Варианты подшивки карнизов крыши. Отделка карниза крыши: подшивка вагонкой и специальными панелями Как правильно сделать подшивку крыши
Окончательная отделка кровельных конструкций зданий, производимая по завершении основных строительных работ, предполагает, как известно, их подшивку, обеспечивающую нормальные условия эксплуатации возводимого строения.
Можно сказать, что подшивка свесов крыши является тем заключительным штрихом, который сообщает всему строящемуся зданию в целом вполне законченный и привлекательный вид.
При этом перед началом отделки двускатных кровель вам следует предусмотреть следующие детали:
- возможность установки элементов вентиляции подкровельного пространства;
- создание условий для крепления водостоков ;
- допустимость использования при изготовлении свесов материалов самого различного класса.
Подготовительные операции
Необходимость в отделке свесов впервые принимается в расчёт по завершении монтажа стропил, а если точнее – перед настилом обрешётки в районе нижней кромки кровельного покрытия.
Уже на этой стадии работ проводится ряд операций подготовительного характера, заключающихся в следующем:
- перед подшивкой свесов нижние концы стропил выставляются точно по линии, параллельной стене здания, примыкающей к месту проведения работ;
- концы стропил отпиливаются строго по вертикали, а их торцевая часть отделывается аналогично подшивке;
- для придания крыше дополнительной строгости при её отделке используются заготовки одинаковой ширины, выдерживаемой на всём протяжении закрываемого пространства.
Помимо этого после отпиливания стропил по единой мерке на них необходимо будет набить самую нижнюю (крайнюю) доску, обозначив тем самым границу свеса.
Выбор материала
Среди строительных материалов, чаще всего применяемых для обшивки свеса, наибольшее распространение получили следующие их виды:
- профнастил (оцинкованная сталь с полимерным покрытием);
- софиты или современные пластиковые панели, целенаправленно используемые для подшивки свесов;
- обычная деревянная вагонка или вагонка ПВХ;
- хорошо остроганная обрезная доска.
При использовании оцинкованной стали обшивка получается достаточно жесткой, что обеспечит защиту подкровельных пространств от сильных ветровых нагрузок.
Так называемые софиты относятся к разряду наиболее популярных материалов, применяемых при отделке кровель. По своему внешнему виду они похожи на несколько утолщённые сайдинговые панели со специальной перфорацией, обеспечивающей вентиляцию свободных пространств под кровлей (чердачного помещения).
Вагонка, используемая для подшивки свесов, должна быть изготовлена из качественной древесины, обеспечивающей устойчивость отделки к воздействию ветра и осадков. Следует сказать, что некоторые пользователи предпочитают обшивать свесы вагонкой из ПВХ, отличающейся повышенной устойчивостью к влаге.
Подшивка свесов строганной обрезной доской производится с небольшим зазором (порядка 1-1,5 см). Преимуществом её применения в качестве обшивочного материала является возможность проникновения воздуха под кровлю, и, как следствие – равномерная вентиляция всего пространства под ней.
К непосредственной обшивке свесов приступают, как правило, сразу же по окончании монтажа кровельной системы. При этом их отделка может производиться следующими способами:
- Обустройство подшивки может вестись непосредственно по стропилам кровли, что вполне допустимо для крыш с небольшим уклоном. Этот метод подшивки предполагает идеальное выравнивание нижнего среза стропил, поскольку подшивка свеса будет начинаться именно с этой линии. В процессе монтажа в первую очередь устанавливаются первая и последняя планки отделочного материала, после чего между ними натягивается нить. После этого по линии натянутой нити монтируются и все остальные заготовки. Заметьте, что при прохождении углов, образующихся на месте стыка двух скатов, элементы подшивки фиксируются на угловой стропильной ноге с двух сторон.
- Второй вариант отделки предполагает вертикальную подрезку всех стропильных ног с последующей набивкой на их торец обрезной доски, задающей наружную границу свеса. Дополнительно на стене крепится брус подходящего сечения, располагающийся чуть выше уровня торцевой доски и используемый для крепления элементов свеса.
Независимо от выбранного вами варианта исполнения свеса его монтаж на фронтонных участках кровли выполняется по первой схеме. При этом сначала обрешёточные торцы выравниваются по фронтону стены с «вылетом» на ширину свеса, после чего к ним прибиваются торцевые доски, которые наряду со стропилами определяют общую толщину конструкции.
Видео
В следующем ниже видео продемонстрирован монтаж софитов Vox:
Карнизный и фронтонный. Софиты. Какие работы? Чем подшивать? Способы, их особенности отличия.
Чтобы завершить работы по укладке , необходимо провести ряд отделочных процедур. Одной из таких работ и является подшивка свесов крыши. Подшивка свесов не только визуально облагораживает ваш дом внешне, но и выполняет целый ряд технологических функций, таких как отвод влаги с подкровельных плёнок или мембран, организация забора воздуха и обеспечение функционирования подкровельной вентиляции, защита кровельного пирога от воздействия атмосферной влаги и ветра, сбор и отвод осадков с поверхности кровельного покрытия, и другие.
Что такое свес крыши? Зачем он нужен? Какие бывают свесы и как это работает?
Свес крыши, это та её часть, которая выступает над стенами. Нужен свес для защиты фасада здания от атмосферных осадков, а фундамента, от воды, стекающей со ската. Строительными правилами, подшивка свесов никак не определяется, однако без неё есть вероятность того, что кровельное покрытие будет сорвано порывом ветра, а дождь и снег, при сильных ветрах, попадая в подкровельное пространство, излишне увлажнят кровельный пирог. , это мокрый утеплитель, гниющая , ухудшение качеств тепло, паро и гидроизоляции крыши. Да и внешний вид, выполненной отделки дома, без подшивки, будет, мягко говоря, не полным. Не всем интересно увидеть куски стропильных ног, то, чем завершилась Ваше стен, изнанку кровельных покрытия, пирога, да и много всего, о чём рядовой обыватель, не имеющий опыта, понятия не имеет. Подшивать свесы выполняют после работ по укладке кровли, утепления и отделки фасадов, т.е. это такой своеобразный финишный момент в наружной отделке дома.
Какие бывают свесы крыши? Чем они отличаются?
Скатная крыша, как правило, имеет два типа свесов. Те свесы, которые расположены горизонтально с нижней стороны ската, принято называть карнизными, а наклонные свесы, расположенные по сторонам ската и примыкающие к фронтону дома - фронтонными. Свесы, обычно, имеют ширину от 0,4 и до 1м и расположены по всему периметру здания.
Карнизный свес - являет собой нижнюю часть ската и служит для притока воздуха в чердачное помещение, если дом с холодной кровлей, или для организации циркуляции воздуха через вентиляционные зазоры к коньку если кровля мансардная.
В первом случае, воздухообмен чердачного помещения позволяет содержать в исправном состоянии и сушить и вентилировать стропильную систему, а во втором, обеспечивает вентиляцию подкровельного пространства, при котором удаляется конденсаты и пар с кровельного покрытия и мансардного утеплителя.
Исходя из вышесказанного, понятно, что приток воздуха должен быть организован при выполнении подшивки свесов. Если свесы не подшивать, то птицы, мыши и прочая насекомая живность будет вредить кровельному пирогу, а атмосферная влага будет гноить стропильную систему, напротив, если подшить свес неправильно, не обеспечить должного притока воздуха - не будет.
Как же организовать вентиляцию при подшивке свесов? Есть несколько общепринятых способов:
- Зачастую, для вентиляции, подшивку выполняют так, чтобы между стеной и зашитым карнизом оставался зазор - воздухозаборник. Такой способ эффективен при использовании профнастила (металлопрофиля, профлиста), глухих металлических и ПВХ софитов, сайдинга, панелей ПВХ, доски и похожих материалов. Для металлических материалов, зазор варьируется от 6 и до 12 мм, для доски и прочих, подверженных тепловому расширению, 10-20 мм.
- Для всех листовых материалов и панелей, можно использовать готовые вентиляционные решётки.
- При выполнении подшивки доской, между досками можно оставлять зазор в 5-10 мм.
- Для подшивки можно использовать уже готовые, перфорированные софиты. Они могут быть как поливинилхлоридные (ПВХ), так и металлические.
Кроме всего прочего, есть два обязательных требования при выполнении подшивки свесов, их соблюсти нужно обязательно:
- Общая площадь отверстий вентиляции ската, для забора воздуха, не должна быть меньше 1/500 всей вентилируемой площади ската, причём если материалы кровельного покрытия герметичные (битумная основа, фалец и пр.), то диаметр вентиляционных отверстий лучше увеличить.
- Все, организованные в подшивке отверстия и зазоры, необходимо закрывать сетками для защиты от мусора, грызунов и птиц.
Горизонтальная подшивка свеса
Фронтальный свес - наклонный свес ската, расположенный со стороны фронтона. Фронтонному свесу вентиляция не требуется, основное герметичность. Фронтонный свес защищает не только фронтон здания, но и кровельный пирог, в который, крайне нежелательно попадать влаге.
Фронтонный свес
Как выполнить отделку скатов с торца - кромки?
Как карнизный , так и фронтонный скат имеют открытые и незащищённые элементы. Это торцы стропильной системы: стропил, обрешётки. Вот их, и необходимо защитить от атмосферных воздействий, придав эстетичный внешний вид. Вдоль карнизного ската, желательно, установить для отвода осадков с кровельного покрытия. Обработка и защита этих элементов и считается отделкой кромки свеса. Как и с помощью каких материалов выполнять эту работу, зависит от типа кровельного покрытия, геометрии свеса и прочих факторов. Как правило, вместе с большинством кровельных покрытий Продавец предлагает уже имеющиеся типовые решения данной задачи, однако Вам, как минимум, нужно будет установить эти элементы, а иногда доработать или подогнать к Вашему свесу.
Перед началом работ по подшивке свесов крыши, необходимо подготовиться, а это обрезать все выступающие торцы стропильных ног вертикально по линии, что бы плоскости резов были в одной плоскости и эта плоскость была полностью параллельна плоскости стены. Затем торцы стропил обвязывают доской, на которой будет крепиться лобовая доска. Лобовая доска, может быть, как деревянной, так и типовым профильным металлическим элементом. Всё опять зависит от типа кровельного покрытия. На эту доску, можно монтировать кронштейны водосточной системы.
Фронтонный свес , аналогично карнизному , подготавливается, обрезаются в линию концы обрешётки. Линия эта, вместе с линией обрезки второго ската, дложны лежать так же в одной плоскости, а плоскость, в свою очередь, должна быть параллельной плоскости этой стены здания. Аналогично карнизному свесу, к торцам ската прибивается или прикручивается лобовая доска, верхний торец которой, в зависимости от покрытия, может быть прикрыт кровельным материалом, а может быть наоборот, как в случае с профнастилом (металлопрофилем, профлистом), металлочерепицей, закрыт торцовой планкой.
Способы подшивки свесов .
В различных источниках упоминается о великом многообразии вариантов подшивки, однако они различаются материалом, выбором способов его крепления, а по конструкции, вариантов всего два. Различаются эти два способа лишь по углу выполнения подшивки. А именно, плоскость карниза может быть параллельно плоскости кровли (по стропилам) или может быть горизонтальна (набивается обрешётка на короб).
Порядок подшивки свесов по стропильным ногам.
Этот способ подшивки крыши совсем несложный, особенно если торцы стропильных ног обрезаны ровно. По опыту, хочется сказать, что особенно удачно этот способ сочетается с пологими крышами, с небольшим углом уклона и шириной свеса не больше 0,5 м. Обычно обрешётка прикручивается к стропилам и, уже к ней, крепится подшивочный материал. По этому способу, материал подшивки может быть любой: металлический или ПВХ , софит, доска или вагонка и т.д. Раскладывать материал можно как вдоль, так и поперёк, главное подготовить обрешётку для его крепления.
Подшивка свеса по стропилам
Горизонтальная подшивка свесов.
Исходя из опыта, этот способ подшивки особенно удачен при большом угле наклона скатов. Особенных трудностей, при проведении работ своими руками, традиционно, не возникает, но определённые нюансы, как всегда, есть. Для подшивки свесов по этому способу, требуется соорудить короб, к которому и будет крепиться подшивочный материал. При устройстве такого короба, следует обратить внимание на то, что образовавшийся конденсат, дождь и прочая влага должна отводиться от стен здания как можно дальше, для этого, обычно, задают уклон «от стены», т.е. для соблюдения этого правила, брусок на стене закрепляют на 50 мм выше от уровня бруска крепления подшивки на внешней стороне. Углы крыши соединяются с углами дома досками, если ширина свеса более 0,5 м, то посредине свеса прибивается ещё один продольный брусок, затем использую доборные элементы подшивочного материала, короб зашивается. Направление панелей подшивки не ограничено, конструировать можно самостоятельно.
Подготовка к горизонтальной подшивке свеса
В отличии от карнизного свеса - фронтонный, всегда подшивается по первому способу, по кровельной обрешётке. Важно будет устроить каркас из продольных брусков, а материал подшивки крепить уже к ним.
Чем выполняют подшивку свесов крыши? Материалы.
Доска и деревянная вагонка.
Доску выбирают, как правило, хвойных пород и строганую, вагонку лучше специальную, предназначенную для эксплуатации во влажных условиях, однако она дороже и многие применяют хвойную. Доска и должна быть обработана антисептическими составами и защищена лаком или краской.
Перед монтажом, доску или вагонку нужно выдержать на улице около четырёх недель. Дерево должно сравняться по влажности с материалами крыши во избежание деформаций. При установке досок перпендикулярно - крепление по краям, продольно - с интервалом через 0,6-1 м. Не забываем о вентиляции. При применении вагонки, вентиляционные зазоры не устраиваются, монтируются приобретённые вентиляционные решётки с интервалом 1-2 м. Минус - постоянно, в процессе эксплуатации, требует обслуживания: зачистки, покраски, пропитки…
Сайдинг и панели ПВХ.
Надеюсь, что эта статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях и Ваши друзья будут иметь возможность ознакомиться со свойствами современных строительных материалов..
Мы всегда рады проконсультировать Вас по любому вопросу, обращайтесь.
Тепла и уюта Вашему дому.
Когда монтаж кровельного покрытия подошел к концу, начинаются работы по обшивке свеса крыши. Выполняется это не только для обеспечения вентиляции кровли и защиты фасада, но и для придания окончательного внешнего вида зданию. Край крыши играет особую роль в эффективном функционировании всей кровли. Что такое карниз крыши? Как сделать карниз крыши? Как подшить карниз? Ответы на эти вопросы крайне важны для тех, кого ждет подшивка карниза крыши своими руками, поэтому их рассмотрению стоит уделить особое внимание.
Вариантов подшивки карнизов крыши сейчас имеется множество, но перед этим стоит напомнить, что это такое – карниз. Карнизный свес представляет собой выступ стропил за пределы фасада строения. Он бывает простым и с выносом. Первый вариант более прост в исполнении, но при сильных ветрах он может достаточно шумно гудеть, у свесов с выносом таких проблем не возникает. Имеется 2 вида карнизного свеса – фронтальный и боковой.
Фронтальный карниз крыши
Этот вид свеса отлично защищает фасад дома. Он представлен в виде боковых краев наклонных скатов кровли, у вальмовой крыши их соответственно нет. Устройство фронтального свеса стандартной двухскатной крыши создается путём выпуска закрепленных на стропилах несущих перекладин. Достаточно часто можно видеть фронтальный карниз, образующийся досками обрешетки, которые кладутся на пароизоляцию под материал кровли. На них укрепляется карнизная доска, в дальнейшем обшиваемая софитом либо профнастилом.
Боковой карниз крыши
Все наклонные кровли имеют боковой свес. Он выполняется при помощи стропил, выдающихся за пределы стены здания. Расстояние их выступа высчитывается из ширины отмостки и высоты дома, обычно оно составляет около 0,5-0,7 метра, иногда встречаются и скосы более узких размеров. В данном случае стена строения обязательно должна быть хорошо защищена от ветра, потому что иначе под косым дождем ей будет не избежать сильного намокания. Другой вариант исправить положение – это установка кобылок, так можно нарастить длину стропил. Подобный процесс крайне трудоемок, и при уже законченной крыше мало кому захочется заново ее вскрывать и все переделывать. Так что особенно важно еще на начальном этапе строительства предусмотреть нужный размер свеса кровли. Между собой соединяются стропила досками на всю длину карниза. В последствии они закрываются облицовочным материалом.
Выбор материалов для подшивки карнизов крыши
Как выглядит сайдинг для крыши? Как осуществляется отделка карниза крыши сайдингом? Что стоит учитывать, перед началом работ на крыше? Это лишь малая часть вопросов, которые задают себе люди перед выбором материала для облицовки. Сегодня на рынке присутствует огромный ассортимент всевозможных материалов, с помощью которых осуществляется отделка карниза. У каждого из них есть свои достоинствами и недостатками, но защитить от влажности, обеспечить утепление и вентилирование кровли все они могут в полной мере.
Важно! При выборе того или иного материала стоит обращать внимание не только на его красивый внешний вид, также необходимо учитывать и продолжительность эксплуатационного срока.
Профнастил
Данный материал представляет собой оцинкованную сталь с полимерным покрытием различных цветов. Хорошо устойчивый к перепадам температур и механическим повреждениям, профнастил имеет необходимую жесткость и способен выдерживать значительные ветровые нагрузки. Для обеспечения эффективной вентиляции выполняется зазор в высоту волны между профнастилом и стеной здания.
Софиты
Этот материал предназначен специально для подшивки карниза на кровле. Это, по сути, пластиковые панели, которые внешне напоминают сайдинг, но в них уже имеются вентиляционные отверстия. А обшивка карниза сайдингом сейчас очень распространена. К тому же от обычного сайдинга отличаются они тем, что в их состав входят ультрафиолетовые стабилизаторы, защищающие покрытие от негативного воздействия солнечных лучей.
Стоит рассмотреть различные материалы, использующиеся для изготовления софитов:
- Медные софиты . Этот внешне эстетичный и презентабельный материал достаточно долговечен, но и цена у него выше, чем у большинства схожих материалов. Софиты из меди хорошо устойчивы к огню и прочны, что еще больше располагает к их выбору.
- Алюминиевые софиты . Как и положено изделиям из данного материала, софиты из алюминия имеют малый вес, также они огнестойкие, эластичные, их легко заменить при ремонте. Благодаря высокой стойкости краски, насыщенность цвета таких софитов не меняется под воздействием ультрафиолетовых лучей. Недостатком их выступает лишь скудность цветовой гаммы – она включает лишь белый и коричневый цвета.
- Оцинкованные софиты . Они не нуждаются в дополнительном уходе и крайне долговечны, прочны, к тому же эти софиты не боятся огня и влаги. Вес у них достаточно большой, поэтому установка таких софитов займет больше времени.
- Виниловые софиты . Это дешевый и наиболее популярный для подшивки кровельных карнизов вариант софитов. Они имеют небольшой вес, отлично защищают от влияния внешней среды, визуально привлекательны, легко устанавливаются, а еще создают полотно без швов, тем самым обеспечивая оптимальную вентиляцию пространства под кровлей. На сегодняшний день они изготавливаются из огнестойкого пластика, способного выдерживать серьезные нагрузки.
Монтаж софитов из любого материала достаточно прост и его вполне можно выполнять одному человеку.
Обрезная доска и деревянная вагонка
Все еще для подшивки карнизов крыши зачастую используют древесину. Так как устанавливается она снаружи дома, то влияние окружающей среды в этом случае велико, поэтому к выбору данного материала нужно подходить особо ответственно. Толщина вагонки должна быть не менее 2 см, и она должна обладать средней влажностью.
Важно! Для обеспечения хорошей вентиляции, доски должны прибиваться с отступом от стены, равным 2 см.
Варианты подшивки карнизов крыши
Край крыши можно подшивать по-разному, стоит немного остановиться на каждом из вариантов.
Подшивка карнизов по стропилам
Этот способ приемлем лишь для крыш с небольшим наклоном. При таком исполнении обшивки все края стропил должны образовывать ровную плоскость. Для долговечности конструкции на стропилах понадобится закрепить небольшие доски, длина которых составляет расстояние от края свеса до стены дома. Для их ровной установки вначале прикручивается по одной доске на каждый край карниза и натягивается между ними шпагат. По сделанному ориентиру уже крепят все остальные доски. Обшивка к каркасу такого типа фиксируется на уголки или шурупы из металла.
Подшивка свеса кровли по деревянному коробу
Данный вариант оптимально подходит для крыш с большим углом наклона. Для обустройства короба берут обрезную доску толщиной 4 см и крепят ее между краем стропил и стеной дома. Если один ее край устанавливают непосредственно к стропильной ноге, то фиксация второго края потребует монтаж доски, примыкающей к стене, которую сверху прикручивают к стропилам. Иногда к стене дома вместо дополнительной доски по вертикали крепится на дюбели брус. На этом обустройство каркаса короба можно считать законченным – далее приступают к креплению обшивки. Лучшим крепежом для такой конструкции также будут шурупы и уголки.
Подшивка карнизного свеса софитами (сайдингом)
Как обшить карниз дома сайдингом? Подшивка карниза сайдингом уже долгое время очень популярна. Правильно положенный сайдинг крышу преображает и надежно защищает. Софиты комплектуют двумя специальными планками, выполненными в форме букв J или F. Одна из них крепится к заранее подготовленной деревянной рейке на стене дома, а вторая монтируется со стороны свеса. Для креплений используют саморезы. Все эти планки должны быть закреплены абсолютно ровно относительно друг друга, поэтому вначале рекомендуется сделать разметку.
Затем измеряют ширину карнизного свеса кровли и вычитают от полученного результата 6 мм. Это делают, чтобы создать нужный зазор, который будет компенсировать тепловое расширение материала. Далее софиты нарезают полосками необходимой длины. Подготовленные пластины немного сгибают и вставляют в пазы установленных профилей, там их фиксируют саморезами. Для того, чтобы подшить край крыши, длину планок софитов постепенно уменьшают, отрезая под углом в 45 градусов одну из сторон.
Подшив крыши сайдингом – относительно несложный процесс. Таким материалом как сайдинг карниз будет защищен надолго, а визуально это выглядит очень привлекательно.
Подшивка карнизов профнастилом
Когда край крыши обшивают профнастилом, вначале прибивается на стену брусок в горизонтальном положении по уровню края свеса. Второй брусок крепится с ним на одном уровне вдоль края стропил. Нарезают нужной длины профнастил, с учетом теплового запаса и вентиляционного зазора, и закрепляют его на установленных брусках с помощью саморезов. Место стыка стены и профлиста закрывают планкой внутреннего угла, а то место, где соединяются внешний край и стропила, декорируют такой же планкой внешнего угла. Теперь монтаж профнастила можно считать оконченным.
Подшивка карнизов деревянной доской или вагонкой
Подшивать край крыши в данном случае удобнее всего снизу, находясь на стремянке либо строительных лесах. Делать это нужно лишь после того, как полностью утеплены стены здания снаружи, выполнена пароизоляция и завершена установка облицовочного материала. Перед началом обшивки свесов вагонкой важно проверить, чтобы стропила на боковых карнизах не только были одной длины, но и располагались параллельно стене дома. На них закрепляются обвязочные ветровые доски. После всего этого уже можно начинать монтаж крепления обшивки. Сначала одну доску прикручивают к стене вертикально, при этом нижний ее край должен быть на уровне края стропил. Вторая доска закрепляется между стропилами и первой доской по их нижним краям. Она должна располагаться параллельно земле. Так создается основа, на которую далее будет установлена обрешетка. После подготовки каркаса начинают монтаж самой обшивки.
При облицовке кровельного карниза досками, необходимо оставлять зазор небольшого размера между стеной и ними. Сами доски выбирают ровные, достойного качества, толщина их должна быть около 1-2 см. Для обеспечения необходимого вентилирования пространства под кровлей при обшивке вагонкой по периметру стоит установить вентиляционные решетки, расстояние между ними составляет примерно полтора метра. Однако часто строители, полагаясь на свойства древесины, вышеуказанное правило не учитывают.
Как правильно подшить карниз крыши, не имея в этом деле опыта, лучше уточнить у специалистов. Отделочные материалы очень важны и от их качества будет зависеть срок службы всей конструкции. Сейчас можно найти множество фото и инструкций в интернете с расписанными пошагово этапами обустройства подшивки карнизов, поэтому справиться с этим делом под силу и новичку, главное соблюдать все необходимые правила работы.
Если вас интересует подшивка карнизов крыши, варианты, которые мы намерены вам предложить, могут пригодиться. Это заключительный этап строительства любой крыши, уже после того, как кровля была полностью обшита. К сожалению, на данном этапе многими людьми совершаются ошибки, которые приводят к техническим нарушениям крыши и ведут к неправильному водостоку дождя и снежных масс. Итак, чем подшить карниз?
Основные моменты данного процесса
Обшивка свеса крыши карнизами выполняет несколько различных функций. В первую очередь это защита фасада от повреждения при выпадении осадков и стекании их с крыши. Еще карниз должен правильно обеспечивать вентиляцию крыши, дабы не началось гниение стропильной системы. Но качественные свесы должны выполнять еще одну функцию - придавать зданию законченный и аккуратный вид, который невозможен без качественного карниза.
Данная работа, конечно же, не может охватить все существующие типы карнизов и используемых для их изготовления материалов, поэтому мы остановимся на нескольких основных вариантах, чтобы вы знали, чем и как сделать подшивку крыши. В частности, это будут такие популярные в частных домах материалы, как профнастил, деревянная вагонка и софит. Они отвечают всем техническим требованиям, которые необходимы, чтобы подшивка крыши прошла успешно. В то же время цена делает эти материалы доступными широкому кругу граждан. Именно поэтому мы и решили на них остановиться.
Поэтапная схема работ
Первое, на чем мы остановимся подробно - это правильное устройство карниза кровли, которое будет разобрано по основным элементам. В таком деле, как подшивка свесов крыши именно элементам, о которых далее будет идти речь, следует уделить основное внимание, если вы не хотите, чтобы уже через год или даже несколько месяцев потребовалось проведение срочного ремонта.
Так что же такое этот карнизный свес и зачем вообще нужна подшивка свесов крыши для частного дома? Под карнизом понимается часть стропил, которая выступает за пределы фасада дома. Это часть крыши, которая свешена наружу, отсюда и такое название.
Карнизный свес бывает двух основных типов: простые и с выносом. Мы рекомендуем использовать первый, так как он не такой сложный в устройстве, а еще не создаст проблем в будущем. При сильном ветре в нем не возникает гула и других звуков, чем часто грешит вариант с выносом.
Первый основной элемент, на котором мы остановимся - это узел свеса крыши. Мы не будем приводить тут подробный чертеж, вы легко найдете его в Интернете. Но укажем основные его части, без которых вам нельзя обойтись. В первую очередь, это, конечно же, водосток. Для чего он служит, в общем-то, понятно - в дождь и при таянии снега по его желобу будет стекать вода. Так она не будет размывать стены дома. Желательно, чтобы желоб был выведен в сторону от дома, чтобы постоянный поток воды не размывал вам постепенно фундамент. Поэтому мы не рекомендуем строить так, как это иногда делают частные домовладельцы, у которых водосток спускается вплотную к стене дома. Обдумать это вам стоит еще на этапе строительства крыши и устройства фасада дома.
Другой важной частью узла является специальный защитный лист металла, который должен закрывать лобовую доску за и под водостоком. Как бы не был идеален последний, часть воды все равно будет попадать на стену отдельными каплями и брызгами. Данный металлический фартук поможет защитить дерево от гниения.
Карнизный свес крыши может иметь различные виды, а именно фронтальный и боковой. Давайте остановимся на них подробнее, потому что без изучения этого вопроса правильно свес крыши не сделаешь. Далее вы можете ознакомиться с тем, какими преимуществами и недостатками обладает каждый из вариантов.
Как понятно из названия, фронтальный свес необходим для того, чтобы обеспечить достаточную защиту дома. От такого свеса крыши зависит еще и то, насколько привлекательно будет смотреться ваш дом снаружи, поэтому будьте с ним внимательнее. Такой карниз представляет собой два края скатов крыши. Поэтому если у вас кровля вальмового типа, еще именуемого четырехскатным, он будет отсутствовать.
Обыкновенный свес фронтального карниза устроен достаточно просто. Несущие перекладины выводятся наружу и закрепляются на стропилах. Но еще есть и другие варианты. Например, многие в целях экономии и простоты устройства делают карниз из обрешетки, уложенной поверх пароизоляции, прямо под кровельный материал. На этой обрешетке уже крепится сама карнизная доска, к которой в свою очередь и будет пришит выбранный кровельный материал. Такой вариант устройства тоже вполне допустим, если вам он кажется по каким-то причинам удобнее и проще. Но помните, что досками обрешетки должно служить хорошее дерево.
А вот боковой свес можно увидеть на любом типе наклонной крыши. Как же он создается? Его основа - стропила, которые выходят за стены дома. Каждый раз расстояние, на которое они будут выведены, нужно рассчитывать индивидуально при строительстве, исходя из того, какой высоты у вас дома, а еще какую ширину имеет отмостка. Но обычно это примерно от 50 до 70 сантиметров, редко больше и почти никогда меньше.
Итак, теперь, когда вы знаете, как правильно сделать карниз для фасада и боковых сторон дома, время перейти к еще одному важному вопросу - созданию необходимого вентилирования через карнизы для кровли. Без этого долго ваша крыша не продержится, начнется гниение в стропилах, появится плесень в утеплителе и еще много других неприятных последствий. Поднимающийся изнутри дома теплый воздух должен свободно выходить наружу, иначе начнет образовываться конденсат.
Поэтому при устройстве карниза ни в коем случае не используйте герметики, а еще монтажную пену. Они наглухо перекрывают движение воздуха, тем самым создавая внутри неправильную и вредную для материалов атмосферу.
Но вам еще следует знать, что фронтальные свесы необходимо делать полностью закрытыми, а вентилируемыми только боковые свесы. Это связано с особенностями циркуляции воздуха.
А теперь давайте разберемся в особенностях всех вариантов материала для обшивки карниза, чтобы вы знали, чем можно подшить свесы вашего дома. Выше мы уже перечислили варианты, которые можно встретить на данный момент в продаже. При выборе мы рекомендуем ориентироваться не только и не столько на внешнюю привлекательность, сколько на гарантированный срок службы, потому что каким бы красивым не был материал, вам едва ли захочется менять его слишком часто.
Первым материалом, на который вам стоит обратить свое внимание, является профнастил. Что он из себя представляет? Это специальная оцинкованная сталь, которая может иметь различного цвета полимерное покрытие. Профнастил обладает отличными техническими характеристиками, устойчив к механическим повреждениям, а еще резким изменениям температуры окружающей среды. Что еще важно, профнастил отлично справляется даже с самым сильным ветром. Но для того, чтобы была нормальная вентиляция, сделайте зазор между профнастилом и домом, который должен быть примерно равен высоте волны его листа. Обшивка таким металлопрофилем карниза достаточна популярна благодаря его высокой прочности.
Все более популярным с годами становится другой материал, подшив карниза которым имеет много преимуществ. Это софиты. По своему устройству они представляют собой обычные панели из пластика. Но эти панели имеют уже сделанные при изготовлении вентиляционные отверстия, благодаря чему обеспечивается отличная циркуляция воздуха. Что еще важно, софиты отлично защищены от воздействия солнечного света, в том числе ультрафиолетовых лучей, благодаря чему отлично подойдут для устройства карниза дома, расположенного на хорошо освещенной территории. Именно поэтому все больше людей решает подшить карниз крыши именно софитом.
Обшивание карниза деревянной вагонкой - это классический вариант. Он подкупает тем, что это природный материал, который отлично сочетается с деревянными домами и создает красивый органичный вид. Но нужно правильно выбирать дерево. Оно не должно быть слишком тонким, минимально допустимая ширина - около двух сантиметров. Ведь вагонка будет должна обеспечить надежную защиту свесов кровли от атмосферных воздействий и потому должна быть прочной и надежной.
Хорошим деревом будет такое, которое обладает средней влажностью - тогда оно дольше прослужит.
Теперь вы знаете, как подшить карниз крыши и каким материалом, а еще почему так важно создать правильную вентиляцию. Хотя подшивка карнизов - дело не такое простое, как кажется на первый взгляд, оно вполне по силам одному человеку. Вы вполне сможете сделать все своими руками, если подойдете к делу ответственно и серьезно, заранее просчитав все необходимое.