Синтаксический разбор придаточного предложения дорогу размыло дождем. Грамматический разбор предложения в русском языке: примеры. Как делать разбор предложения
Синтаксический разбор простого предложения прочно вошёл в практику начальной и средней школы. Это самый трудный и объёмный вид грамматического разбора. Он включает характеристику и схему предложения, разбор по членам с указанием частей речи.
Строение и значение простого предложения изучается начиная с 5 класса. Полный набор признаков простого предложения обозначается в 8 классе, а в 9 классе основное внимание уделяется сложным предложениям.
В этом виде разбора соотносятся уровни морфологии и синтаксиса: ученик должен уметь определять части речи, узнавать их формы, находить союзы, понимать способы связи слов в словосочетании, знать признаки главных и второстепенных членов предложения.
Начнём с самого простого: поможем ребятам подготовиться к выполнению синтаксического разбора в 5 классе. В начальной школе ученик запоминает последовательность разбора и выполняет его на элементарном уровне, указывая грамматическую основу, синтаксические связи между словами, вид предложения по составу и цели высказывания, учится составлять схемы и находить однородные члены.
В начальной школе используются разные программы по русскому языку, поэтому уровень требований и подготовка учащихся разные. В пятом классе я принимала детей, обучавшихся в начальной школе по программам образовательной системы "Школа 2100", "Школа России" и "Начальная школа XXI века». Отличия есть и большие. Учителя начальной школы проделывают колоссальную работу, чтобы компенсировать недостатки своих учебников, и сами "прокладывают" преемственные связи между начальной и средней школой.
В 5 классе материал по разбору предложения обобщается, расширяется и выстраивается в более полную форму, в 6-7 классах совершенствуется с учётом вновь изученных морфологических единиц (глагольные формы: причастие и деепричастие; наречие и категория состояния; служебные слова: предлоги, союзы и частицы).
Покажем на примерах отличия между уровнем требований в формате синтаксического разбора.
В 4 классе |
В 5 классе |
В простом предложении выделяется грамматическая основа, над словами обозначаются знакомые части речи, подчёркиваются однородные члены, выписываются словосочетания или рисуются синтаксические связи между словами. Схема: [О -, О]. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми. Сущ.(главное слово)+прил., Гл.(главное слово)+сущ. Гл.(главное слово)+мест. Нареч.+гл.(главное слово) |
Синтаксические связи не рисуются, словосочетания не выписываются, схема и основные обозначения такие же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми. Разбор постоянно отрабатывается на уроках и участвует в грамматических заданиях контрольных диктантов. |
В сложном предложении подчёркиваются грамматические основы, нумеруются части, над словами подписываются знакомые части речи, указывается вид по цели высказывания и эмоциональной окраске, по составу и наличию второстепенных членов. Схема разбора: [О и О] 1 , 2 , и 3 . Повествовательное, невосклицательное, сложное, распространённое. |
Схема остаётся той же, но характеристика иная: повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, которые связаны бессоюзной и союзной связью, в 1 части есть однородные члены, все части двусоставные и распространённые. Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля. |
Схемы предложения с прямой речью: А: "П!" или "П," - а. Вводится понятие цитаты, совпадающее по оформлению с прямой речью. |
Схемы дополняются разрывом прямой речи словами автора: "П, - а. - П." и "П, - а, - п". Вводится понятие диалога и способы его оформления. Схемы составляют, но характеристика предложений с прямой речью не производится. |
План разбора простого предложения
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
5. Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
6. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
7. Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
8. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
9. Записать характеристику предложения.
10. Составить схему предложения.
Для анализа мы использовали предложения из прекрасных сказок Сергея Козлова про Ёжика и Медвежонка.
1) Это был необыкновенный осенний день!
2) Обязанность каждого - трудиться.
3) Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли на своих писклявых скрипках.
4) У него нет ни папы, ни мамы, ни Ёжика, ни Медвежонка.
5) И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом.
6) И они сложили в корзину вещи: грибы, мёд, чайник, чашки - и пошли к реке.
7) И сосновые иголки, и еловые шишки, и даже паутина - все распрямились, заулыбались и затянули изо всех сил последнюю осеннюю песню травы.
8) Ёжик лежал, по самый нос укрытый одеялом, и глядел на Медвежонка тихими глазами.
9) Ёжик сидел на горке под сосной и смотрел на освещённую лунным светом долину, затопленную туманом.
10) За рекой, полыхая осинами, темнел лес.
11) Так до самого вечера они бегали, прыгали, сигали с обрыва и орали во всё горло, оттеняя неподвижность и тишину осеннего леса.
12) И он прыгнул, как настоящий кенгуру.
13) Вода, куда ты бежишь?
14) Может, он с ума сошёл?
15) Мне кажется, он вообразил себя... ветром.
Образцы разбора простых предложений
Задания, связанные с синтаксическим анализом текста, вызывают затруднения у школьников и студентов филфака. Грамотно проведенный синтаксический разбор предложения требует достаточно обширных знаний в области русского языка. Но, обладая базовыми понятиями, можно с успехом справиться с заданиями.
Что такое синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор – это анализ предложения по следующим критериям:
- Вид по цели высказывания.
- Вид по эмоциональной окраске.
- Количество основ (далее простое и сложное предложения разбираются согласно определенному порядку).
- Характеристика членов предложения.
- Конструкции, осложняющие предложение (если они есть).
- Пунктуационный разбор.
- Схема (если требуется).
Синтаксический разбор предложения бесплатно онлайн
Найти программу, способную правильно выполнить синтаксический разбор в полном объеме с учетом всех нюансов, достаточно трудно. Но все же в сети есть несколько сервисов, которые помогут в решении проблемы.
Ресурс Seosin.ru – наиболее популярный из имеющихся. При введении предложения в соответствующее окно можно получить синтаксический анализ текста.
Если для разбора требуется провести семантический анализ, лучше всего воспользоваться программой известной биржи «Advego».
Получить онлайн решение можно также от специалистов – филологов и лингвистов. Для этого нужно зайти на соответствующий форум (http://gramota.ru/, https://lingvoforum.net/,http://lingvo.zone/). Профессионалы обязательно помогут с разбором и дадут исчерпывающий ответ на самый сложный вопрос.
Сделать синтаксический разбор самостоятельно
Постичь все премудрости разбора можно, если внимательно прочитать приведенную ниже информацию и немного потренироваться.
I. Цель высказывания
В зависимости от цели, предложения делятся на:
- повествовательные (передают информацию, что-то сообщают, утверждают или отрицают. В конце таких предложений стоит точка или восклицательный знак);
- вопросительные (содержат вопрос, в конце ставится (обязательно!) вопросительный знак);
- побудительные (содержат побуждение, призыв, просьбу, требование). Характерны побудительная интонация, использование глаголов повелительного наклонения, частицы пусть, пускай, давай.
II. Эмоциональная окраска
Показателем является наличие восклицательного знака. Есть он – предложение восклицательное , нет – невосклицательное . Любое из предложений по цели высказывания может стать восклицательным.
III. Количество грамматических основ
По наличию основ предложения бывают простые и сложные . К простым относят те, в которых 1 грамматическая основа.
Соответственно в сложном предложении должно быть 2 или более основ.
III. 1. Порядок разбора простого предложения
Следует указать вид предложения по наличию главных членов.
К главным членам относятся подлежащие и сказуемое.
Подлежащее отвечает на вопросы кто и что? Может быть выражено практически любой частью речи.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает, что такое этот предмет, кто он такой, каков он, в каком состоянии находится? Также может быть выражено различными частями речи.
К второстепенным членам относятся дополнение (отвечает на вопросы косвенных падежей), определение (какой? чей?) и обстоятельство (где? когда? куда? сколько? и т.д.)
III. 1.1 Распространенные и нераспространенные предложения
Если предложение содержит только главные члены – оно нераспространенное . Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член – распространенное .
III. 1.2. Односоставное или двусоставное
Если в предложении есть подлежащее и сказуемое – предложение является двусоставным . Если только один главный член – односоставным .
III. 2. Разбор сложного предложения.
После определения вида простого или сложного предложения необходимо разобрать второстепенные члены, найти осложняющие конструкции и объяснить постановку знаков препинания.
Примеры синтаксического разбора
Синтаксический разбор предложения: Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе.
- 1 основа — простое,
- Основа — солнце (подлежащее) стояло (сказуемое). Второстепенные члены предложения: стояло (где?) на небе (обстоятельство). На небе (каком?) чистом (определение). Стояло (как?) уже довольно высоко (обстоятельство).
Синтаксический разбор предложения: Дождик прошел по садовой дорожке.
- Повествовательное, невосклицательное,
- 1 основа — простое,
- есть оба главных члена — двусоставное,
- есть второстепенные — распространенное.
- Основа — дождик прошел.
- Второстепенные члены: прошел (где или как?) по дорожке (обстоятельство). Дорожке (какой?) садовой (определение).
- Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.
Синтаксический разбор предложения: Меж редеющих верхушек показалась синева.
- Повествовательное, невосклицательное,
- 1 основа — простое,
- есть оба главных члена — двусоставное,
- есть второстепенные — распространенное.
- Основа — синева показалась.
- Второстепенные члены: показалась (где?) меж верхушек (обстоятельство), (каких?) синих (определение).
- Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.
Синтаксический разбор предложения: Старые рукописные книги ценились на вес золота.
- Повествовательное, невосклицательное,
- 1 основа — простое,
- есть оба главных члена — двусоставное,
- есть второстепенные — распространенное.
- Основа — книги ценились.
- Второстепенные члены: ценились (каким образом?) на вес золота (обстоятельство). Книги (какие?) старые рукописные (определение).
- Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.
Синтаксический разбор предложения: Лето было сухое, дожди почти не выпадали.
- Повествовательное, невосклицательное,
- 2 основы (лето было сухое и дожди не выпадали), поэтому производим разбор сложного предложения,
- 1 часть – нераспространенное,
- 2 часть – распространенное. Второстепенный член – обстоятельство (как?) почти.
- Бессоюзное.
- Части разделены запятой.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение - это слово или группа слов, которые связаны по смыслу, от одного слова к другому можно поставить вопрос. Предложение выражает законченную мысль.
Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.
Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью.
По цели высказывания предложения бывают : повествовательные, вопросительные. побудительные.
Повествовательное предложение - это предложение, в котором о чём-то сообщают (повествуют).
Вопросительное предложение - это предложение, в котором о чём-то спрашивают.
Побудительное предложение - это предложение, в котором побуждают к действию, советуют или просят что-то сделать.
По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
Восклицательное предложение - это предложение, которое произносится с сильным чувством. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).
Невосклицательное предложение - это предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства. В конце невосклицательного предложения ставится точка (.) или вопросительный знак (?).
В предложении есть главные и второстепенные члены.
Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое.
Подлежащее - это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее подчёркивается одной чертой.
Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называет то, что совершает предмет. Сказуемое отвечает на один из вопросов: что делает? что делают? что будет делать? что сделал? что сделает? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.
Члены предложения
Главные |
|
Примеры | Информация |
Подлежащее
- главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое - либо состояние, обладает определённым признаком.
Отвечает на вопросы: Кто? Что? |
|
Сказуемое
- главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
Отвечает на вопросы: |
|
Подлежащее и сказуемое - основа предложения. | |
Второстепенные
Примеры | Информация |
Дополнение
- второстепенный член предложения, который обозначает предмет.
Отвечает на вопросы косвенных падежей. |
|
Определение
- второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.
Отвечает на вопросы: |
|
Обстоятельство
- второстепенный член предложения, который обозначает время, место, способ действия.
Отвечает на вопросы: |
Предложения
1. Роль в языке Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль. 3. Виды предложений по количеству грамматических основ Простые - одна основа, сложные - две или более грамматических основ. 4. Виды предложений по цели высказывания Повествовательное (содержит сообщение); вопросительное (содержит вопрос); побудительное (побуждение к действию). 5. Виды предложений по интонации Восклицательное, в котором мысль сопровождается сильным чувством, и невосклицательное. 6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов Распространённые (кроме главных членов, есть и второстепенные) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы). 7. Виды предложений по усложненности Могут быть осложнены обращениями, однородными членами Синтаксический разбор предложения
Разбор предложения по составу называют синтаксическим. Он один из первых, который изучают в школе. Сначала процесс может вызывать трудности, однако, уже после двух разборов многие люди быстро находят все составляющие. Поможет в разборе знание частей речи, правила об основе и второстепенных членах предложения, понимание связи слов в словосочетании. Это проходят к концу начальной школы, поэтому ученики 5 класса выполняют разбор без труда.
Следование простому плану
Придерживаясь определённой последовательности, можно быстро сделать разбор. Для этого понадобится обратить внимание на такие этапы:
- Определить, к какому типу относится фраза: повествовательному, вопросительному или побудительному.
- По эмоциональному окрасу отличают восклицательное и невосклицательное предложение.
- Затем переходят к грамматической основе. Её нужно найти, обозначить способ выражения, указать, является предложение простым или сложным.
- Определить односоставность и двусоставность написанного.
- Найти дополнительные члены предложения. Они покажут, является оно распространённым или нет.
- С помощью определённых видов линий выделить каждый второстепенный член предложения. При этом над словом указывают, каким оно является членом предложения.
- Обозначить, имеются ли пропущенные члены предложения в предлагаемой фразе, что позволит определить, полным или неполным является высказывание.
- Имеются ли осложнения.
- Дать характеристику написанному.
- Составить схему.
Чтобы правильно и быстро провести синтаксический разбор, нужно знать, что представляет собой основа и второстепенные члены.
Основа
В любой основе имеется подлежащее и сказуемое. При разборе первое слово подчёркивается одной линией, второе – двумя. Например, «Наступила ночь ». Здесь грамматической основой выступает полная фраза. В ней подлежащее слово «ночь». Подлежащее не может находиться ни в каком другом падеже, кроме именительного.
По соседству находится сказуемое «наступила», которое описывает действие, совершённое с подлежащим. (Пришёл рассвет. Наступила осень.) В зависимости от того, простым или сложным является предложение, выделяют одну или две основы. В высказывании «Жёлтые листья опадают с деревьев» одна грамматическая основа. А здесь две основы: «Луна спряталась – наступило утро».
Перед синтаксическим разбором фразы необходимо найти дополнительные члены предложения:
- Чаще всего дополнение - это существительное или местоимение. Ко второму члену предложения могут добавляться предлоги. Оно отвечает на все вопросы падежей. Сюда не входит именительный падеж, так как он может быть только у подлежащего. Посмотри (куда?) на небо. Обсудим (что?) вопрос. В семантическом значении они стоят в одном ряду с существительным.
- Определение выполняет описательную функцию, отвечая на вопрос "Какой? Чей?". Часто сложно выявить член предложения из-за того, что оно бывает двух видов. Согласованное, когда два слова находятся в одном лице, роде, числе и падеже. Несогласованное выступает словосочетанием с управлением и примыканием. Например: "На стене висит книжная полка. На стене висит полка для книг" . В обоих случаях можно задать вопрос: какая? Однако отличием является согласованность и несогласованность определения.
- Обстоятельство описывает образ действия, время. Считается самым обширным членом предложения. Мы встретились (где?) в магазине. (Когда?) Вчера мы ходили в кино. Я (как?) легко сделаю упражнение. Это приводит к тому, что обстоятельство часто путают с дополнением. Здесь важно правильно поставить вопрос от главного слова к зависимому.
Взаимосвязь при написании
Важно сказать, что все второстепенные члены обязательно связаны с одним из главных слов. Определение находится в составе подлежащего, поэтому вопросы задают именно от этого члена предложения. А вот дополнение и обстоятельство связано со сказуемым.
На письме при разборе следует обозначить второстепенные члены. Если подлежащее и сказуемое подчёркивают одной и двумя линиями соответственно, то дополнение выделяют пунктирной линией, определение – волнистой, обстоятельство – точкой и тире. При синтаксическом разборе следует обязательно указывать в графическом варианте, чем является каждое слово.
Практическое занятие
Рассмотрим простое предложение:
Зимой туристы отправляются на горнолыжный курорт.
Начинают с основы. Здесь она представлена словосочетанием «туристы отправляются». То есть подлежащее - туристы, сказуемое – отправляются. Это единственная основа, значит, написанное является простым высказыванием. Так как имеются дополнительные члены, то оно является распространённым.
Теперь можно заняться поиском дополнений. Здесь при написании его не использовали. За ним следует определение: на (какой?) горнолыжный курорт. И можно выделить обстоятельства. Отправляются (куда?) на курорт, отправляются (когда?) зимой.
Вот так выглядит предложение при разборе по составу: Зимой (обст.) туристы (подл.) отправляются (сказ.) на горнолыжный (опр.) курорт (доп.).
Пример сложного предложения:
Солнце зашло за тучу, с неба пошёл мелкий дождь.
Сначала ищем основу. В предложении речь идёт о солнце и дожде. Значит, основы в предложении две: солнце зашло, и дождь пошёл. Теперь нужно найти дополнительные члены предложения в каждой основе. Зашло (куда?) за тучу; пошёл (какой?) мелкий, пошёл (откуда?) с неба.
Вот так нужно разбирать распространённые предложения по составу:
Мальчик сидел на крыше дома и смотрел на звёздное небо, притягивающее взгляд.
(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным определением, выраженным причастным оборотом).
Здесь основа – мальчик сидел и смотрел, поэтому сказуемых два. Находим второстепенные члены предложения. Сидел (где?) на крыше (чего?) дома. Смотрел (куда?) на небо, (какое?) звёздное. Небо (какое?), притягивающее взгляд.
То есть после нахождения всех составляющих высказывания, оно будет выглядеть так:
Мальчик (подл.) сидел (сказ.) на крыше (обст.) дома (доп.) и смотрел (сказ.) на звёздное (опред.) небо (обст.), притягивающее взгляд (опред.).
Синтаксический разбор предложения делать несложно. Главное, придерживаться шагов, начиная с поиска главных членов предложения. Они являются основой. Затем переходят к второстепенным. В конце разбора каждый из них подчёркивают определённой линией.
Видео
Из видео вы узнаете, как правильно сделать синтаксический разбор предложения.
У многих пользователей ПК может возникнуть потребность в синтаксическом разборе предложения. Это может быть вызвано занятиями по стандартной школьной программе, обучением филологии и лингвистике в университете, или другими смежными целями, связанными с синтаксическим анализом словесных конструкций. При этом сам синтаксический разбор предполагает обладание необходимой базой знаний, потому у ряда пользователей может возникнуть потребность каким-либо образом облегчить данный процесс, в частности, за счёт задействования вспомогательных онлайн-ресурсов. В данном материале я расскажу, как выполнить синтаксический разбор предложения режиме онлайн, и какие ресурсы нам в этом помогут.
Как известно, классический синтаксический анализ предложения производится по следующему алгоритму:
- Определение цели высказывания предложения (повествовательное, побудительное, вопросительное);
- Определение эмоциональной окраски предложения (восклицательное-не восклицательное);
- Определение количества грамматических основ у предложения (одна основа – простое предложение, две и более основы — сложное);
Если предложение простое , тогда необходимо также определиться односоставное оно или двухсоставное, распространённое или нет, осложнённое или нет, какими частями речи выражены члены предложения, составить схему предложения.
Если предложение сложное , тогда необходимо определить союзная или бессоюзная связь, способ связи (интонация, подчинительная, сочинительная), определить тип сложного предложения (бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное) и так далее.
Синтаксический разбор предложений онлайн – особенности реализации
Обилие синтаксических параметров и богатство вариантов составления предложений делают синтаксический анализ с помощью роботизированных систем довольно сложным. Потому в сети существует довольно малое количество ресурсов, осуществляющих синтаксический или смежный анализ предложения (текста). Ниже я опишу ряд таких ресурсов, и расскажу, как ими пользоваться.
Seosin.ru — ресурс позволяет выполнять анализ текста
Ресурс seosin.ru – один из наиболее известных ресурсов такого плана. Возможности данного сайта, по заявлению разработчиков, позволяют проводить морфологический и синтаксический анализ текста онлайн, в результате чего пользователь получает статистику об имеющемся тексте.
Для работы с данным ресурсом перейдите по указанной ссылке, вставьте текст в окно, введите контрольное число внизу, и нажмите на «Анализировать».
Advego — семантический анализ текста
Популярная биржа контента «Advego » может похвалиться встроенным инструментом для семантического анализа текста, который также может пригодиться в синтаксическом анализе. Данный инструмент определяет общее количество используемых слов, число значимых и уникальных слов, количество «воды» и так далее.
Для работы с ресурсом необходимо пройти регистрацию. Затем перейдите во вкладку «SEO-анализ текста» сверху, на открывшейся странице вставьте в специальное окно требуемые текст, и нажмите на «Проверить».
Инструмент семантического анализа на «Адвего»
Ресурс erg.delph-in.net
Ресурс erg.delph-in.net является мощным лингвистическим инструментом, позволяющим проводить синтаксический анализ различных англоязычных предложений с помощью таких средств как Linguistic Knowledge Builder , PET System parser, Answer Constraint Engine generator, и других.
Для работы с данным сервисом перейдите на ресурс erg.delph-in.net, вставьте ваше англоязычного предложение в специальную строку, и нажмите на кнопку «Analyze» справа. Система обработает предложение и выдаст вам результат.
Форумы
Помочь выполнить синтаксический анализ предложения онлайн вам могут соответствующие филологические и лингвистические форумы (в частности, gramota.turbotext.ru , lingvoforum.net и другие). Вы можете зарегистрироваться на одном из таких форумов, и в своём посте попросить специалистов помочь в синтаксическом разборе нужного вам предложения.
Заключение
Проведение синтаксического разбора предложения предполагает владение соответствующей базой знаний, без которой такой разбор будет попросту невозможно. При этом имеющиеся в сети ресурсы по данной теме довольно скудны, и вследствие ряда концептуальных причин не могут осуществить полноценный синтаксический разбор предложения (особенно это касается русскоязычных ресурсов). Потому в этом плане рекомендую или пополнить свою базу знаний, или обратиться за помощью на форумы филологов – вам обязательно помогут в необходимом синтаксическом разборе.