Что такое воздух для детей детского сада. «Что такое воздух» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему. Игра «Чудесный сундучок»
Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан Восточный межрайонный центр социальной помощи семье и детям
Конспект занятия по экологии
для детей дошкольного возраста
«УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
Составила:
Воспитатель социального приюта
для детей и подростков в г. Белорецк
Д. Ф. Динеева
Белорецк 2016
Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Программное содержание:
Расширять знания детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость.
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.
Оборудование: стаканчики, трубочки, зубочистки, бутылочки, шарики, целлофановые мешочки, таз, резиновые игрушки, куски резины по количеству детей; воздушные фломастеры, альбомные листы по количеству детей, салфетки.
Методы и приемы: наблюдение, показ фотографий, беседа, эксперимент, сравнение, музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся (приветствие детей).
А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Игра на общение.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется. –
ДОБРОЕ УТРО!
Ребята, а скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
Правильно! А что необходимо для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. А о чем мы будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вы знаете, сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут)
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов. Опыт – это метод, при помощи которого исследуют (изучают) явления природы и жизни. А помещение, в котором проводят опыты, называется лаборатория (показ фотографий).
Хотите стать учеными и побывать в лаборатории? (ответы детей) Для этого нам нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:
«Вокруг себя все повернитесь
И в ученых превратитесь». (Дети поворачиваются вокруг себя)
Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории. Садитесь за столы (дети садятся)
Ну как товарищи ученые, вы готовы к проведению опытов? (ответы детей) Для начала я вам напомню о правилах поведения в лаборатории: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Хорошо. Давайте проверим. Возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Воздух можно почувствовать.
А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух при помощи трубочки и емкости с водой»
Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и емкости с водой увидели воздух.
Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
Если подуть в баночку или бутылочку, крышку от фломастера, из-под баночек или сдуть шарик.
Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
А еще у нас на столе есть надутый шарик. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (писк, воздух)
С помощью чего мы услышали воздух? (нам помогли баночки, бутылочки и шарики)
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (прослушать звуки ветра).
Физкульминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Эксперимент № 4 «Имеет ли воздух вес?»
Ребята, у вас на столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины. Возьмите кусочек резины и опустите его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Это техника называется кляксография.
Хотите попробовать?
Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха рисовать. Для этого у меня есть воздушные фломастеры (показывает технику кляксографии: нужно на альбомный лист положить трафарет, открыть фломастер, поменять колпачок местами и дуть в него, направляя фломастер на трафарет).
(Дети пробуют рисовать, звучит спокойная музыка)
Я вижу, что вам понравилось быть учеными. Настало время возвращаться обратно.
«Вокруг себя повернитесь,
И в детей превратитесь». (Говорим волшебные слова, закрывая глаза)
Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)
Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Что вы сегодня узнали нового?
Наше занятие подошло к концу, все вы были внимательными, активными.
Молодцы, ребята!
Самоанализ
Мною проведено занятие из области «Познание». Была поставлена основная цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость.
Для достижения цели занятия я использовала методы: эксперимент, беседа, сравнение, наблюдение, показ фотографий, музыкальное сопровождение. Дети учились устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Я считаю, что цель была достигнута, дети усвоили основные свойства воздуха.
Во время опытов учила ребят соблюдать правила безопасности, способствовала развитию мышления, памяти, речи, ввела новые понятия и слова: лаборатория, кляксография; поддерживала интерес к познавательной деятельности при помощи создания проблемных ситуаций.
На протяжении всей деятельности старалась вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
При помощи наводящих вопросов поддерживала любознательность, призывала к бережному отношению к окружающей среде.
Развитию творчества способствовало знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.
Считаю, что занятие было результативным, задачи, которые ставила перед собой – выполнены, цель достигнута.
Сообщение про воздух для детей расскажет что такое воздух, какие свойства воздуха и какая роль воздуха. Рассказ о воздухе для детей может быть дополнен интересными фактами.
Доклад про воздух
Без воздуха на Земле не было бы жизни. Воздух необходим для дыхания всему живому: и растениям, и животным, и человеку . Воздух - это смесь газов . В состав воздуха входят азот, углекислый газ, кислород.
Воздух заполняет все свободные места, и даже самые маленькие щели. Прозрачный стакан только кажется пустым. Попробуйте, медленно наклоняя его, погружать в воду. По мере заполнения стакана водой, из него крупными пузырями будет выходить воздух.
Значение воздуха в природе и жизни человека
1) Воздух необходим человеку для дыхания
2) Воздух необходим растениям для фотосинтеза
3) Воздух необходим животным для дыхания
4) Воздух необходим для дыхания обитателей водной среды
5) Воздух используют в промышленности для сжигания топлива
6) Воздух используют в быту для сжигания топлива
7) Под действием воздуха и бактерий отжившие органические вещества превращаются в минеральные соединения.
8) Воздух необходим для выветривания горных пород и для почвообразования
Также благодаря воздуху летают самолёты, вертолёты, птицы. Подъёмная сила, удерживающая их в полёте, возникает за счёт обтекания воздухом изогнутых поверхностей их крыльев.
Воздушный океан, окружающий нашу планету, удерживается силами земного тяготения. Если бы Земля потеряла свою воздушную оболочку, то превратилась бы в безжизненную, лишенную растительности, пустыню.
Из чего состоит воздух?
Воздух - это смесь газов. Представьте, что круг - это весь воздух вашей планеты. Разделим его условно на 4 части. Большую часть вашего воздуха, ¾ (три четверти), составляет газ, который называется «азот». Но для дыхания вам нужен другой газ - кислород. Его в составе воздуха чуть-чуть меньше ¼ части. Остальную часть воздуха составляют другие газы, среди которых значительную часть занимает углекислый газ. Углекислый газ вы выделяете при дыхании.
Каковы свойства воздуха?
- Воздух невидимый и бесцветный.
- Чистый воздух запаха не имеет.
- Воздух не имеет вкуса
- Воздух не имеет форму.
- Воздух упругий
- Воздух легче воды, то есть менее плотный, чем вода.
- Воздух - плохо проводит тепло.
- При нагревании воздухрасширяется, а при охлаждении сжимается.
Где самый чистый и полезный воздух?
Для нашего дыхания нужен чистый воздух с достаточным содержанием кислорода. Но в городах, где все дороги забиты автомобилями, воздух загрязнен их выхлопными газами. Добавляют загрязнения и выбросы из заводов и фабрик.
Зато в лесах и парках дышится очень легко, потому что наши зелёные помощники поглощают вредный углекислый газ, а выделяют кислород. Вырабатывают кислород и морские водоросли, поэтому воздух на морском побережье так целебен.
Но сейчас люди стараются уменьшить вредные выбросы в атмосферу. Создаются автомобильные двигатели, работающие на электрической и даже солнечной энергии. Вместо дымящих труб тепловых строят атомные и солнечные электростанции.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №59 «Колокольчик» г. Мытищи
Конспект открытой образовательной деятельности
Исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух и его свойства»
Образовательная область «Познание»
воспитатель 2 квалификационной категории
2013г.
Программное содержание:
Цель : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи :
Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
Развивать навыки проведения опытов;
Расширять и активизировать словарь детей;
Поощрять выдвижение гипотез;
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Развивать психические качества (ощущение, восприятие, память, внимание, речь), мыслительные операции, познавательные интересы, наблюдательность, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление;
Развивать умения слушать, управлять своим поведением, работать в коллективе.
Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Гипотезы:
Воздух постоянно нас окружает;
Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
Воздух легче воды;
Воздух есть внутри предметов;
Воздух есть внутри людей;
Без воздуха не возможна жизнь;
Воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
Ветер - движение воздуха.
Предварительная работа: наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы, показ презентации « Свойства воздуха».
Словарная работа: бесцветный, газ, невидимый. Учить отвечать на вопросы распространенными предложениями, участвовать в диалоге.
Взаимосвязь с другими областями: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Материалы к занятию:
Баночки с «запахом»;
Фольга (по количеству детей);
Спасательные нарукавники;
Миска (желательно стеклянная) 2 шт;
Стакан;
Игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые;
Сундучок;
Стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей;
Чеснок, чеснокодавилка;
Веера по количеству детей;
Песочные часы;
Воздушные шары по количеству детей;
Кружки из бумаги по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка ;
Фонограмма «Шум моря».
Использованная литература:
- Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» , М., «Вако», 2007
- Каменева Л.М. « Как знакомить дошкольников с природой», М., «Просвещение»,1978
- Иванова А.И. «Экологические эксперименты и наблюдения в детском саду», М., «Сфера», 2004
- www.pedagoginfo.com
- www.wiki.rdf.ru
Ход ООД.
Воспитатель : Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
Интересно, а кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух! А вы, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: воздух прозрачный, через него все видно, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Ребята, а давайте докажем, что воздух всё-таки есть!
Воспитатель показывает стакан. Как вы считаете этот стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь?
А сейчас мы это проверим.
Опыт « Пузырьки воздуха»
Воспитатель: каждый возьмите стакан и проделайте тоже самое. Стакан держите прямо и опускайте медленно. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан?
Давайте сделаем вывод: в стакане есть воздух, это он не пускает туда воду.
А теперь я снова предлагаю опустить стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а чуть наклонив.
Что появляется в воде? (пузырьки). Откуда они появились? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода)
А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный)
Именно поэтому воздух называют невидимкой.
А что еще бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в группе (стекло, лампочка)
Воспитатель: чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт. «Поиск воздуха» (с воздушными шарами).
Воспитатель : Возьмите воздушный шарик. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в шарик воздух и закручиваем его. Шар полон воздуха. Воздух занял всё место в шарике. Можно сделать вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в шарике. Предлагаю вам еще и услышать его. А для этого спустите наши шарики.
Опыт. «Образование звука».
Воспитатель : а теперь возьмите кусочек фольги и приложите к губам и подуйте вдоль на нее так, чтобы получился звук. Как можно услышать звук? Что происходит?
Дети: мы вдыхаем струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук.
Воспитатель: можно сделать вывод, что звук возникает, когда дрожит воздух.
Опыт с нарукавниками.
Воспитатель: летом я видела, как люди используют такой «запертый», пойманный воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! А вот у меня есть детские спасательные нарукавники. Давайте из них выпустим воздух. Воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать. Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? (Достает сундучок).
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и раскладывают в два тазика).
Воспитатель: молодцы, ребята! Помогли! Теперь вы знаете, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. А теперь немножко отдохнем.
Физкультминутка.
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики (на столах стоят стаканчики с водой и трубочками).
Теперь мы знаем, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?
Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт. «Воздух в человеке» .
Воспитатель : Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель : Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Дети : Через нос.
Воспитатель : Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети : Нет.
Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его. Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Давайте, лучше зажмем носики, и не будем дышать.
Опыт «Не дышу».
Ставит песочные часы, а ребята зажимают нос и стараются не дышать
Воспитатель : вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Ребята, как вы думаете, почему?
Дети: всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Воспитатель: а давайте, избавимся от запаха чеснока. Как вы думаете, что для этого нужно сделать?
Дети: проветрить комнату.
Воспитатель: ребята, хотите устроить ветер?
Дети: Да.
Опыт «Ветер».
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: значит, когда воздух движется, получается ветер.
А как вы думаете, что это такое ветер? (Ветер - это движение воздуха в природе) Вам приходилось его чувствовать? Какой бывает ветер?
Дети: Слабый ветерок называется - бриз. Ветер посильнее, когда на море волны поднимаются, такой ветер называется шторм. А очень сильный ветер, когда в море переворачиваются корабли, такой ветер называется - ураган.
Релаксация «На берегу моря»
Закройте глаза, мы с вами отдохнем.
Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышется трава на лугу. Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром природы. Я хочу жить в мире с природой.
Воспитатель: итак, воздух окружает нас. Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух, если он чистый, запаха не имеет. Но он хорошо присваивает чужие запахи.
Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т.д.). Предлагаю в этом убедиться.
Опыт «Есть ли вкус и запах у воздуха?»
Воспитатель: в баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках.
Вывод: собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Ребята, скажите, а воздух имеет вкус? Мы можем его попробовать? Откройте рот и вдохните. Что-нибудь чувствуете?
Дети: нет.
Воспитатель: какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?
Дети: воздух не имеет вкуса.
Воспитатель: как много мы сегодня узнали о воздухе!
Что воздух постоянно нас окружает;
Что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
Что воздух легче воды;
Что воздух есть внутри предметов;
Что воздух есть внутри людей;
Что без воздуха не возможна жизнь;
Что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;
Что ветер - движение воздуха.
Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка: один красный и один синий. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны -поднимите синий кружок, если не согласны- красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!
Воздух окружает нас со всех сторон.
Воздух можно услышать
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Воздух имеет свой вкус.
Чистый воздух не имеет запаха.
Человек может жить без воздуха.
Ветер- это движение воздуха.
Ребята, я благодарю вас за внимание. На память вы можете взять себе воздушный шар, чтобы дома поймать нашего нового знакомого невидимку.
И нам, ребята, пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!
Программное содержание:
- Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.
- Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
- Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы.
- Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
- Расширять и активизировать словарь детей.
- Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Демонстрационный и раздаточный материал для экспериментирования:
- Емкости с водой, пустой стакан, бумажный круг.
- Стаканы с водой, соломинки.
- Пакеты, шары, вертушки, веера, мыльные пузыри.
- Чеснок, лук, лимон, пустая, пластиковая бутылка.
Предварительная работа:
- Предварительная работа с детьми о свойствах воздуха.
- Беседы по темам: «Кому нужен воздух?», «Какой воздух бывает?».
- Наблюдения в природе за ветром, сезонными явлениями.
- Чтение литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
- Словарная работа.
Интеграция образовательных областей:
Познание:
Образовательная: Наблюдение за природными явлениями, изменениями, развивать познавательные интересы, внимание, память, воспитывать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Развитие речи:
Образовательная: Развивать диалогическую речь детей, учить грамотно, составлять предложения. Развивать слуховое и зрительное внимание, речевую активность. Учить грамотно, делать выводы.
Методические приемы:
- Словесный.
- Игровой.
- Практический.
- Экспериментальный.
- Наглядный.
Ход занятия
Дети проходят в группу из спальни. Ребята к нам пришли сегодня гости, давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются.) В прошлом году они уже у нас были, вы помните? Сейчас мы стали старше, и узнали много нового и интересного. Предлагаю вам рассказать и показать, что нового и интересного вы узнали!
Воспитатель: А сейчас загадаю вам загадку, а отгадка и будет темой нашей беседы!
Ты без него не можешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить
И даже честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня
Воспитатель: что это?
Дети: Воздух. (Показ иллюстрации «пузырьки воздуха».)
Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. А зачем нам нужен воздух?
Дети: Воздух необходим человеку, животным и растениям для дыхания. Без воздуха жизнь на Земле невозможна.
Воспитатель: Воздух есть везде и на воде и на суше, наша планета Земля окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера. (Показ иллюстрации земли окруженной атмосферой.)
Я предлагаю посмотреть мультик «Зачем нужен воздух?» (Просмотр.)
Воспитатель: Понравился вам фильм? А сейчас мы с вами закрепим, что нового узнали! Сколько слоев воздуха нас защищает? (ответы детей). Что образуется в первом слое (облака, дождь, снег). Правильно, молодцы и этот слой называется тропосфера. Что происходит во втором слое (летают самолеты). Молодцы, а слой называется стратосфера. Ну, а что же в третьем слое происходит? (там сгорают метеориты). Вы очень внимательные! Ну и остался последний слой, там очень красивое явление происходит, как называется? (северное сеяние). Правильно и все эти слои называются атмосфера, с этим словом мы уже с вами знакомы. Что снами будет если на земле не будет воздуха? (не будет жизни).
Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним с какими свойствами воздуха мы уже знакомы? (показ картинок по которым дети рассказывают о свойствах воздуха) Молодцы, вы много знаете о воздухе.
Воспитатель: А вы знаете, что происходит с воздухом при нагревании? (Ответы детей.) Я вам сейчас покажу!
Воспитатель: Беру пустую бутылку, на которую одет шарик, опускаю в горячую воду – шарик надувается, при опускании в холодную воду – сдувается. Знаете почему так происходит? (Ответы детей.) Воздух нагрелся, расширился, вышел из бутылки и надул шарик, а потом мы бутылку поставили в холодную воду, он охладился и снова возвратился в бутылку. Воздух состоит из множества маленьких частичек.
Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в частички воздуха, при комнатной температуре частичкам хорошо, они двигаются по всему пространству (Я говорю, тепло и мы начинаем двигаться по комнате.) Вдруг стало холодно, воздух сжимается и частички, стали прижиматься друг к другу. (Я говорю, холодно и вы начинаете прижиматься друг к другу.) Будьте внимательны! Молодцы очень внимательные!
Воспитатель: Ребята, а давайте поищем, где еще есть воздух. Вот у меня есть стакан, как вы думаете, что в этом стакане?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: А давайте мы с вами сейчас проверим (беру стакан и помещаю аккуратно в воду, чтоб в стакан не попадала вода). Ребята посмотрите, стакан вроде пустой, но я не могу опустить его на дно, как вы думаете, что мне мешает?
Дети: (воздух).
Воспитатель: Правильно, молодцы и сейчас мы с вами это проверим (дети берут стаканчики и опускают в воду, из воды появляются пузырьки воздуха) Что мешало опустить мой стакан на дно? (воздух) А когда мы с вами выпустили воздух, что произошло? (Ответы детей.) Пузырьки воздуха поднимаются в вверх, потому что воздух легче воды.
Воспитатель : А внутри нас есть воздух. (Ответы детей.) Давайте, мы это проверим! Возьмите трубочки и подуйте в стакан с водой, мы дуем в трубочку что выходит?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель : Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы его видим?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А в какое время года мы можем увидеть воздух?
Дети : Зимой, изо рта выходит пар.
Воспитатель : Сейчас сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. (Дети выполняют.) Трудно было вам без воздуха?
Дети: Да трудно, хочется сразу вдохнуть воздух.
Воспитатель : Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду. Как надо правильно дышать?
Дети: Через нос.
Воспитатель: Положите ладошку на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание.
1. Тихо – тихо мы подышим.
Сердце мы свое услышим. (Вдох через нос, пауза 4 секунды, плавный выдох через нос.)
2. Мы вдохнули глубоко
Дышим мы легко – легко, (Медленный вдох, пауза 4 сек. Выдох.)
3. Подыши одной ноздрей.
И к тебе придет покой. (Продолжительный вдох – выдох левой-правой ноздрей.)
4. Нужно глубоко вздохнуть,
Чтобы свечку нам задуть. (свободный вдох, задержка дыхания, «губы трубочкой», три коротких выдоха.)
Воспитатель : Ребята, а для чего человеку надо правильно дышать?
Дети: Чтобы не болеть.
Воспитатель : Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые - экологи. Грязный воздух вызывает разные болезни у людей. А сейчас давайте поиграем, я разложу картинки, где изображен грязный воздух и чистый, а вы по очереди подойдете и возьмете по одной картинки. Как вы думаете, что загрязняет воздух на этих картинках, а что наоборот делает воздух чистым и полезным?
Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….
Воспитатель : Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
Дети : Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.
Воспитатель : Молодцы, правильно.
Воспитатель: Что мы знаем о воздухе?
Дети : Воздух невидимый, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Воспитатель : Все правильно, молодцы! Ребята хотите, я покажу вам фокус. Я попросила друзей и они привезли мне горный воздух, там много деревьев, озер и они поместили этот воздух в шарик. Это полезный воздух? А сейчас я возьму иголку и проткну его. Что должно произойти с шариком? (Ответы детей лопнет.) А что произошло? Ответы детей (шарик не лопнул). Это не обычный шарик с необычным полезным воздухом. Если вы будете следить за своим здоровьем, заниматься спортом, много гулять, кушать полезную пищу, то вам как и шарику не будет страшна не какая болезнь, а шарику иголка! А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем собираться на улицу, дышать, как вы думаете каким воздухом? Ответы детей (полезным).
Литература:
- Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Издательство, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2012 год.
- Воздух невидимка. И. А. Рыжова.
- Большая книга экспериментов. Издательство Эксмо. 2010 год.
- Моя первая энциклопедия. Планета Земля. М. Эксмо 2013 год.
- Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей. М. Щетинин. Издательство Метафора 2011 год.
- «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь 2009 г.
Разделы: Работа с дошкольниками
Экспериментальная деятельность старших дошкольников, является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.
Цель экспериментального обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Задачи:
- закрепить знания детей о свойствах воздуха:
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме;
- развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать; воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире;
- воспитывать экологическую культуру;
- воспитывать аккуратность при работе.
Ход экспериментальной деятельности
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
На первом этапе работы приготовили карточки с различными изображениями – темами будущих исследований. Детей посадили кружком, в центре поставили небольшой столик так, чтобы каждому было видно всё происходящее. Как только все удобно устроились, карточки с темами будущих исследований выложили на столе, и объявили: «Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные.
Темы постарались подобрать так, чтобы они давали возможность использовать не только метод наблюдения, но и провести собственные эксперименты: вода, воздух, земля, огонь, магнит, бумага, камень, мыло, хлеб. Сначала рассмотрели все представленные карточки и выяснили: «Что же обозначает то, или иное изображение?». После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети остановили свой выбор на теме «Воздух». Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему, закрепили на магнитной доске. Остальные аналогичные карточки (с «темами исследования») пока убрали. Объяснили исследователям: «Их задача – получит как можно больше новых сведений о том, что является предметом их исследования и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад».
Начали с обычных проблемных вопросов: «Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный?», «Что мы должны сделать в начале?». Как мы и предполагали дети назвали основные методы проведения исследования, но о том, что в первую очередь «необходимо подумать самому» не высказал предположения никто. Пришлось подводить детей к нужной идее. Рассказали ребятам о том, что человек без пищи может прожить две недели, без воды – три дня. А вот без чего человеку будет очень сложно прожить больше трёх минут? Спросили сначала у детей, что такое воздух и как можно его увидеть и почувствовать. Ребята не смогли ответить на поставленные вопросы, что нас нисколько не удивило. Затем составили план исследования, используя готовые карточки из книги А.И.Савенкова «Методика исследовательского обучения дошкольников», в соответствии с которым проводилась вся дальнейшая работа.
Все мы слышали, что нас постоянно со всех сторон окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха, а все разговоры, лишь домыслы перемудривших ученых? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Условились с ребятами, что будем обозначать воздух следующим символом-круг в центре, которого стоит точка .
1. «Воздух существует!»
Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в стакане остается сухой.
Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – газ. Он не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство
Вывод: Воздух существует!
2. «Воздух – невидимка»
Пусть ребята положат ладошку на грудь и почувствуют, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим.
Предложите детям ладошками зажать рот и нос, а сами посчитайте вслух, сколько времени (в условных единицах) они могут не дышать. Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка».
Вывод: Человеку необходим воздух, что бы жить. Воздух бесцветный, прозрачный (через него всё видно).
3. «Воздух не имеет вкуса»
Предложите детям вдохнуть ртом воздух.
Вывод: Воздух – безвкусный.
4. «Воздух не имеет запаха»
Предложите детям вдохнуть носом воздух. Затем возьмите лимон, чеснок, одеколон и предложите ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи,
которые распространяются по помещению.
Вывод: Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.
5. «Мы дышим воздухом»
Возьмите стаканы с водой и соломинки для коктейля, и пусть дети выдыхают воздух через соломинку в воду. В стакане появятся пузырьки воздуха. Это выходит воздух из наших лёгких. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
Вывод: Мы дышим воздухом.
6. «Сколько воздуха в лёгких»
Наполните доверху пластиковую бутылку водой, закройте крышкой. Затем опустите бутылку горлышком в ёмкость с водой, снимите крышку (бутылку необходимо держать под водой), вставьте в горлышко под водой трубку от медицинской капельницы. Устройство готово. Попросите ребёнка набрать в лёгкие как можно больше воздуха и дуть изо всех сил в шланг. Воздух будет из лёгких поступать в бутылку и вытеснять воду, то есть в верхней части бутылки будет образовываться пустота. Чем больше воздуха ребёнок сумел набрать в свои лёгкие за один вдох, тем больше воды он сумеет вытеснить из бутылки.
Вывод: Воздух вытесняет воду.
7. «Весёлые пузырьки»
Дайте, детям пустую пластиковую бутылку, и попросите опустить её в таз с водой. Из горлышка бутылки начинают выходить и подниматься вверх воздушные пузырьки.
Вывод: Бутылка не пустая – в ней воздух. Воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что воздух легче воды.
8. «Дрессированные изюминки»
Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!».
И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.
Вначале изюминки тонут, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.
Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.
9. «Поймаем воздух»
Дайте детям полиэтиленовые пакеты и помогите им захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Пакеты становятся похожи на подушечки.
Вывод: Воздух не «невидимка». Его можно увидеть, заключив в оболочку.
10. «Весёлые игры»
Предложите детям поиграть с мыльными пузырями и воздушными шарами (этим вы докажите, что воздух легкий). Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием.
Вывод: Воздух очень лёгкий.
11. «Есть ли вес у воздуха?»
Проделаете три отверстия в линейке (длинной не менее 30 см) два по краям и одно точно в центре. Привяжите один конец шнура к центральному отверстию, а другой, например, к спинке стула.
Надуйте большой воздушный шар и привяжите его к одному из отверстий на конце линейки. Ко второму отверстию привяжите баночку или коробочку. Поместите в баночку немножко песка или риса, чтобы уравновесить воздушный шар. Позвольте воздуху понемногу выходить из шарика (приклейте к шарику кусочек скотча и проткните его иголкой). Равновесие нарушается, баночка с грузом опускается вниз.
Вывод: Когда воздух выходит из шарика, шарик становится легче. Следовательно – воздух имеет вес.
12. «Какой воздух легче?»
Для этого эксперимента понадобятся наши самодельные весы из предыдущего опыта. Привяжите к одному концу весов легкую пластиковую бутылку или банку вниз отверстием. Уравновесьте весы с помощью песка или любой крупы.
Зажгите свечу и держите её так, чтобы пламя находилось под отверстием банки. Равновесие нарушилось. Банка с нагретым воздухом поднимается вверх.
Вывод: Горячий воздух легче холодного занимающего тот же объем.
13. «Живая змейка»
Предложите рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить). Продемонстрируйте ребёнку вращение змейки над горящей свечой. Змейка вращается, но не опускается вниз. Проведите рукой ребёнка над пламенем, чтобы определить, что воздух над свечой теплее.
Вывод: Тёплый воздух, поднимаясь вверх, не даёт змейке опускаться. Воздух движется и заставляет вращаться бумажную спиральку.
14. «Воздух движется»
Предложите ребятишкам помахать веером около лица. Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, и дети ощущают лёгкий ветерок.
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
15. «Выпуклый и “впуклый” шарик»
Налейте в стеклянную бутылку тёплой воды и дайте ей прогреться несколько минут. Затем воду вылейте. Срежьте колечко на горловине шарика и натяните шарик на горлышко бутылки. Он надуется и будет похож на гриб.
Теперь поставьте бутылку в миску с холодной водой и посмотрите, как шарик втянется в её горлышко.
Вывод: Охлаждаясь, воздух в бутылке сжимается, съёживается и занимает всё меньше места. На освободившееся место устремляется более тёплый воздух снаружи. И шарик, который закрывает ему доступ в бутылку, втягивается внутрь.
16. «Сопротивление воздуха»
Возьмите два одинаковых куска обычной газетной бумаги. Скомкайте один из листов. Поднимите руки высоко вверх и отпустите бумагу падать в свободном падении. Вы увидите, что лист смятой бумаги сразу падает на землю. Плоский лист медленно плывет вниз.
Вывод: Воздух сопротивляется движению объектов. Чем больше поверхность объекта, тем труднее для объекта перемещаться по воздуху. Плоский лист бумаги имеет большую поверхность, чем смятый комок. Легковые автомобили, поезда и самолеты имеют обтекаемую форму, чтобы уменьшить площадь поверхности сопротивления воздуху.
17. «Воздух держит воду»
Положите кусок картона с глянцевой поверхностью (слегка смочить гладкую поверхность водой) на стакан с водой. Придерживая картон рукой, быстро переверните стакан и уберите руку (лучше это делать над тазом или раковиной). Картон будто приклеился к стакану. Вода остаётся в стакане.
Если эксперимент не получился в первый раз, попробуйте еще раз, на этот раз заполните стакан до самых краев и убедитесь в отсутствии пузыря воздуха между картоном и стеклом.
Вывод: Вода удерживается в емкости из-за давления воздуха снаружи. Это давление воздуха больше, чем давление воды на картон.
18. «Можно ли сжать воздух»
Возьмите шприц без иглы и наберите в него воздух. Закройте пальцем отверстие и сильно надавите на поршень. Сначала поршню будет трудно двигаться, а потом он и вовсе остановится. А палец, закрывающий отверстие, будет испытывать на себе сильное давление.
Теперь, продолжая закрывать отверстие, отпустите поршень, он вернётся в первоначальное положение.
Вывод: Воздух можно сжимать,– поршень это и делает. При сжатии усиливается давление воздуха и на палец, и на поршень. Но сжатый воздух стремиться расшириться, то есть вернуться в первоначальное положение.
19. «Воздух давит на воду»
Возьмите шприц без иглы наберите в него немного воздуха, а затем сделайте забор воды.
Надавите на поршень (не забудьте подставить ёмкость). Поршень начинает давить на воздух, который в свою очередь оказывает давление на воду в шприце и вода вытекает из шприца.
20. «Реактивный шарик»
Предложите детям надуть воздушные шары и отпустить их. Обратите внимание на траекторию и длительность его полета шариков. Помогите детям сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть.
Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Вывод: Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону, такой же принцип используется в реактивных двигателях.
21. «Свеча в стакане»
Предложите ребятам выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделайте следующее: зажгите свечу, накройте ее банкой и понаблюдайте до тех пор, пока она не погаснет.
Подведите детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в газ.
Вывод: Когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.
22. «Можно ли лежать на воздушных шариках?»
Предложите ребёнку встать на воздушный шарик. Ну, конечно же, у него ничего не получится. А теперь пусть он попробует сесть на него. Ну что? Опять ничего не получилось? А теперь спросите у детей: «Раз на нём нельзя ни стоять, ни сидеть, может быть, на нём можно лежать?» Лежать тоже невозможно?
А теперь сделаем так, чтобы на воздушных шариках можно было, и стоять, и сидеть. И лежать. Как? Очень просто!
Возьмите большой полиэтиленовый пакет. Лучше, чтобы он был плотным, а не тонким и, кроме того, не имел ни одной дырочки.
Надуйте столько воздушных шариков, чтобы их можно было уложить в этот большой мешок, и завяжите узел. Теперь на этот импровизированный матрац положите перевёрнутый вверх ножками детский столик, чтобы его тяжесть распределилась равномерно на все шарики.
И вот, вуаля! Теперь можно и стоять, и сидеть, и лежать на воздушных шариках.
Вывод: Воздух упругий. Помещенный в определённую оболочку, воздух может быть очень полезен в повседневной жизни.
Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом
В трубочки подули разом.
Потом на радость детворы
Надували мы шары.
Всю эту так сказать работу
Назвали умным словом «опыт».
Все сведения мы с ребятами проанализировали и обобщили. Естественно, пришлось активно помогать, юным исследователям, обобщать полученные данные. Для детей это было очень сложной задачей. Но вместе с тем мы понимали, что на данном материале, как ни на каком другом, можно развивать мышление, творческие способности, речь ребёнка.
После обобщения информации два добровольца-исследователя по очереди дополняя друг друга, поглядывая на опорные схемы (Приложение 1 ), сделали доклад.
По итогам защиты мы поощрили не только докладчиков, но и тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Совместное экспериментирование поможет ребёнку узнать ответы на интересующие его вопросы, сделать правильные выводы, а так же услышать доказательства более доступным языком. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Список литературы:
- Данюкова А.