Сергий Радонежский: мощи, иконы, храмы. Свято-Троицкая Сергиева лавра. Что такое мощи - как правильно прикладываться к мощам святых
Святая блаженная старица Матрона Московская - одна из наиболее почитаемых русских святых двадцатого столетия. Именно поэтому многие православные паломники интересуются, где мощи Матроны Московской и, как проехать к мощам Матроны Московском? По молитвам к Святой Матроне не рас совершались исцеления и чудеса. Со всех концов России и даже из других стран люди приезжают, чтобы попросить у Святой Матроны заступничества, исцеления и помощи в благих делах. Святая Матрона близка всем, кто узнает ее сложный жизненный путь, наполненный святостью, смирением и любовью к людям. Данный ей от Бога дар исцеления и умения предсказывать события еще при жизни сделал Святую Матрону значимой для верующих. Она не оставила никого без помощи и заступничества перед Богом и после своей кончины.
Жизнь Святой Матроны Московской
Простая неграмотная крестьянка, слепая, обездвиженная, бездомная, четверть века скитавшаяся по московским домам, Матрена Дмитриевна Никонова привлекала к себе людей даром исцеления и предсказания, но самое главное - глубокой церковной верой.
Блаженная Матрона Московская. Икона
Блаженная старица Матрона Московская
Покровский монастырь (ул. Таганская, 58), где пребывают мощи старицы - чуть ли не самая посещаемая московская обитель. В любое время года очередь к мощам блаженной Матроны растягивается на несколько часов. К блаженной старице притекают с простыми житейскими просьбами - молитвами об удачном замужестве, об исцелении тяжких недугов, о решении семейных неурядиц, о работе…
Поклониться всенародно любимой святой можно не только в Покровском монастыре. Частицы мощей праведницы находятся во многих московских храмах.
Очередь к мощам святой Матроны в Покровском монастыре
Храм Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище
В храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище (Измайловское шоссе, дом 2) можно помолиться перед иконой святой Матроны с частицей мощей и перед другими ценными святынями: иконой святых благоверных князя Петра и княгини Февронии с частицами их мощей, а также иконой блаженного Августина, епископа Иппонийского, также с частицей мощей.
В храме святой благоверной княгини Евфросинии Московской (Нахимовский проспект, влад.6) также есть икона с частицей мощей блаженной Матроны, а также частицы мощей многих других святых, в числе которых: великомученица Варвара, святой благоверный князь Александр Невский, святитель Тихон Московский, святитель Димитрий Московский и другие.
В храме святых бессребренников Косьмы и Дамиана в Шубино (Столешников пер., 2) также есть икона блаженной Матроны с частицей мощей.
Такая же икона пребывает в храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке.
Храм Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье)
На подворье Соловецкого монастыря - в храме великомученика Георгия Победоносца в Ендове (ул. Осипенко, 6) - кроме частицы мощей блаженной Матроны, пребывают частицы мощей других святых: святого великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика Пантелеимона и других.
Храм св. вмч. Георгия Победоносца в Ендове
В храме святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (Большая Полянка, 29а) также можно поклониться не только блаженной старице Матроне, но и святителям Григорию Неокесарийскому и Григорию Богослову, чьи мощи также находятся в храме.
Особая святыня, связанная с почитанием святой Матроны Московской, хранится в храме святого Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе (улица Александра Солженицына, дом 15) - погребальная рубашка старицы.
В самом Покровском монастыре находится чуть менее известная святыня, связанная с именем блаженной - икона Божией Матери «Взыскание погибших». Часто оказывается, что к этому чудотворному образу очередь совсем небольшая или вовсе отсутствует. За эту икону мы можем поблагодарить блаженную старицу Матрону Московскую - образ написан по ее благословению.
Вы прочитали статью Мощи Святой Матроны Московской: где поклониться?
Мощи святых - мы часто слышим это словосочетание, но мало кто задумывается над тем, что же это такое. Между тем, с почитанием святых мощей напрямую связана история становления церкви. Святые праведники и великомученики всегда были примером великого служения делу веры, а после смерти стали предметом трепетного почитания.
Что такое мощи святых?
Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово "мощи" в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.
Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.
Как выглядят мощи святых?
Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии - церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.
- Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
- Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
- Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия
Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.
- Когда были обретены мощи , они оказались нетленны.
- У была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.
К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились. Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются. На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ - в широком смысле - это любые останки, в более узком – кости святых.
В чем хранятся мощи?
Что такое «обретение мощей»? Это обнаружение останков праведника и перенесение их в храм. Этот процесс сопровождается особым обрядом, а мощи помещают в специальный ящик, называемый «рака». Если мощи выставлены для почитания, они бывают облачены в парадные одежды, а сам ларец, в чем лежат мощи, изготавливается из ценных пород дерева, благородных металлов, как правило, в форме гроба. Его украшают, покрывают красивыми тканями. По большим праздникам раки выносят из храма. Небольшие раки называются ковчежцами или ларцами. Там находятся частицы мощей.
Чем отличаются мощи от частицы?
Древняя Церковь совершала в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых. С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей. Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.
Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых. Что такое частица мощей святого – это часть, отделенная от более крупных. Феномен частиц мощей в том, что не имеет значения, какого размера часть – и большая и малая, они одинаково несут в себе Благодать, которой наполнен праведник. Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.
Что значит - мощи мироточат?
Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры - что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным. Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро - органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых. Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.
Зачем поклоняться мощам?
Церковь утверждает, что Иисус воскрес и духовно, и телесно. Поэтому освящена не только душа, но и тело. Оно становится носителем Божественной Благодати и распространяет эту Благодать вокруг. Традиции поклонения мощам уже очень много лет. Седьмой Вселенский собор прямо говорит, что такое мощи - это спасительные источники, изливающие на достойных Силу Божью через Христа, который в них обитает. Ответ на вопрос - зачем прикладываться к мощам святых прост -посредством прикосновения к священным предметам, мы приобщаемся к Божественной Благодати.
Как правильно прикладываться к мощам святых?
К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.
- При подходе к святыне нужно дважды поклониться, можно сделать земной поклон. Никогда нельзя задерживать людей, поэтому, прежде, чем поклониться, нужно убедиться, что нет очереди.
- Женщины должны быть без косметики.
- После поклона можно перекреститься и прикоснуться к раке.
- Прочитать молитву, обратиться к святому. Можно попросить совета, рассказать о своей беде, прикосновение к святому предмету – это еще один способ обратиться к богу.
- Еще раз перекреститься, поклониться и отойти.
Что просить у мощей?
Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами. В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов. Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.
Наверное, нет ни одного человека, особенно среди русскоязычного населения, кто бы не слышал этой фразы. Возможно, кто-то имеет об этом своё представление, а кто-то совсем не имеет. Но хотелось бы, на самом деле, узнать точно и подробно — что же это такое?
Чтобы это понять, нужно будет заглянуть в историю , и непросто как эпоху, а в историю церкви. Заглянуть в те времена, когда люди имели глубокую веру в Бога и, благодаря вере, совершали удивительные дела.
1. Мощи святых, что же это такое?
Итак, что же означает само слово «мощи»? Всё очень просто — это останки умершего человека. Но почему же «мощи»? Ведь это слово относится к значению огромной силы. Но, как раз об этом и говорилось, что те люди глубокой веры, совершали необычные дела , подвиги и даже сверхъестественные чудеса, как будто бы за ними стояла великая сила. И поэтому после смерти, их тела трудно было назвать просто останками, но называли мощами святых. Тем более, люди верили, да и сегодня верят, что та невероятная сила, которая сопровождала их при жизни, осталась и присутствует в останках!
Вот теперь можно дать точное определение — это останки святых людей, могущие совершать необычные действия. В истории церкви и в настоящее время можно услышать множество свидетельств таких чудес возле мощей!
Христианские священники, объясняют это явление, тем, что у святых и праведных людей не только святая душа, но и тело. Поэтому их почитают непросто как память, но и почитают их останки и сохраняют их, считая источником Божественной благодати, к которому можно обратиться в молитве.
2. Интересно, какое определение даёт википедия?
Материал из Википедии - свободной энциклопедии:
Мо́щи (др.греч. λείψανα, лат. reliquiae) - останки людей, причисленных после смерти к лику святых. Мощи святых являются объектом почитания в Исторических церквях. Учение об их обязательном почитании было подтверждено в 787 году на Втором Никейском (Седьмом Вселенском) соборе. Согласно этому учению, мощи являются носителями благодати, должны сохраняться и почитаться с нравственно-назидательными и литургическими целями.
Это определение, подтверждает, то о чём было написано выше и даёт полноту понимания.
3. Какой вид у святых мощей?
Главное, понять, что они могут выглядеть по-разному. Это необязательно целое тело или нетленное, потому что такое слово часто можно слышать. Но в истории церкви, святых сжигали за веру, бросали на растерзание львам, мучали, распиливали. Об этом можно даже прочитать в библии, например, послание к Евреям, 11 глава. Поэтому видом мощей — могут быть кости, части тела, пепел, то есть разные останки. Но есть и нетленные мощи , например, . Но самое главное, не то, как выглядят останки, а главное, это сопровождение чудесами, только такие называются святыми.
4. Вот фото некоторых святых мощей
Община в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы г. Тренто.
Остров Крит, паломнический центр.
Мощи святых мучеников
5. Где и как хранят мощи святых?
Из-за обладания такими чудесными свойствами останков, их не хоронят.
Когда где-то находят останки праведника , их переносят в храм. При этом совершают целый обряд и это называется «обретение мощей». Дальше помещают в ящик, который называется «рака».
Иногда мощи выставляют напоказ, особенно на большие религиозные праздники, чтобы люди могли почтить их. В этом случае, делают особенный ящик из дорогих пород деревьев, драгоценных металлов, по форме напоминающий гроб. Он украшается красивыми тканями. Мощи должны быть в каждом православном храме. Так как богослужения можно проводить только там, где есть мощь. Это было введено в седьмом веке. Как будто служение происходит в присутствии святых . Для этого мощи могут разделять на частицы, чтобы хватало на все места богослужений. Люди верят, что неважно, целая это часть или частица, там одинаково присутствует божественная сила и благодать.
6. Почему мощи святых не тлеют?
Из истории можно прочитать множество случаев, когда находили тела усопших нетленными, но на самом деле, чаще всего это легенды, поверья и всё это носит манипулятивный характер. Именно по этой причине, церковью было принято решение, не считать нетление признаком святости, а лишь только чудеса.
Но всё-таки факты есть таких случаев. Учёные это объясняют по-разному. Иногда это происходило из-за особенного места захоронения, например, подвалы катакомб и благодаря природным условиям, тела действительно сохранялись. Но также множество случаев, когда учёные были поставлены в тупик и вынуждены были признать особенность останков святых. В сравнении с египетскими мумиями, которые были зловонны, останки святых, наоборот, благоухали, и учёные установили, что это не было связано с бальзамированием, тем более что, православной церковью не разрешалось бальзамировать. А было связано с изменением структуры организма. Ещё рассказывают, что каждый святой благоухает по-особенному!
Конечно, православные верующие всегда верили и будут верить, что всё-таки есть божественное вмешательство. В православном богословии это описано как знамение о будущем воскресении тел, обещанного верующим.
Ещё очень интересный факт про Афонских монахов. В их вере и традиции всё было как раз наоборот. Когда они хоронили своих братьев, после этого начинали за них молиться . Потом через время выкапывали труп и проверяли. Если тело не истлело, это считалось признаком , его опять закапывали и продолжали ещё больше молиться за умершего брата. Потом снова проверяли и так далее.
7. Одна из самых почитаемых православных святых
Святая Матрона или как её больше любят называть — Матронушка. Она была бедной крестьянкой , к тому же слепой, но очень глубоко верующей. Когда она обращалась к Господу, по её молитве происходило множество чудес исцеления. Ещё при жизни к ней тянулись толпы людей. У неё, так же, проявлялся дар предсказывания.
Большую часть своей жизни Матрона провела сидя. Даже когда она была больной, до самой смерти не переставала принимать людей.
- Сегодня останки хранятся в Московском православном монастыре. Из-за этого территория монастыря никогда не бывает пустой. Люди постоянно съезжаются, со всех районов страны, собирая длиннющие очереди. Они хотят прикоснуться к святой Матроне и просить её о многочисленных нуждах.
- Посещение паломников разрешается в определённое время: с шести утра и до восьми вечера.
- Люди знают и верят, что Матрона поможет. К ней обращаются о заступничестве, решение проблем со здоровьем, в бизнесе, в личной жизни, в бесплодии . Также, просят, когда что-то пропало и нужно найти.
- Людей учат, как правильно молиться. Нужно начинать с определённых слов: «О, блаженная матерь Матрона » или «Святая праведная старица Матрона, проси Бога за нас»
- Ещё нужно знать, как прикладываться к телу Матроны. Чтобы выразить ей своё почтение, перед этим снимают верхнюю одежду, оставляют вещи, сумки. Затем нужно успокоиться и сосредоточиться на молитве, потом покреститься дважды, столько же поклониться и вот теперь губами прикладываются к раке. После этого, нужно опять покреститься и сделать поклоны. Кланяться нужно низко, пока рука не прикоснётся к земле.
- Люди в большом количестве несут живые букеты цветом, поэтому область вокруг раки, всегда утопает в цветах. Эти цветы не выбрасывают, а по одному раздают людям, остальные высушивают и хранят. Приносить можно розы, гвоздики, любых цветов, а вот сирень и хризантемы, только белые и ещё можно красные тюльпаны.
- Многие люди рассказывают о своих переживаниях , что когда подходят к Матроне и молятся, то сразу чувствуется есть ответ или нет. На душе приходит покой, значит, прошение принято или чувствуешь отторжение, значит, нет. Но каждый знает и верит — Матрона хочет помогать всем. И если возникло негативное чувство, нужно подумать, что, может, просьба не является нуждой. Может, это прошение греховное или назло.
- При жизни Матрона учила — «нужно доверяться Божьей воле, Господь всё устроит!»
8. Какое значение для людей даёт почитание святых мощей?
- Нравственное значение и влияние на души живых людей, так как напоминает о личности праведника, его вере, поведении. Это подталкивает людей брать с них пример и делать те же самые дела, подвиги. Приходит пробуждение в сознании людей, особенно вспоминая великих мучеников, побуждая людей к праведности.
- Значение для богослужения, делая его особенным, так как напоминает, что как живые, так и мёртвые — едины в одной Церкви. Что земная жизнь, это не конец. Можно посмотреть на православные кладбища, что до сих пор могилы выглядят, как престолы в храмах. Потому что раньше, там, где не было храмов, верующие могли проводить служения прямо на могилах умерших святых.
- Конечно же, практическое значение — это чудеса. Даже в самой безвыходной ситуации , у человека есть надежда на чудо, через нетленный источник силы в святых останках!
В день соборного почитания первосвятителей московских предлагаем нашим читателям кратко вспомнить их великие деяния и мысленным взором посетить места упокоения их честных мощей. Все они находятся в Москве и Троице-Сергиевой лавре, которая неотделима от бед и горестей, радостей и побед нашего Стольного града.
18 октября Святая Церковь вспоминает собор московских святителей, всех прославленных в лике святых иерархов, бывших на Московской кафедре, Святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев.
1. Успенский Патриарший кафедральный собор Московского Кремля
Успенский собор был усыпальницей Московских митрополитов на протяжение трех веков от начала его строительства и до Синодального периода в истории Русской Церкви. В Успенском соборе покоятся мощи шести первоиерархов, прославленных в лике святых.
В 1325 г. святитель Петр по просьбе великого князя Ивана Даниловича Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.
15 декабря 1448 г. на Соборе русских епископов был избран митрополитом Киевским и всея Руси. Постоянно проживал в Москве и стал последним святителем, носившим титул митрополита Киевского. В 1459 г. соборным решением закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов – Собором русских епископов с согласия московского князя. Таким образом было положено начало фактической автокефальной Русской Церкви, которая отвергла Флорентийскую унию.
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (ок. 1482 – 1563) . В 1547 и 1549 гг. созывает в Москве два Собора, на которых была проведена большая работа по канонизации русских святых, в связи с чем под руководством митрополита составлены жития святых – Великие четьи-минеи. При нем, в 1551 г., состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви. Немало усилий святитель Макарий приложил по организации на Руси книгопечатного дела. При нем была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг.
Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец (1507–1568) . Открыто обличал царя Иоанна Грозного за учреждение опричнины и казни невинных людей, за что был неправедно судим, сослан в тверской Отроч Успенский монастырь, где и убит Малютой Скуратовым.
В 1586 г. избран митрополитом Московским, а в 1589 г. провозглашен находившимся в Москве Константинопольским патриархом Иеремией II первым патриархом на Руси. После смерти Бориса Годунова в 1605 г. отказался признать законность власти Лжедмитрия, оклеветан и изгнан из Москвы. Святитель Иов вернулся в престольный град 14 февраля, был встречен с почетом и 20 февраля в Успенском соборе простил и благословил свою бывшую паству. Таким образом состоялось примирение патриарха с народом, который всего полтора года тому назад в той же самой церкви попустил клевретам самозванца низвергнуть и оскорбить пастыря.
Вскоре после этого события, 19 июня 1607 г., патриарх Иов скончался, окруженный попечениями своего почитателя, архимандрита Старицкого Успенского монастыря Дионисия, того самого, который в смутное время правил Троице-Сергиевой лаврой.
Был ярым противником Лжедмитрия II и польско-литовских интервентов. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру». Умер в заточении от голода, не дожив до освобождения Москвы.
2. Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Вплоть до 1920-х годов мощи святителя Алексия покоились в Алексиевском храме Чудова монастыря, разрушенного в 1929 г. Петру Барановскому, известному архитектору и реставратору древнерусского зодчества, удалось перед сносом храма перевезти мощи на телеге в Успенский собор Кремля.
14 октября 1947 г. в 5 часов 40 минут утра мощи святителя Алексия, Московского чудотворца были доставлены протоиереем Николаем Колчицким в Елоховский собор и встречены патриархом Алексием I.
Святитель Алексий, митрополит Московский (между 1292/1305 – 1378) . Ради исторической правды следует отметить, что святитель Алексий еще носил титул митрополита Киевского и всея Руси, однако во всех церковных текстах именуется митрополитом Московским и всея России чудотворцем. Обладая исключительным умом и способностями, святитель Алексий был фактическим правителем Московского княжества при трех московских князьях. В 1366 г. он начал строительство каменного Кремля. Митрополит пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу; содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями. Святителем Алексием в Москве был основан в честь Нерукотворного Образа Спасителя Андроников монастырь, начато возведение каменного храм во имя Чуда архангела Михаила в Хонех и при нем Чудова монастыря.
Храм Христа Спасителя был заложен в 1839 г, освящен в 1883 г. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города в 1931 г. Заново отстроен и освящен в 1994–2000 гг.
Фасады храма были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом Московским.
9 июня 2004 года состоялось перенесение мощей святителя Филарета из Троице-Сергиевой лавры в Храм Христа Спасителя в Москве, где они почивают в настоящее время в раке к югу от Царских врат верхнего храма.
Митрополит Филарет был одним из образованнейших людей своего времени. Неслучайно ему пришлось стать главным участником великих исторических событий в жизни не только Церкви, но и всей Российской Империи. Так митрополит Филарет сыграл ключевую роль в совершении акта престолонаследия от Александра I к Николаю I. Еще в июле 1823 г. по поручению Александра I архиепископ Филарет в глубочайшей тайне составил манифест о переходе прав на российский престол от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу; 16 (28) августа 1823 г. манифест был утвержден и, спустя 11 дней, получен святителем в конверте с собственноручной надписью императора: «Хранить в Успенском соборе с государственными актами до востребования моего, а в случае моей кончины открыть Московскому епархиальному архиерею и Московскому генерал-губернатору в Успенском соборе прежде всякого другого действия». При подготовке крестьянской реформы в России и освобождения крестьян от крепостной зависимости император Александр II настоял на том, чтобы окончательная редакция Высочайшего Манифеста 19 февраля 1861 года была выработана митрополитом Филаретом.
Еще в Санкт-Петербургской Духовной академии святитель положил начало труду всей своей жизни – переводу на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Однако только в 1856 г. Филарет смог вновь поднять в Святейшем Синоде вопрос о русском переводе Библии. Полная русская Библия вышла из печати уже после его кончины.
Митрополит Филарет любил монастырский уклад жизни и строгое уставное богослужение. За время управления Московской епархией с его благословения и при неустанном попечении было основано девять новых монастырей и четыре скита, в том числе и единоверческие. Святитель прилагал немалые заботы об обращении старообрядцев из раскола к Православию. С благословения святителя Филарета в Московской епархии открыты три православных монастыря в местах расселения старообрядцев, было утверждено чинопоследование по «старым обрядам» с поминанием действующей Церковной иерархии – единоверие, что по мысли святителя, должно было убрать препятствия для желающих достигнуть церковного единства староверов.
4. Троице-Сергиева лавра
10–14 октября 1994 г. были произведены раскопки к югу от храма Сошествия Святого Духа на месте церкви Филарета Милостивого, снесенной в 1938–1940 гг. В результате раскопок были обретены честные мощи святителя Филарета Московского и святителя Иннокентия. Мощи святителя Иннокентия ныне покоятся в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В 1880–1881 гг. подвальная часть Успенского собора была перестроена в крипт, где освящен храм в честь всех Святых, в земле Российской просиявших. Здесь покоятся многие иерархи, в их числе и Святитель Макарий Московский (Невский). В крипте собора совершаются водосвятные молебны (начало в 9.00 и 12.00) и раздается освященное масло.
В 1868 г. после блаженной кончины Святителя Филарета Московского Святейший Синод определил управлять столичной кафедрой епископу с противоположного конца империи, буквально с обратной стороны земного шара, уроженцу Сибири, миссионеру, епископу Камчатскому Иннокентию. Нелегко было взойти на Московскую кафедру после столь блистательного архиерея, каким был святитель Филарет (Дроздов). Кротость и смирение нового московского митрополита расположила сердца москвичей, которые искренне полюбили своего пастыря.
Простота митрополита Иннокентия была необыкновенной. К нему свободно, часто и в неприемные часы, приходили с разными заботами и нуждами священники и миряне, знатные и простого звания люди. Обращался Владыка со всеми без напускной важности и суровости. Он не любил официальные разбирательства с потоком казенных бумаг: многие недоразумения и ссоры улаживал миром в своем кабинете. В отношении к подчиненным был по-отечески снисходителен, но гордеца умел деликатно поставить на место.
Святитель Иннокентий отошел ко Господу в Великую Субботу, 31 марта 1879 г. и похоронен в Духовском храме Троице-Сергиевой лавры.
Святитель Макарий – последний Московский митрополит – находился на Московской кафедре с 1912 по 1917 гг. до Поместного собора, на котором был избран патриарх Московский и всея России святитель Тихон. Последний год жил в селе Котельники близ Люберец, где и скончался от воспаления легких в 1926 г. Похоронен на приходском кладбище станции Люберцы около алтаря кладбищенского храма. В 1957 г. перезахоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.
Как и Святитель Иннокентий (Вениаминов), Макарий (Невский) прославлен в лике святых за апостольские труды по просвещению народов России и за ее пределами.
5. Донской Монастырь
В начале 1992 года в Малом соборе был совершен поджог, в результате чего выгорела практически вся трапезная часть храма. При восстановительных работах после пожара были обнаружены мощи святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, похороненного здесь в 1925 году. Ныне святые мощи святителя Тихона почивают в золоченой раке в Большом соборе монастыря.
Святитель Тихон, патриарх Московский и всея России (Василий Иванович Белавин 1865–1925), первый после восстановления патриаршества в России.
Заслуги Патриарха Тихона перед Российской Церковью неисчислимы. Замечательные слова сказал о нем митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх: «Он один безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы. Мы им живем, движемся и существуем, как православные люди».
Священномученик Петр, митрополит Крутицкий ; патриарший местоблюститель с 1925 г. до ложного сообщения о его кончине в конце 1936 г. (Петр Федорович Полянский 1862–1937).
Отдельно необходимо сказать о священномученике митрополите Петре. Место его захоронения неизвестно. Он был расстрелян 10 октября 1937 г. под Магнитогорском Челябинской области и погребен в одной из безымянных братских могил, где покоятся другие расстрелянные НКВД заключенные. Митрополит Петр принял управление Церковью в самый ураган гонений от безбожной власти, даже известие о его кончине было ложным.
Сведения о святых мощах, чтимых иконах и других святынях, хранящихся в Даниловом монастыре.
Большинство святынь, хранящихся в настоящее время в Даниловом монастыре, было передано в обитель после ее возрождения в 1983 году. Особенно много святынь поступило в середине 1980-х годов, когда Данилов был единственной иноческой обителью, возвращенной Русской Православной Церкви после почти 70-летнего периода гонений. Верующие восприняли открытие Данилова как первую весть о наступлении благоприятнейших для Церкви времен. Со всех концов страны, из действующих храмов, светских организаций, от архиереев, священнослужителей, благочестивых мирян в монастырь стали поступать святые мощи угодников Божиих, древние и новые иконы, другие священные предметы. Многие святыни были переданы как пожертвования. В обитель также вернулось несколько чтимых икон, принадлежавших прежнему Данилову, и частицы мощей его основателя благоверного князя Даниила. В настоящем очерке даются краткие сведения лишь о главных монастырских святынях.
Мощи святого князя Даниила
Главной святыней Данилова монастыря являются святые мощи его основателя благоверного князя Даниила Московского. Мощи святого Даниила были обретены в 1652 году и хранились в обители до 1930 года, когда был закрыт последний монастырский храм. Затем некоторое время они находились в церкви Воскресения Словущего, что рядом с Даниловым монастырем. В 1932 году этот храм также был закрыт, и мощи святого князя исчезли. В настоящее время в Даниловом монастыре имеется несколько частиц мощей святого Даниила, помещенных в раку, ковчег и иконы.
Рака с частицами мощей святого князя Даниила
Частицы мощей благоверного князя Даниила, помещенные в раку, были переданы Данилову монастырю Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 17 марта 1995 года. История их восходит к 1920–1930-м годам. Мощи в ковчежце, похожем на пенал, с неумелым, но благоговейно выполненным изображением святого князя Даниила, принадлежали архиерею, имя которого осталось неизвестным. В 1930-е годы, находясь в ссылке на севере, он передал их профессору И. Е. Аничкову, который хранил святыню в течение многих лет, а незадолго до своей кончины отдал ее академику Д. С. Лихачеву, наказав вернуть мощи в Данилову обитель в благоприятное время. Д. С. Лихачев вверил святые мощи протоиерею Иоанну Мейендорфу, который для большей сохранности увез их в США, а в 1995 году вернул Русской Православной Церкви. Рака находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, под северной аркой.
Ковчег с частицами мощей святого князя Даниила
Частицы мощей благоверного князя Даниила, принадлежавшие последнему до закрытия настоятелю обители архиепископу Феодору (Поздеевскому, † 1937), были переданы Данилову монастырю предстоятелем Автокефальной Православной Церкви в Америке митрополитом Феодосием 30 мая 1986 года. Ковчег находится в Троицком соборе, у центрального северо-восточного столпа.
Иконы святого князя Даниила с частицами мощей
В Покровском храме находятся две иконы с частицами мощей благоверного князя Даниила. Большой образ, написанный в 1980-е годы игуменом Зиноном (Теодором), находится на столпе между иконостасами; мощи, помещенные в эту икону, были переданы в монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Другая икона с частицей мощей − аналойная, небольшого размера, находится на аналое посреди храма - для поклонения.
Мощи других святых
Рака с мощами преподобноисповедника Георгия (Лаврова)
Преподобноисповедник Георгий († 1932) пострадал за Христа в годы гонений на Церковь, воздвигнутых в России богоборческой властью. Воспитанник знаменитой Оптиной пустыни, в годы революции архимандрит Георгий был настоятелем Мещовской Георгиевской обители в Калужской епархии. Промыслом Божиим избавленный от верной смерти, в 1920-е годы он нес послушание духовника и старца в Даниловом монастыре. За пастырский подвиг был сослан в Казахстан. Умер в Нижнем Новгороде на обратном пути из ссылки. Прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Память его совершается 21 июня / 4 июля (день преставления). Честные мощи преподобного Георгия были обретены вскоре после прославления, осенью 2000 года. Деревянная резная рака с мощами преподобного Георгия, находится в Покровском храме.
Ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского
Ковчег с мощами благоверного князя Александра Невского хранится в Троицком соборе обители, у центрального юго-восточного столпа.
Ковчег с частицей мощей святителя Николая архиепископа Мир Ликийских
Частица мощей святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, подарена монастырю в 1991 году. Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
Ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского
Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
Иконы с частицами мощей
Иконы преподобного Серафима Саровского
В течение 12-и лет в Серафимовской церкви, устроенной в монастырской стене у Святых врат, хранилась келейная икона настоятельницы подмосковного Серафимо-Знаменского скита схиигумении Фамари (Марджановой, † 1935). Икона, написанная в 1912 году, была передана в Данилов монастырь в 1988 году монахиней Евпраксией (Киселевой), родной сестрой монахини Фамари (Протасьевой, † 1987), которая была ученицей и сподвижницей схиигумении Фамари. В 2000 году икона возвращена в возрожденный Серафимо-Знаменский скит, а на месте, где она находилась, помещена точная копия с нее, в которую вложена частица мощей преподобного Серафима. Там же хранятся четки, частичка мантии и часть камня, на котором угодник Божий молился в течение 1000 дней.
Другая икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей находится в Троицком соборе, на центральном юго-западном столпе.
Икона преподобного Сергия Радонежского
Небольшая икона XIX века с частицей мощей находится на аналое в северном приделе Троицкого собора, под большой иконой преподобного Сергия.
Современная икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей находится в Покровской церкви.
Икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
В том же Покровском храме находится икона святителя Луки с частицей мощей. Икона написана в начале XXI века.
Икона блаженной Матроны Московской
Мощи блаженной Матроны, обретенные 8 марта 1998 года, до прославления (2 мая 1999 года) находились в Даниловом монастыре, где происходило их освидетельствование. В настоящее время в обители остались частица мощей блаженной, помещенная в икону. Икона находится в Покровской церкви.
Икона святителя Иоанна Суздальского
Находится в Покровском храме на южной стене.
Чтимые иконы
Три чтимые иконы, ранее находившиеся в Даниловом монастыре, в 1980-е годы были возвращены из церкви Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, куда они были переданы после закрытия обители в 1930 году. Этот храм не закрывался в годы гонений, и иконы сохранились. В церкви Сошествия Святого Духа осталась еще одна старая даниловская икона - благоверного князя Даниила.
Владимирская икона Божией Матери с акафистом
Это самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она была написана для первого каменного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, освященного 18 мая 1561 года. В настоящее время Владимирская икона находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
Икона Божией Матери «Троеручица»
Чтимая икона Божией Матери «Троеручица», написанная в Москве конце 17 – начале 18 века, издревле хранилась в Даниловом монастыре. В настоящее время находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе. В 19 веке дважды в год накануне дня празднования иконы «Троеручица» при огромном стечении народа прямо на улице совершалось всенощное бдение. Икона вернулась в нашу обитель в 1980-е годы с большими повреждениями красочного слоя. Кроме того был утрачен первоначальный оклад, состоявший из серебряных венцов и убора из жемчуга и полудрагоценных камней. При возвращении в обитель икона сразу явила свою чудотворную силу – у реставратора за время работы над ней восстановилось зрение. Позже было явлено и еще одно чудо исцеления: во время совершения акафиста перед Троеручицей у одной женщины исцелилась высохшая рука, которой больная не могла ничего делать.
Икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина
Этот почитаемый образ, написанный маслом в середине XVIII века, пожертвован Данилову монастырю его ктитором Г. А. Владыкиным († 1805). Клейма с изображениями жития преподобного написаны настоятельницей Серпуховского Владычнего монастыря игуменией Митрофанией (Розен, 1861–1874 гг.), родители которой похоронены в Даниловом монастыре. До закрытия обители в 1930 году икона помещалась в местном ряду иконостаса в Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Ныне находится в Троицком соборе, на центральном северо-западном столпе.
Другие чтимые иконы - пожертвования монастырю
Икона Святой Троицы
Эта древняя икона, написанная во второй половине XVI века, была пожертвована в Данилов монастырь в годы его восстановления жителем Москвы, у которого погиб в автокатастрофе младший брат. Погибший собирался принять Таинство Крещения, но смерть настигла его по дороге в храм. В связи с этим трагическим событием и был пожертвован из семейного собрания большой старинный образ Святой Троицы. Это произошло незадолго до освящения Троицкого собора 27 апреля 1986 года, и принесенная в дар икона стала храмовой иконой Троицкого собора. Образ Святой Троицы помещен на центральном юго-восточном столпе храма.
Казанская икона Божией Матери
Икона середины XVIII века, с клеймами, иллюстрирующими «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани». Помещается в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
Икона Божией Матери «Достойно есть»
Икона находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе. На обороте иконы надпись: «Собств. митрополита Нестора, бывшего экзарха Московской Патриархии в Восточной Азии. (Крестовая церковь.) 1959 г.». Митрополит Нестор – выдающийся миссионер, просветитель Камчатки (1885–1962), похоронен в ограде церкви Спаса Преображения в Переделкине.
Икона великомученика Георгия Победоносца
Икона находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе. На оборотной стороне ее сохранилась надпись: «Сия икона сооружена в память войны <...> с Японией на доброхотные средства православных воинов, сражающихся на поле брани, из прихожан села Пущина, в 1905 году. Матвей Климентьев. Алексей Роганов. Тимофей Прокофьев. Савва Павлов. Николай Бычков. Степан Спиридонов. Иван Спиридонов. Иван Климов. Тимофей Дьяков. Дмитрий Кокарев. Иван Дьяков. Терентий Сафонов. Яков Дьяков. Василий Климов. Петр Климов. Яков Дьяков. Григорий Дьяков. Андрей Дьяков. Леонид Дьяков. Александр Жабин».
Икона великомученика Пантелеимона
Икона конца XIX – начала XX века, происходящая из иконописных мастерских Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, была подарена Данилову монастырю в 1980-е годы жительницей Сергиева Посада. Икона находится в Троицком соборе, на центральном юго-западном столпе.
Другие святыни
Башмачок святителя Спиридона Тримифунтского
Нетленные мощи святителя Спиридона Тримифунтского († ок. 348) с XV века хранятся на греческом острове Керкира (Корфу). Бархатный башмачок с его мощей подарен Данилову монастырю в апреле 2007 года митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием, в связи с пребыванием в России десницы святителя Спиридона. Святыня хранится в Покровском храме, в отдельном киоте.