали и на бересте, и на навощенных дощечках – церах. Использовали внутреннюю поверхность коры, т.к. она эластична. Береста при естественном скручивании сворачивается внутренней стороной наружу. Тексты, обнаруженные на таких «свитках», сохраняются дольше. Очень хорошо хранятся во влажной среде. На воздухе при высыхании береста быстро скручивается из-за неравномерного натяжения ее прослоек. Она становится ломкой, расслаивается по прожилкам. Такой писчий материал не рассчитан на длительное хранение. Человек, получивший берестяное письмо и ознакомившись с содержанием, выбрасывал его. Попав в грязь и будучи затоптанным во влажную почву, письмо таким образом обретало вторую жизнь. Берестяными письмами пользовались люди различных слоев общества. Грамотных людей было много. Среди них бояре, крупные землевладельцы, торговцы, священнослужители разных иерархических рангов, ремесленники, крестьяне, мужчины, женщины и дети. Среди найденных берестяных писем в Новгороде много документов, личных писем, ученических «тетрадей» с упражнениями в письме и счете. В древнем Новгороде писали не только на бересте, но и на деревянных дощечках – церах, покрытых слоем воска. Восковые церы были известны и в античное время, и в средневековье. Использовались они как материал для кратковременных записей. Дороговизна пергамена, а потом и бумаги была причиной, по которой дощечки с воском («вощечки») получили широкое распространение во всем средневековом мире.
? Какой материал победил все предыдущие? Кто его изобрел?
Историки считают, что впервые бумагу из бамбука и шелковичного дерева изготовил мастер Цай Лунь в 105 году. Но современные китайские историки говорят, что бумага была известна задолго до Цай Луня. Секрет производства бумаги выяснили случайно. Два китайских бумагодела попали в плен в Самарканд, где и рассказами, как делать бумагу. В VIII в. бумага стала известна арабам. Потом она появилась в Византии. Проникла в Испанию и Италию. В XII–XIII вв. бумага распространилась по всей Западной Европе. В XIV в. ее начали делать и на Руси.
Изготавливалась бумага вручную изо льна, хлопка, тряпья. Растительные волокна и тряпки размачивались в чане с краской и клеем. Размешивались и размельчались до состояния кашицы. Мастер – бумажник – зачерпывал кашицу формой, дном которой служила медная сетка, и ставил на доску над чаном. Когда вода стекала, он выкладывал непросохший лист бумаги на сукно, им же сверху снова покрывал бумагу. Потом еще один рыхлый слой бумаги, опять сукно – и так несколько раз. Получилось несколько листов. Вместе с сукном их клали под пресс, чтобы отжать лишнюю влагу. Сукно вынимали. Листы прессовали вторично и развешивали для просушки. Если через бумагу посмотреть на солнце, то можно было увидеть водяные знаки. Они появились с конца XIII в. Европейские мастера стали метить бумагу. Для этого на проволочной сетке делали орнамент, отпечатывавшийся на бумажном листе. У каждого мастера был свой орнамент, своя филигрань.
Как готовили чернила, чтобы писать по бумаге и на пергамене?
Чернила готовили из сажи, чернильных орешков, которые растут на дубовых листьях и «чернильного мешочка» каракатиц. Еще использовали железные опилки с вишневым клеем (смола). Варили чернила на квасе или меду. Для выделения первой строки использовали красную краску, которую добывали из растений – драконова кровь, на основе свинца – сурик, на основе ртути – киноварь. Пурпурная краска была самая дорогая. Ее добывали из морских моллюсков. Этот цвет стал символом императорской власти. С 470 года пурпурный цвет употреблялся только императорами для подписей указов. Для дорогих рукописных книг употребляли листовое или «твореное» золото или серебро. Листовое, раскатанное в тонкую фольгу золото или серебро, накладывалось на буквы, написанные клейким веществом.
«Твореным» называли драгоценный металл, растертый в порошок, на основе которого делалась краска. Серебро применяли редко.
В старину для переписки книг использовали чернила, приготовленные по различным рецептам. Например, вот как делались чернила по рецепту «О черниле копченом ко иконному и книжному письму»: «сначала нужно получить сажу; на кирпичи ставят несколько горшков с пробитым дном и заднюю сторону затвердить, чтоб копоть дымная вверх шла, а переднюю сторону под горшки подкладывать береста со огнем». При этом нужно было следить, чтобы сажа в горшках не загорелась, и своевременно снимать накопившийся слой. Потом сажу размешивали со слюной или вином, разбавляли водой, смешивали с вишневым клеем – камедью. В полученную смесь добавляли отвар из ольховой коры, красного сусла, чернильных орешков и железа. Чернила закупоривали в кувшине или в горшке и выдерживали некоторое время в тепле. Железные чернила готовили еще и так: брали куски ржавого железа, старые замки, ключи, цепи, гвозди и опускали в отвар из ольховой коры с добавленим кислого кваса или уксуса. «Первое, устрогав зелены корки ольховыя, без моху, молодыя, и в четвертый день положити кору в горшок, и налить воды или квасу доброго или сусла яшного [ячменного], а коры наклади полон горшок, и варить в пещи, гораздо бы кипело и прело довольно бы, день до вечера, и положи в горшок железины немного, и поставити горшок со всем, где бы место не студно, не тепло, и на третий день разлити чернило».
? Кто-нибудь пробовал готовить чернила сам?
Перочинный ножик
В древности пером служила заостренная камышовая тростинка. Писали костяными или металлическими перьями. А птичье перо стали применять уже в средние века. На Руси пользовались преимущественно гусиными, лебедиными и павлиньими перьями. Предварительно кончик пера расщепляли и заостряли ножиком. Поэтому перочинный ножик был всегда у писца.
Задача-путаница
На рынке Помпеи можно было встретить торговца , который при вас мог написать любой документ или письмо на бересте , обмакнув в красные чернила авторучку . Другие торговцы показывали шкуры быков с готовыми написанными стихами. А также можно было найти в какой-нибудь лавочке бумажную записную книжку и ручку , чтобы писать в ней.
Ответы на кроссворд к уроку 8
1. Киноварь. 2. Кожа. 3. Египет. 4. Клинопись. 5. Фелонь. 6. Алфавит. 7. Миниатюра. 8. Цера. 9. Стиль.