Гласность демократия. Развитие гласности и демократии. Влияние перестройки на ситуацию в культурной сфере
ТАСС-ДОСЬЕ /Кирилл Титов/. XXVII съезд Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) проходил с 25 февраля по 6 марта 1986 г. в Кремлевском дворце съездов в Москве. Основным событием партийного форума стал политический доклад генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева 25 февраля, в ходе которого советский лидер впервые заявил о необходимости гласности при проведении преобразований в стране.
Повестка съезда
На съезде присутствовало 4993 делегата от советских партийных организаций. В зале заседаний находились также 152 делегации коммунистических, рабочих, революционно- демократических, социалистических, социал-демократических, лейбористских партий и общественных организаций из 113 стран мира.
В ходе съезда состоялись выборы центральных органов партии: Центрального Комитета (ЦК) КПСС в составе 477 человек (307 членов ЦК и 170 кандидатов в члены ЦК КПСС) и Центральной ревизионной комиссии из 83 человек. Кроме того, была принята новая редакция программы КПСС, а также утверждены "Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г.".
"Гласность"
Значительная часть доклада генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева была посвящена "дальнейшей демократизации общества" и "углублению социалистического самоуправления народа". Главным инструментом такой демократизации должна была стать политика "гласности". Первоначально под этим термином понималась открытость государственных и партийных органов для критики простых трудящихся. Позднее, в 1987-1988 гг., содержание понятия "гласность" существенно расширилось. Речь шла об отмене цензурных ограничений, утверждении во внутренней политике принципов свободы слова и обмена информацией. После XXVII съезда КПСС "гласность" стала одним из главных лозунгов перестройки.
Политика "гласности"
В 1986 г. были назначены новые главные редакторы наиболее массовых периодических изданий. В частности, газету "Московские новости" возглавил Егор Яковлев, журналом "Огонек" стал руководить Виталий Коротич, "Новым миром" - Сергей Залыгин. С начала 1987 г. в СССР стали публиковаться запрещенные прежде литературные произведения (например, повесть Михаила Булгакова "Собачье сердце"), демонстрироваться снятые ранее, но не допущенные к показу фильмы (первым стал фильм Тенгиза Абуладзе "Покаяние"). Из спецхранов в открытые фонды библиотек были возвращены запрещенные к выдаче широкой публике книги, отменены ограничения по подписке на периодические издания. В 1987 г. возникли первые негосударственные телеобъединения, такие как "АТВ" ("Ассоциация авторского телевидения"). 28 сентября 1987 г. создана Комиссия Политбюро ЦК КПСС "по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начала 50-х годов". В 1988-1991 гг. в результате ее работы было реабилитировано более 1 млн незаконно осужденных советских граждан. 30 ноября 1988 г. в СССР было полностью прекращено глушение зарубежных радиостанций. 12 июня 1990 г. был принят закон "О печати и других средствах массовой информации", который провозгласил свободу СМИ и отсутствие цензуры.
"Ускорение"
Помимо гласности в своем докладе Михаил Горбачев подтвердил курс на "ускорение социально-экономического развития" страны, о котором впервые было заявлено на Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г. Особый акцент в выступлении был сделан на развитии сельского хозяйства и повышении "благосостояния народа" (предполагалось увеличить доходы населения к 1990 г. в 1,6-1,8 раза). Тогда же прозвучало обещание обеспечить к 2000 г. каждую советскую семью "отдельной квартирой или домом". В докладе главы правительства Николая Рыжкова ставилась задача повысить производительность труда в СССР в 1986-1990 гг. на 23%, а к 2000 г. - в 2,3-2,5 раза. Также предполагалось обеспечить в 1986-1990 гг. ежегодный рост национального дохода на 3,5-4%, объема промышленной продукции - на 3,9-4,4%. Причем правительство рассчитывало достичь этих показателей в основном за счет интенсификации и автоматизации производства, а также мер экономии.
Внешняя политика
Во внешнеполитической части своего доклада Михаил Горбачев заявил о готовности СССР вывести свои войска из Афганистана. Кроме того, он подтвердил курс на сокращение ядерных и обычных вооружений, заявил, что противоборство между капитализмом и социализмом "может протекать исключительно в формах мирного соревнования и мирного соперничества".
В Российской империи
Как политический термин, слово «гласность» впервые стало использоваться в России в конце 1850-х , обозначая ослабление цензурного контроля за повременной (периодической) печатью, а позже также открытость в принятии решений и процессе работы некоторых органов власти - прежде всего судов, в рамках судебной реформы Александра II , пришедшей на смену «канцелярской тайне».
Гласность в СССР
Из «Онтологии победы» Леонида Афонского : В конце 1986 года , когда с высот самоускоряющейся рыжковщины Михаил Сергеевич , наконец, обратил свой долгожданный взор на культуру - аккурат после спасения новым Распутиным сибирских рек - Павел Гусев засуетился. Тут-то и грянула светлой памяти додолевская статья о проститутках, ставшая этапным моментом, поворотным пунктом, красным (жёлтым?) фонарём подлинной гласности в мире социализма. С неё, а вовсе не с VIII съезда Союза Писателей началось внедрение реального наполнения этого понятия в приватную жизнь тогда ещё советских людей. Кстати, вдвойне символично, что символом горбогласности - в отличие от гласности Александра II - стали не всенародные вопли о тяжком кресте крепостных, а именно эссе о доморощенных гетерах современности. Видимо, поколение так называемых «тридцатилетних» (тридцатилетних - к началу 80-х годов) чувствовало свою онтологическую валентность этому явлению. Не в том смысле, что «все мы - проститутки», а в том, что тема латентно-продажного секса понималась как тема некоей тайной свободы, как бы понарошке продающейся (и покупающейся) некоей социоастральной грубой силой, от которой никуда не уйти. В этом ракурсе среднестатистический советский либерал представлялся «тридцатилетним» в образе забитой пасторальной девушки, вынужденной идти на панель системы днём и ночью.
Впервые о гласности заговорили на XXVII Съезде КПСС в феврале 1986 года. Тогда основной её целью виделось обращение внимания людей на отдельные «недостатки, слабости и прорехи» существующей хозяйственной системы, с целью их оперативного устранения.
Однако вскоре гласность выходит за первоначально заданные рамки; теперь её сутью становится снятие существовавших многочисленных информационных табу. С 1987 года самыми обсуждаемыми в печати вопросами становятся те, которые раньше предпочитали замалчивать: эпоха правления Сталина, привилегии партноменклатуры, секс вообще и проституция в частности, бюрократизм советской государственной машины, экологические проблемы.
«К весне 1989 г. официально санкционированная гласность претворилась в практически неограниченную свободу слова», - считает Арчи Браун .
К 1990 году в обществе начинает преобладать ориентация на западные ценности, демократию, свободный рынок. В стране впервые возникает легальная оппозиция социалистическому режиму, которая постепенно приходит к власти в некоторых союзных республиках и берёт курс на их отделение от СССР. В конце 1991 года Советский Союз перестал существовать.
В период гласности были освобождены многие диссиденты , и правозащитная деятельность не сопровождалась судебными преследованиями; в частности, распространение неподцензурной информации (самиздат) не подавлялось; более того, острые вопросы обсуждались в центральной печати; появлялись критические публикации.
В культуре
В фольклоре
Известность получило четверостишие, перефразирующее стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву» :
Петька спрашивает Чапаева :
- Василий Иванович, что такое «гласность»?
- Это значит, Петька, что ты можешь говорить что угодно и про меня, и про комиссара, и ни-че-го, Петька, тебе за это не будет…
- В самом деле ничего?!
- Ничего, Петька. Ни новой шашки, ни бурки, ни сапог!
См. также
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Антонимы :
Смотреть что такое "Гласность" в других словарях:
Предавать гласности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. гласность публичность, явность, открытость Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
- (glasnost) Возможно, этот термин вошел в обиход в результате затянувшейся на долгие годы реакции на призыв писателя Александра Солженицына, с которым тот выступил в 1969 г. Политика генерального секретаря Коммунистической партии СССР с 1985 по… … Политология. Словарь.
Свобода оглашать свою мысль, открыто говорить. Ср. Повсюду торжествуетъ гласность: Вступила мысль въ свои права. В. Курочкинъ. Ср. Rara temporum felicitate, ubi sentire quae velis, et quae sentias dicere licet. Пер. Рѣдкое счастливое время, когда … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
ГЛАСНОСТЬ, гласности, мн. нет, жен. (юр., книжн.). Доступность общественному обсуждению, контролю; публичность. Гласность суда. Принцип гласности. Предать гласности что нибудь (сделать известным обществу, опубликовать). Толковый словарь Ушакова.… … Толковый словарь Ушакова
Общеправовой термин, означающий максимальную открытость тех или иных общественно значимых процедур и процессов (деятельности органов представительной и исполнительной власти, судов, органов местного самоуправления, порядка избрания или… … Юридический словарь
ГЛАСНОСТЬ, открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т.п. для общественного ознакомления, обсуждения … Современная энциклопедия
Открытость, доступность информации для общественного ознакомления, обсуждения, для контроля деятельности учреждений, организаций и должностных лиц … Большой Энциклопедический словарь
ГЛАСНОСТЬ, и, жен. 1. см. гласный 1. 2. Открытая и полная информация всего населения о любой общественно значимой деятельности и возможность её свободного и широкого обсуждения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Англ. publicity; нем. Transparenz. Максимальная открытость и правдивость в деятельности госуд. и обществ, организаций; действенная и активная форма участия обществ, мнения в демократическом решении важнейших проблем страны. Antinazi. Энциклопедия … Энциклопедия социологии
Гласность - (англ. publicity) 1) демократический принцип судопроизводства, предусматривающий доступное для общественного ознакомления и обсуждения судебное разбирательство, публичное оглашение приговоров и решений. Этот принцип, известный и дореволюционному… … Энциклопедия права
Гласность - ГЛАСНОСТЬ, открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т.п. для общественного ознакомления, обсуждения. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Книги
- Гласность. Мнения, поиски, политика , Сборник содержит официальные материалы, публицистические и научные статьи, посвященные анализу опыта и концепций гласности, выработке политики гласности. В отдельном разделе помещены… Категория:
Период 1987-1988 гг. является в определенном смысле ключевым, во многом предопределившим последующее развитие событий. В это время была сформулирована собственно горбачевская стратегия преобразований, и началось ее воплощение. Основные усилия были направлены на пробуждение общества, повышение активности всех, заинтересованных в обновленческих процессах. Новый план преобразований был озвучен на январском (1987) Пленуме ЦК КПСС. Принципиально новым в нем плане было то, что, по сути, впервые в советской истории основное внимание концентрировалось не на изменениях в экономике, а на преобразованиях политической системы, которые, в конечном итоге, должны были дать
мощный импульс социально-экономическому и духовному развитию общества.
В докладе на пленуме М. Горбачев констатировал, что к середине 1980-х годов в стране сложился «механизм торможения», сдерживающий социально-экономическое развитие и не позволяющий раскрыть преимущества социализма. Корни этого торможения - в серьезных недостатках функционирования институтов социалистической демократии, в устаревших, политических и теоретических установках, в консервативном механизме управления.
В качестве главного средства слома «механизма торможения» предлагалось углубление социалистического демократизма, развитие самоуправления народа. Рассматривались вопросы совершенствования работы Советов, профсоюзов, комсомола, говорилось о необходимости повышения роли суда, усиления прокурорского надзора, обеспечении прав и свобод граждан. Поистине революционной была установка на реформирование избирательного процесса на всех уровнях: впервые за долгие годы предлагалось проведение выборов на альтернативной основе.
После пленума завершается формирование нового понимания гласности. Ее начинают рассматривать и как средство пробуждения общественного сознания, и как инструмент его формирования в определенном направлении, и как форму контроля за действиями неповоротливых управленцев, и как один из путей мобилизации активных сторонников перестройки. Гласность революционизировала и политизировала общество; она резко расширила возможности общественного анализа: по диапазону доступной информации, снятию запретных тем, возможности задавать любые вопросы и предлагать варианты ответов.
Решения январского пленума стимулировали пробуждение общественной активности, формирование инициативного социального поведения, связанного с заинтересованным обсуждением широкого круга наболевших проблем. Начавшаяся самоорганизация общества проявилась в возникновении так называемых «неформальных» движений. Во многих городах стали появляться дискуссионные клубы, самодеятельные объединения и группы, которые удовлетворяли потребности, прежде всего, рядовой интеллигенции и молодежи в свободном общении и активной полезной деятельности.
Курс на проведение политики гласности дал толчок развитию так называемой альтернативной прессы. И хотя ее тиражи были ограничены, тем не менее, именно здесь острые проблемы общественной жизни обсуждались в достаточно откровенной и резкой форме. Издания такого рода становились не только средством выражения определенных позиций, но и сыграли важную роль в организационной консолидации «неформалов».
Осень 1987 г. явилась определенным водоразделом в развитии общественно-политической ситуации в СССР. На нее повлияли и новые оценки истории и политики, прозвучавшие в связи с празднованием 70-летней годовщины Октябрьской революции.
В своем докладе «Октябрь и перестройка: революция продолжается» и книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира» лидер партии отметил творческий характер ленинизма, подчеркнув способность Ленина отказываться от не отвечающих жизни догм. В историческом плане Горбачев обратил внимание на важность живого творчества масс, на необходимость смелых социальных экспериментов при созидании нового. Говорил и о значении внутрипартийных дискуссий, которые помогали выработке нужных решений; о недоиспользованных возможностях нэпа; при признании переломного характера коллективизации необычно много внимания уделил ее негативным последствиям. Был поставлен вопрос о социальной цене революционных преобразований.
На официальном уровне было признано создание к концу х годов административно-командной системы, охватившей не только экономику, но и распространившуюся на надстройку; при признании «противоречивости» оценки Сталина, больше говорилось о беззакониях, совершенных им и «его ближайшим окружением»; указывая на необоснованность репрессий против руководителей партии, государства, а также деятелей культуры, Горбачев призвал довести до конца приостановленный в середине 1960-х годов процесс «восстановления справедливости» - реабилитировать невинно пострадавших; политическая реабилитация Н. Бухарина, прозвучавшая в докладе, положила этому начало. В докладе прозвучало имя Л. Брежнева как человека прямо ответственного за нарастание негативных процессов в жизни общества в 1970 - начале 1980-х годов.
Доклад Горбачева привел к радикализации политики гласности, которая, в свою очередь, вела к поляризации общественных настроений и впоследствии - к политическому размежеванию. Активно велась кампания по «дебрежневизации»: в печати разоблачались факты злоупотреблений и коррупции, в которых были замешаны многие «первые лица» эпохи «застоя». Особенно большой резонанс вызвала информация по так называемому «узбекскому делу» - о крупномасштабных хищениях в республике. Новый мощный импульс получила и кампания по «десталинизации», принявшая широкий размах и имевшая различные формы. В январе 1988 г. при ЦК КПСС была создана комиссия по реабилитации жертв репрессий конца 1930-х годов. Одновременно разворачивается «десталинизация» «снизу». Учрежденное рядом творческих организаций историко-просветительское общество «Мемориал» ставило своей задачей содействие полной реабилитации жертв репрессий, оказание помощи пострадавшим от них лицам, создание на территории СССР памятника жертвам сталинизма, восстановление исторической правды о незаконных и террористических методах политической деятельности.
Однако происходящее неоднозначно оценивалось общественным сознанием, так как под лозунгом «возрождения ленинского облика социализма» в средствах массовой информации развертывается кампания по «демифологизации» прошлого, в ходе которой начинается критика идеологических ценностей социализма. На страницах некоторых изданий ликвидация «белых пятен» постепенно превращалась в закрашивание черной краской целых исторических периодов. При этом с понятием «сталинизм» все чаще начинают ассоциировать все происходившее в стране в 1920 - середине 1950-х годов, ставить под сомнение социалистичность построенного в СССР общества.
Все это привело к тому, что на рубеже 1987-1988 гг. начинается размежевание относительно проводимого в стране курса. При этом одни полагали, что преобразования идут слишком медленно и не дают результатов - именно в таком духе было оценено выступление первого секретаря Московской партийной организации Б. Ельцина на октябрьском (1987) Пленуме ЦК. Другие полагали, что под флагом «перестройки» идет «сдача» социализма, при том, что цели «реформаторов» остаются туманными. Эти настроения нашли отражение в нашумевшей весной 1988 г. статье Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами». Обе позиции были резко осуждены «горбачевцами».
Главным политическим событием 1988 г. явилась XIX партийная конференция. Она проходила в совершенно новой атмосфере, отразившей перемены последних лет. Это был первый относительно свободный за многие годы форум, на котором прозвучали действительно разные точки зрения по ключевым
Б. Ельцин и делегаты XIX Всесоюзной партийной конференции. 1 988 г.
проблемам. Неравнодушие аудитории проявилось в бурных овациях одним и «захлопывании» других. Влияние конференции на идейный климат в обществе было усилено трансляцией ее работы по телевидению.
На конференции были конкретизированы идеи реформы политической системы общества, которые затрагивали два базовых института - государство и партию. Намечавшиеся перемены должны были привести к реальному разграничению функций между ними. Демократизации общества, усилению влияния граждан на принятие решений были призваны способствовать два новых государственных института - съезд народных депутатов и действующий на постоянной основе парламент. Эти решения конференции были отражены в соответствующих поправках к Конституции СССР, которые были внесены в нее осенью 1988 г. После конференции в сентябре началась крупнейшая за многие годы реорганизация аппарата ЦК КПСС. Вместо более чем двадцати «отраслевых» отделов были созданы шесть комиссий в соответствии с основными направлениями партийной работы в новых условиях. Все комиссии возглавили секретари ЦК. Значительно сократилась общая численность сотрудников аппарата, что подчеркивало стремление освободить высшие партийные органы от функций оперативного управления.
Взятый в январе 1987 г. курс на демократизацию и гласность к концу 1988 г. привел к важным последствиям. К этому времени происходит стремительная эволюция представлений о путях, степени радикальности и конечных целях реформирования общества. И, что особенно важно, в это время перестройка приобрела автономность от своих инициаторов, что открывало и возможные альтернативы в дальнейшем развитии событий.
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования»
На региональный конкурс методических разработок учителей истории и обществознания «Я иду на урок!»
Методическая разработка урока истории: «Развитие гласности в СССР»
МБОУ СОШ №46 г. Липецка
Зайцева Юлия Николаевна
Методический комментарий
Класс – 11 класс
Тема: Развитие гласности в СССР
Цели урока:
Сформировать у учеников представление о развитии гласности и демократии в СССР, как об одном из направлений перестройки.
Выделять причинно-следственные связи
Формировать навыки анализа исторической информации, представленной в разных источниках.
Продолжить формировать навыки анализа и систематизации информации.
Развивать имение использовать ИКТ на уроках.
Задачи урока:
Образовательные :
Изучить термины: «Гласность», «Демократия», «Перестройка»
Изучить этапы формирования гласности в советском обществе.
Рассмотреть проявление гласности в разных сферах общественной жизни.
Изучить итоги проявления гласности и демократии в советском обществе.
Развивающие
Продолжить формировать навыки аналитического мышления
Продолжить развивать навыки работы с текстом учебника, выделять главную информацию
Формировать навыки работы с дополнительной информацией, включающие анализ информации, выделение главного и представление в виде краткого сообщения.
Уметь аргументированно отстаивать свою точку зрения
Воспитательные:
Воспитывать чувство сопричастности к истории своей страны
Воспитывать чувство гражданской ответственности учеников
Продолжать воспитывать чувство к друг к другу во время самостоятельной работы, уметь выслушать точку зрения своих товарищей
Планируемые результаты:
Усвоить термины «гласность» ее основные цели и результаты
Получение знания о гласности, как об одном из направлений перестройки, через участие в дискуссии
Выделение основных этапов расширения гласности
Систематизация и отбор информации, через самостоятельную подготовку сообщений
Технологии обучения:
Проблемное обучение;
Личностно - ориентированное обучение;
ИКТ.
Необходимые технические средства: мультимедийное оборудование; персональный компьютер
Наглядность: Мультимедийная презентация, обложки книг Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984», плакаты периода гласности. Фрагмент передачи «Взгляд» за 1986 г., Фрагмент выступления В. Цоя с песней «Перемен!».
Используемая литература:
учебник – Н.В. Загладин 11 класс. М., 2014
Интернет-ресурсы:
Интернет-портал «РешуЕГЭ»
Видео-хостинг -
Технологическая карта урока.
Называют отсутствующих. Проверяют готовность к занятию.Регулятивные УУД: Способность к управлению своим поведением и готовность и нацеленность на получение знаний.
2. Мотивация деятельности
5минут
Обратите свое внимание на экран, перед вам плакаты, относящиеся к 80-ым годам XX века, внимательно посмотрите на них и
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке сегодня? Попробуйте сформулировать тему урока. Слайд 1
Выслушивает ответы. Корректирует тему.
Итак, тема нашего урока: Развитие гласности в СССР. Слайд 2
Как вы думаете каковы цели нашего занятия?
Для получения оценки необходимо активно участвовать в работе.
Сообщение плана работы:
Расширение гласности
Проявление гласности в различных сферах жизни
Переосмысление прошлого и ориентиры на будущие. Слайд 3 .
Слушают преподавателя.
Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.
Дают различные ответы.
Речь пойдет о свободе слова. О свободе мысли. О возможности высказывать свое мнение. Об возможном изменении общества в СССР.
Предлагают различные формулировки.
Слайд 1.
Записывают тему Слайд 2
Формируют цели.
Целями нашего занятия является, рассмотрение факторов связанных с изменение жизни в советском обществе в период перестройки. Проследить какое значение для этого имела гласность.
Слайд 3 . Знакомятся с планом.
Личностные УУД: Формирование ответственного отношения к учению.
Метапредметные регулятивные УУД:
Способность самостоятельно формировать цели обучения и пути их достижения. Способность обобщать информацию и анализировать ее.
Метапредметные коммуникативные УУД:
Умение использовать свои речевые средства для взаимодействия с учителем и друг с другом, при определении темы и целей урока.
Умение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, делать выводы при работе с иллюстративным материалом.
Актуализация опорных знаний и способов деятельности.
2 минуты
На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели тему Перестройка в сфере экономики и политики . Давайте вспомним, удались ли реформы и на что они были нацелены?
Верно, ребята, однако механизмы перестройки укрепились в обществе. Одним из основных способов формирования нового сознания людей стала гласность. Прежде всего гласность была связана с отменой цензуры.
Давайте вспомним, что такое цензура? Какую роль она играла в советском обществе?
Слайд 4
Верно, во времена перестройки цензура начинает ослабевать. Появляется гласность.
М.С. Горбачев проводил реформы в сфере экономики, которые были нацелены на привнесение и экономику рыночных механизмов, а также стремился к многопартийности. Однако реформы не были до конца реализованы, что приводило к углублению кризиса.
Цензура - контроль за содержанием и распространением , печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений , и произведений, передач и . В обществе цезура распространялась с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью нежелательными.
Слайд 4.
Предметные УУД:
Уметь определять события.
Представлять мотивы и результаты осуществленных реформ. Умение определять понятия.
Создание проблемной ситуации
2 мин.
Гласность.
Гласность?..
Гласность…
Как вы думаете, что означают знаки препинания после слова гласность?
Давайте разбираться.
Верно ребята.
Слайд 5.
Во время сообщения основных вопросов, ученики активизируют свою мыслительную деятельность с помощью вопросов на слайде. Акцентируют внимание на предстоящей работе.
Это означает, что проблемным вопросом нашего урока является усвоение знаний о том что такое «гласность», хорошо ли это или нет, и к чему это привело общество..
Слайд 5.
Личностные УУД:
Формирование ответственного отношения к учению, на основе мотивации к обучению и познанию.
Изучение нового материала
23 мин.
Термин «гласность» как свидетельство новых подходов к впервые прозвучал в выступлении Горбачева на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.) Слайд 6.
А теперь давайте вы попробуете дать определение термина гласность.
Выслушивает ответы, корректирует определение.
«Гласность» замышлялась изначально не более чем обновление утратившей свою действенность официальной идеологии. Однако вскоре контроль над пропагандой КПСС был утрачен.
Преподаватель сообщает цели гласногсти.
А теперь определим, как проходило распространение гласности в советском обществе. Откройте учебник на С. 321-322. Выпишите как происходило расширение гласности .
Хорошо ребята, все верно. Слайд 8.
Гласность проявлялась везде в кино, музыке литературе. На дом вы получали задание составить мини-сообщения о развитии литературы, музыки, кино в годы перестройки.
Гласность в литературе выступление ученика.
Кино и реабилитация выступление ученика.
Еще одной сферой искусства которую коснулась гласность была музыка, на радио и на кассетных пленках появляются записи различных исполнителей. Особую популярность удается завоевать группе «Кино» во главе с Виктором Цоем. Легендарная Песня «Перемен!», впервые исполненная в 1986 г. стала гимном перестройки и гласности, и хотя сам Цой утверждал что не вкладывал в песню никакого политического смысла, народ воспринимал это именно так. Я предлагаю прослушать Вам композицию и ответить почему? Организуется мини-дискуссия. Слайд 16.
В чем смысл высказывания
Из выступления И. К. Полозкова. 31 января 1991 г. Слайд 15
«Если раньше монополией на гласность обладала КПСС, то теперь эта монополия у противоборствующих с ней сил».
Подумайте каковы же были итоги гласности.
Корректирует итоги гласности.
Слайд 18 .
В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика и телепередачи («Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд») люди стремились быть в центре происходящего.
Краткая информация о Владе Листьеве. Слайд 19.
Просмотрите видеосюжет видео-передачи ставшей культовым символом Перестройки «Взгляд» за 1987 г. Слайд № 20
Вопросы: Слайд №21
Организация дискуссии по следующим вопросам:
Какая проблема поднимается в видеосюжете?
Как советские граждане относятся к очередям и проблеме дефицита?
Как вы считаете, мог бы такой видеосюжет попасть на экраны в более раннее время? Почему? Свой ответ аргументируйте.
Развитее СМИ привела к тому, что начали обсуждать актуальные проблемы. Средством выражения стал перестроечный плакат. Слайд №22.
Что изображено на плакатах? Какие проблемы?
Во времена гласности широко обсуждались механизмы будущей организации жизни общества. Единственной возможной альтернативой виделась демократическое общество.
Записывают дату. Слайд 6.
Ученики предлагают свои формулировки понятия. Гласность – одно из направлений перестройки, связанное с частичной отменой цензуры и расширением свободы слова.
Записывают термин гласность Слайд 7.
Привычка к самоцензуре, недовольство партократии – на первом этапе (1986г.);
Поддержка сверху, смена руководства ряда центральных изданий;
Расширение зоны и усиление остроты критики;
Ограничение функций Главлита (1988г.);
Рост популярности изданий, проявлявших смелость и инициативу;
Политическая дифференциация в СМИ;
Новый взгляд на власть, историю, правозащитное движение. Слайд 8.
Ученик выступает с сообщением о литературе времен перестройке, акцентируя внимания на новые произведения, а так же на том, что стали печатать ранее запрещенные произведения. Рассматривается личность А.И. Солженицына. Слайды 9-12. Остальные слушают задают вопросы.
Ученик обращает внимание что в фильмах начинают затрагивать острые социальные проблемы, реабилитируются полит. заключенные, издаются книги памяти. Слайды 13-15.
Организуется мини-дискуссия. Фраза «хотим перемен, мы ждем перемен» на фоне экономического кризиса и социальных потрясений, воспринималась людьми как прямое руководство к действию, именно поэтому она и стала гимном перестройки, гласности, которая ставила своей целью планомерное изменение общества.
Смысл высказывания И.К. Полозкова состоит в утверждении, что гласность, начавшись как механизм воздействия коммунистов на общество, постепенно охватила проивоборствующей ей силы.
Формулируют итоги гласности.
1.Возродилась многопартийность
2. Реабилитированы жертвы сталинских репрессий
3. Активизировались различные общественные силы
4. Гласность повлекла за собой расширение демократизации страны
5. Отменена цензура
6. Рост интереса россиян к истории государства
Слайд 18
.
Слушаю и анализируют услышанное.
Участие в дискуссии.
Проблема недостатка товаров легкой промышленности.
Советские граждане уже смирились с и считают, что очереди будут всегда.
Нет, так как цензура этого бы не допустила.
На перестроечных плакатах изображены острые социальные проблемы, взяточничество, использование открытости информации не для дела, недоверие к политической ситуации в стране.
Личностные УУД:
Способность к самостоятельной работе и самопознанию. Формирование доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, по время выступления с сообщением. Формирование грамотной речи, умение осознанно отстаивать свою точку зрения. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего уровню современной исторической науки.
Метапредметные регулятивные УУД:
Формирование умения ставить цели и соотносить свои действия с поставленными результатами.
Формирование навыка самостоятельно оценивать правильность выбранных задач.
Метапредметные коммуникативные УУД.
Формирование навыка работать с большими объемами информации и представлять ее в виде устного сообщения. Оттачивать умение участия в дискуссии. Умение использовать монологическую речь для выражения своей точки зрения.
Метапредметные познавательные УУД.
Умение формировать понятия, обобщения, выводы, причинно-следственные связи. Строить логические рассуждения умозаключения.
Предметные УУД:
Умение определять и формулировать понятия, определять цели, этапы расширения и итоги гласности. Представлять мотивы введения гласности в общественную жизнь СССР.
Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.
Толерантно определять своё отношение к иным позициям.
Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала
10 мин.
А теперь вернемся к нашему проблемному заданию урока.
Гласность.
Гласность?..
Гласность…
Слайд 23.
Выполните тест. Прил.1.
Ученики через обсуждение приходят к тому, что дать однозначные ответы на эти вопросы нельзя, С одной стороны, во времена гласности люди получили больше свободы слова, появилась надежда на решение проблем. С другой, это привело к вседозволенности. Итоги, гласности так же имели и положительные и отрицательные стороны.
Выполняют тест.
Коммуникативные УУД: Использовать речевые средства, для успешного закрепления.
Предметные УУД:
Определять и объяснять свою оценку гласности.
Метапредметные познавательные УУД:
Умение работать с тестами.
Подведение итогов и рефлексия занятия
3 минуты
Мы с вами рассмотрели тему – гласность в СССР. Давайте попробуем сделать вывод по уроку. Верно ребята.
теперь запишите домашнее задание – параграф 44. Составить сообщения о проявлении гласности в Липецкой области.
Аргументированное выставление оценок.
Вывод: Сегодня мы рассмотрели одно из ключевых понятий перестройки – гласность. Гласность означала отмену цензуры в обществе, переход к демократическим принципам в обществе. Записывают задание. Выставляют оценок.
Метапредметные познавательные УУД:
Умения обобщать и делать логические умозаключения.
Приложение 1.
Проверочный тест
(г. Саратов)
ГЛАСНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕСТРОЙКИ
Многие годы советское общество воспитывалось в духе тоталитаризма. В период сталинизма право на существование имел один голос и одно мнение. Любое постороннее высказывание жестко наказывалось. На XX Съезде партии был развенчан культ личности Сталина и наметился конец тоталитарному режиму. На Съезде провозглашалась демократизация, но, не получив должного правового закрепления, не обеспеченная никакими правовыми гарантиями гласность постепенно была сведена на нет, и к 60-м годам процесс демократизации был свернут. Дальнейшее время, получившее название "эпохи застоя", характеризовалось различными формами полуправды, полугласности, расхождением между словом и делом, мыслью и словом.
С приходом в марте 1985 г. к власти страна взяла новый курс на ускорение социально-экономического развития , на развитие демократии, расширение гласности; общество ожидали глубокие перемены. Была выдвинута идея нового политического мышления, переосмысления современного мира и проведения политики с позиций общечеловеческих ценностей. Этот этап впоследствии назовут перестройкой, но с ней связываются не только преобразования в экономической, политической и социальной сферах. Важной его частью является провозглашение гласности, отказ от привычного советского мышления. Но сложившаяся к этому времени цензура советского типа по треугольной формуле: партия - Главлит СССР - репрессивные органы - функционировала исправно и была очень хорошо отлажена.
В обществе необходимо было создать благоприятные условия для того, чтобы гласность получила свое распространение, для этого необходимо было не только научить людей не бояться выражать свое мнение, пусть даже это мнение не соответствовало линии партии, но и разработать правовые механизмы защиты и реализации провозглашаемых новаций. Необходимость правового закрепления была важна, так как существовавшее общество было воспитано иначе и возможность вносить какие-либо кардинальные изменения была только у государства, путем создания благоприятной правовой атмосферы, обеспеченной его принудительной силой.
Термин "гласность", прозвучавший вместе с началом реформ, не имел четкого определения, отсутствовало его законодательное закрепление, для того чтобы понять его, необходимо обратиться к словарю. В энциклопедическом словаре "гласность" определяется как "открытость, доступность информации о деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и т. п. для общественного ознакомления, обсуждения". Читая данное определение, можно предположить, какое колоссальное значение играла гласность в описываемый период. Ведь сложившаяся консервативная, закрытая система была хорошо защищена. Гласность, являющаяся неотъемлемой частью демократического общества, была призвана открыть обществу деятельность государственных органов, сблизить общество и государство, дать возможность общественности дать оценку деятельности государства.
Апрельский Пленум ЦК КПСС 1985 г., XXVII Съезд партии и XIX Всесоюзная партийная конференция провозгласят, а впоследствии и закрепят гласность как неотъемлемое условие и средство очищения и обновления советского общества, как идеологический и политический принцип. В этом качестве гласность должна была пронизывать все сферы как государственной, так и общественной жизни; основными критериями ее выступали: информационная открытость, правдивость информации, социалистический плюрализм мнений, принцип нерасхождения слова и дела и т. д.
Впервые о гласности заговорили на XXVII Съезде ЦК КПСС в феврале - марте 1986 г. , выступая, говорил: "Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс и их участия в управлении".
В результате XXVII Съездом КПСС был задан общий для всех структур вектор политической направленности. Наиболее приоритетным в деятельности органов государственной власти стал принцип гласности, который включал в себя не только возможность получения разного рода информации, но и возможность оценивать ее критически. Знаковым документом в этой связи стало Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 01.01.01 г. № 9 "О применении судами законодательства об ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику". Пленум Верховного Суда СССР постановил: "Обратить особое внимание судов на подобные злоупотребления, при наличии на то оснований привлекать не только к дисциплинарной, но и к уголовной ответственности . Назначая виновным наказание за преступление, предусмотренное ст. 139.1 УК РСФСР, судом должен решаться вопрос о применении дополнительной меры наказания в виде лишения права занимать определенные должности. Ввиду того что дела данной категории имеют большое общественное значение, необходимо шире использовать печать, радио и другие средства массовой информации для освещения судебных процессов по этим делам".
Данные материалы свидетельствуют о масштабах вносимых изменений в столь небольшой срок. Правовая база конца 90-х годов начинала формировать политику нового образца, через призму демократических начал.
Гласность, встречающаяся в различных государственных и партийных актах, должна была получить самостоятельное закрепление в виде нормативно-правового акта "О гласности". Стремление на законодательном уровне урегулировать положение гласности было необходимо ввиду того, что все чаще в освещении событий прошлого и их переоценке имели место факты злоупотребления ею. Данный вопрос широко обсуждался на февральском Пленуме ЦК КПСС в 1988 г. Гласность предполагает свободу слова для тех, кто хотел бы говорить правду, стремится к процессу демократизации, но подчас гласность используется в личных, корыстных целях. В публикациях все чаще стали встречаться случаи, когда отдельные факты подавались искаженно, тенденциозно, размывались идеологические критерии в оценке событий и явлений. Все это не могло оставаться в тени, чувство свободы в выборе тем для обсуждения не могло не наносить ущерба имиджу как государственных служащих, так и государству в целом, но даже в свете подобных событий было решено наиболее динамично раскрывать и обсуждать сведения о руководителях партии и государства; ученых; о деятелях искусства, которые были репрессированы во времена культа личности Сталина.
На XIX Всесоюзной партийной конференции были сформулированы принципы гласности:
Неотъемлемые права каждого гражданина на получение по любому вопросу общественной жизни полной и достоверной информации, не составляющей государственной и военной тайны;
Право на открытое и свободное обсуждение любого общественно значимого вопроса;
На конференции поднимался вопрос, уже рассматривавшийся на Пленуме ЦК КПСС в январе 1987 г., о необходимости создания правовых гарантий гласности. Делегаты сошлись на необходимости конституционного закрепления прав граждан СССР на информацию, а также о необходимости разработки законодательных актов, определяющих права и обязанности государства, должностных лиц и граждан по реализации принципов гласности.
Свобода, данная СМИ, играла для партии не только положительную роль, призывы критически оценивать прошлое переходили в переоценку действующих событий, критике поддавались нововведения, общество, еще недавно боящееся говорить, за три года реформ высказывалось открыто, критически оценивая ситуацию. Но нельзя сказать, что развитие гласности в СССР в рассматриваемый период проходило линейно только лишь в направлении ее развития, попытки государственных органов пресечь критические высказывания все же имели место. Так, 8 апреля 1989 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР" был введен ряд статей, ст. 74.1 "Оскорбление или дискредитация государственных органов и общественных организаций". В ней противоправным считалось публичное оскорбление или дискредитация высших органов государственной власти, должностных лиц и т. д.. Ввод данной статьи был не совсем логичным шагом, так как практически все общественно значимые события сводились к призывам развития критики, в том числе и органов государственной власти. Впрочем, просуществовав чуть меньше трех месяцев, ст. 74.1 УК РСФСР была отменена. "О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР". В целях создания благоприятных условий для развития критики была отменена ст. 190.1 УК РСФСР, которая запрещала распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй. Вышеназванным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 апреля 1989 г. "О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР" отменялась ст. 190.1 УК РСФСР и вводилась ст. 70 УК РСФСР, ответственность по настоящей статье наступала в случае призывов к свержению или изменению советского государственного и общественного строя способом, противоречащим Конституции СССР, либо воспрепятствованию исполнения советских законов в целях подрыва политической и экономической системы СССР.
Сильным сдерживающим фактором развития гласности выступил принятый Верховным Советом СССР от 01.01.01 г. Закон СССР № 000-1 "О защите чести и достоинства Президента СССР", который позволял по решению суда прекратить деятельность любого СМИ в случае неоднократного распространения материалов, содержащих оскорбительные либо не соответствующие действительности сведения в отношении Президента СССР.
Апологетом развития гласности становится принятие Закона СССР от 01.01.01 г. № 000-1 "О печати и других СМИ". Принятый Закон запрещал цензуру и гарантировал свободу для СМИ. В связи с этим отпала потребность в органе, занимающемся идеологической цензурой.
25 октября 1991 г. вышел Приказ № 3 Агентства по защите государственных секретов в СМИ при Министерстве информации и печати СССР "О работе ликвидационной комиссии ". Настоящий Приказ утверждал состав ликвидационной комиссии Агентства по защите государственных секретов в СМИ при Министерстве информации и печати СССР и устанавливал в срок до 25 декабря 1991 г. окончить ликвидационную процедуру. С этим событием ознаменовалась победа гласности и исчезновение советской цензуры.
Процесс развития гласности оказался не простым, прежде чем провозгласить гласность, необходимо было создать правовую основу. Вопрос же о разработке и законодательном закреплении гласности возник, когда прошел уже не один год с момента ее провозглашения. Непроработанность подобных моментов оказалась роковой, ситуация вышла из-под контроля. Возможность восстановления информационного правопорядка , безусловно, была, но требовалось отступиться от намеченного пути реформирования системы. Этого сделано не было. Стремление изменить общество за столь короткий срок, научить его жить по-другому было утопической идеей, которую внедряли обществу, воспитанному в духе консерватизма, без соответствующих объяснений и разъяснений относительно существа провозглашаемых свобод. И как результат, развитие гласности пошло вразрез с государственной политикой и уже по совершенно иному сценарию.
Идеология и социальная политика: Сборник научных трудов. Свердловск: Изд-во Свердл. ин-та нар. хоз-ва, 1990. С.
Судьбы гласности: Мат-лы межд. науч.-практич. конференц. "Судьбы гласности (1Опыт ее защиты (1". М.: Мельгир, 2001. С. 60.
Энциклопедический словарь / Ред. кол.: , и др. М.: Большая российская энциклопедия, 1995. С. 174.
Горбачев доклад ЦК КПСС XXVII Съезду Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1986. С. 111.
Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 3.
Материалы Пленума ЦК КПСС,января 1987 г. М.: Политиздат, 1987. С. 33.
Перестройка и гласность. Роль СМИ и пропаганды в перестройке жизни советского общества. Киев: Знание, 1988. С. 2.
Там же. С. 10.
XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза (28 июня - 1 июля 1988 г.): Стенографический отчет: В 2 т. М.: Политиздат, 1988. Т. 2. С.
Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 28. Ст. 739.
Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 16. Ст. 397.
Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 26. С.